При переломе костей предплечья шина накладывается от

При переломе костей предплечья шина накладывается от

196. При отёке лёгких применяется группа лекарственных средств
нитраты

197. При отказе от госпитализации больного с подозрением на прободную язву желудка и двенадцатиперстной кишки фельдшеру скорой помощи следует:
объяснить ситуацию и настоять на госпитализации

198. При отравлении антихолинергическими препаратами наблюдается:
брадикардия

199. При отравлении ядовитыми грибами неотложная помощь направлена:
на ликвидацию обезвоживания и коллапса

200. При передозировке героина, специфическая антидотная терапия заключается в введении:
налоксона

201. При переломах ребер без повреждения органов грудной клетки необходимо обеспечить:
обезболивание, транспортировку в полусидячем положении

202. При переломе бедра на догоспитальном этапе необходимо фиксировать:
тазобедренный, голеностопный и коленный суставы

203. При переломе диафиза плечевой кости лестничная шина для транспортной иммобилизации должна фиксировать:
плечевой, локтевой и лучезапястный суставы

204. При переломе костей предплечья, иммобилизирующая шина накладывается:
от кончиков пальцев до средней трети плеча

205. При повреждении костей предплечья транспортная иммобилизация должна исключить движения
в лучезапястном и локтевом суставах

206. При повреждении лучезапястного сустава и пальцев кисти
шина располагается от концов пальцев до локтя

207. При повреждении шейного отдела позвоночника с целью транспортной иммобилизации используют:
воротник Шанца
шейный корсет

208. При полной атриовентрикулярной блокаде на ЭКГ отмечается:
отсутствие связи между зубцом Р и комплексом QRST

209. При появлении потуг во время транспортировки роженицы фельдшер скорой помощи должен:
остановить машину и принять роды

210. При приступе бронхиальной астмы противопоказан
Морфин

Vse_testy_po_khirurgii_1 / Тесты / тесты для книги / Тесты Транспортная иммобилизация

К дистракционным транспортным шинам (сочетающим фиксацию с вытяжением) относят…

Выберите правильный вариант ответа.

После наложения транспортной шины для контроля за состоянием кровоснабжения конечности какие части тела должны быть доступны для быстрого осмотра кожи (цвет, температура, отек, наличие пульсации на магистральных артериях).

А) Голень, предплечье;

Г) Поврежденная и здоровая конечность.

Выберите правильную комбинацию ответа.

3. Каковы должны быть границы транспортной иммобилизации у пострадавшего при переломе плечевой кости?

А) пальцы – лопатка здоровой стороны;

Б) кисть – лопатка больной стороны;

В) лучезапястный сустав – лопатка больной стороны;

Г) лучезапястный сустав – плечевой сустав больной стороны;

Д) предплечье – плечо больной стороны.

Выберите правильную комбинацию ответа.

4.Укажите элемент первой помощи на месте происшествия пострадавшему с переломом длинной трубчатой кости:

А) использовать шину Белера;

Б) обезболить место перелома;

В) выполнить репозицию отломков;

Г) иммобилизировать конечность транспортной шиной;

Д) выполнить скелетное вытяжение.

Выберите правильный ответ.

5.Какую шину следует применить для транспортной иммобилизации при переломе бедра?

Д) аппарат Илизарова.

Выберите правильный ответ.

6.Когда и где следует проводить репозицию костных отломков при открытом переломе?

А) на месте получения травмы (при оказании первой помощи);

Б) при транспортировке в стационар;

В) во время санитарной обработки в приемном отделении;

Г) в операционной в ближайшее время после поступления;

Д) в любом из перечисленных мест и в любое время.

Выберите правильный ответ.

7.В рациональный объем помощи при открытых переломах на догоспитальном этапе входит:

А) внутривенное введение анальгетиков;

Б) наложение асептической повязки;

В) наложение швов на рану;

Г) транспортная иммобилизация поврежденной конечности.

Выберите правильные ответы.

8. При переломах бедра транспортной иммобилизацией должны исключаться движения в:

А) тазобедренном суставе;

Б) коленном суставе;

В) коленном и тазобедренном суставах;

Г) голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.

Найдите наиболее полный ответ.

9. При переломе костей таза валик из одежды подкладывается под:

Выберите правильный ответ.

10. Шину Крамера накладывают при переломе

Б) костей конечности;

Выберите правильный ответ.

11. Тактика при переломах ребер без повреждения органов грудной клетки

А) обезболивание, транспортировка в полусидячем положении;

Б) наложение циркулярной повязки;

В) наложение окклюзионной повязки;

Г) наложение транспортной шины.

Выберите правильный ответ.

12. При переломах костей для создания импровизированной шины лучше всего использовать

В) плотную ткань:

Выберите правильный ответ.

13. При переломе костей предплечья шина накладывается:

А) от лучезапястного сустава до верхней трети плеча;

Б) от кончиков пальцев до верхней трети плеча;

В) от основания пальцев до верхней трети плеча.

Выберите правильный ответ.

14. При открытых переломах транспортная иммобилизация проводится:

А) в первую очередь;

Б) во вторую очередь после остановки кровотечения;

В) в третью очередь после остановки кровотечения и наложения повязки.

Выберите правильный ответ.

15. Цели транспортной иммобилизации:

А) Сопоставление костных отломков;

Б) Предупреждение дополнительного повреждения тканей и органов;

В) Предупреждение развития шока при перекладыва­нии и транспортировке пострадавшего.

Выберите правильные ответы.

16. Первая помощь при закрытом вывихе плеча:

А) наложение давящей повязки:

Б) тепло на место повреждения:

В) косыночная повязка:

Г) асептическая повязка.

Выберите правильный ответ.

17. Транспортировка пораженных с механическими повреждениями позвоночника в бессознательном состоянии производится:

А) в положении на боку;

Б) в полусидячем положении с согнутыми в коленях ногами;

В) в положении лежа на животе;

Г) в положении лежа на спине.

Выберите правильный ответ.

18. Иммобилизация — это:

А) обеспечение неподвижности костных отломков;

Б) сопоставление костных отломков;

В) ускорение процессов сращения;

Г) улучшение общего состояния больного;

Д) применение средств, стимулирующих консолидацию.

Выберите правильный ответ.

19. Укажите вид транспортной иммобилизации при переломе — вывихе шейного отдела позвоночника:

При переломе костей предплечья шина накладывается от

5.4. Первая помощь при переломах и вывихах

Перелом кости – это частичное или полное нарушение целости кости, сопровождающееся повреждением мягких тканей.

Абсолютные симптомы перелома являются: деформация и укорочение конечности; подвижность кости в зоне повреждения; наличие костного хруста при прощупывании места перелома. При переломе также часто наблюдают боль, нарушение функции конечности, припухлость тканей в месте перелома.

При переломах, нельзя восстанавливать нормальное положение сломанной кости, обмывать рану и т. д.

Для уменьшения болевого синдрома вводят обезболивающие средства. А последовательность действий зависит от тяжести перелома. При открытых переломах (имеется повреждение кожи над местом перелома) следует провести первичную обработку раны или остановить кровотечение.

Травмированное место нужно прикрыть стерильной повязкой или чистым бинтом, а также обеспечить неподвижность в месте травмы. Необходимо свести к минимуму передвижение пострадавшего, не давать пить и есть.

Так как последнее, в случае госпитализации, может осложнить анестезию или ход хирургического вмешательства. Нужно позаботиться об иммобилизации (неподвижности) места перелома, не допустить возникновения вторичных травм (рис. 5.7 и 5.8).

Необходимо успокоить пострадавшего, не позволять двигаться, садиться или менять позу до того, как проведена иммобилизация перелома. При переломах в области лодыжек и запястий нужно придать травмированной конечности наиболее удобное положение и после этого приступить к ее иммобилизации. Если есть возможность – можно приподнять поврежденную конечность выше уровня тела, чтобы избежать развития отека.

Вывихи – это стойкое смещение суставных поверхностей костей, образующих сустав. При вывихе нарушается нормальное расположение суставных поверхностей и функция пораженного сустава.

Вывих обычно приводит к растяжению или разрыву связок, укрепляющих сустав, а иногда и к повреждению суставной сумки, то есть оболочки, покрывающей двигающиеся поверхности сустава. В результате травмы происходит разрыв местных кровеносных сосудов, что ведет к внутреннему кровотечению и образованию кровоподтеков и припухлости. Давление отекших тканей на нервные окончания создают болевые ощущения. Большинство вывихов возникает в результате травм при падении или ударе. Половина случаев всех вывихов приходится на плечевой сустав при резком ударе по поднятой или вытянутой руке.

Другие, часто встречающиеся, места вывихов:

— пальцы, чаще всего сустав у их основания, например, при резком столкновении с каким-либо твердым предметом; то же относится и к пальцам ног;

— локтевой сустав, обычно при падении на вытянутую руку или при резком рывке ребенка за руку;

— нижняя челюсть, после травмы, нанесенной в момент, когда открыт рот;

Вывихи тазобедренного сустава редки, поскольку он очень прочен.

При возникновении подозрения на вывих, бывает трудно отличить его от перелома, а иногда даже от растяжения.

Симптомы простого вывиха следующие:

· выраженная боль в области сустава, особенно при попытках движения;

· деформация и неестественная форма сустава;

· изменение цвета кожи в области сустава;

· повышенная чувствительность к прикосновениям;

· ограниченная подвижность в травмированном суставе.

Вывихи, как и переломы, являются серьезными травмами и требуют оказания медицинской помощи.

Первая помощь при вывихах:

· Не пытайтесь выпрямить травмированную часть тела.

· Иммобилизуйте пострадавший сустав при помощи лубка или шины, стараясь как можно меньше трогать поврежденное место.

· Наложите холодные компрессы на место вывиха.

· В случае травмы колена или лодыжки постарайтесь держать ногу поднятой, что уменьшит степень отека сустава.

· Обеспечьте пострадавшему удобство и постарайтесь уложить его.

· Следите, не появляются ли признаки шока.

· Вызовите скорую помощь.

Иммобилизация костей и суставов. Перед иммобилизацией обязательно введение обезболивающих лекарств. Для иммобилизации перелома или вывиха лучше всего использовать специальные средства – транспортные шины (проволочную шину Крамера или деревянную шину Дитерихса). Если их нет, то необходимы три основные вещи: жесткий предмет, мягкая прокладка и материал, которым можно прибинтовать поврежденное место к жесткой опоре. Жестким предметом может быть любая вещь: гладильная доска, ручка швабры, зонт, на крайний случай – туго скрученные газеты или журналы. Если под руками нет жестких предметов, придется обойтись мягкими – сложенной в виде подушки накидкой, одеялом или полотенцем, предметами одежды. Мягкие предметы следует прокладывать между жесткой опорой и травмированным местом тела. Прибинтовать получившуюся шину к телу можно чем угодно — полосками ткани, веревками, поясными ремнями и т. д.

Шины накладывают на место перелома для того, чтобы предотвратить смещение обломков, которое способно вызвать боль и вторичные травмы. Существуют определенные правила при наложении шин:

· Накладывая шину, оставьте травмированное место в том положении, в каком нашли его.

· Прежде чем накладывать шину, посмотрите, нет ли на этом месте ран.

· Шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженное тело – ее предварительно надо обернуть тканью, ватой или накладывать на одежду пострадавшего.

· Фиксируйте шину выше и ниже места перелома так, чтобы она не попала на рану. Шина должна перекрывать два сустава, расположенных выше и ниже места перелома.

· Накладывайте шину не слишком туго, чтобы не нарушить нормальное кровообращение. Убедитесь в том, что пальцы пострадавшей конечности не синеют, не немеют. Проверьте, не слишком ли туга повязка, и при необходимости расслабьте ее.

Голову иммобилизуют при помощи пращевидной повязки, которую укрепляют под подбородком и привязывают к носилкам. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии (при этом возникает опасность удушения запавшим языком) то голову следует фиксировать бинтами в положении на боку. Для этого вокруг головы и под подбородком накладывают повязку, концы которой крепко привязывают к ручкам носилок. Голову также можно фиксировать, обложив ее мешочками с песком. Нижнюю челюсть иммобилизуют посредством наложения бинтовой повязки, концы которой идут вокруг головы и под подбородком.

Переломы шейного отдела позвоночника иммобилизуют таким же образом, как и переломы головы.

Иммобилизация частей тела:

Рис. 5.7. Иммобилизация головы, поясничного отдела позвоночника

Раненого с переломом грудного отдела позвоночника укладывают на спину, на доску и привязывают к ней. При отсутствии доски пострадавшего достаточно уложить на носилки и привязать его, чтобы при переносе его тело оставалось неподвижным.

Рис. 5.8. Иммобилизация таза, грудной клетки,

верхней и нижней конечности

Если раненый находится в бессознательном состоянии, то его укладывают на живот, подложив под верхний отдел грудной клетки и лоб валики во избежание удушения запавшим языком или же вдыханием рвотных масс. В положении на животе транспортируют пострадавших и при переломах поясничного отдела позвоночника.

При переломах ребер грудную клетку перевязывают бинтами или же полотенцем. При переломах таза пострадавшего укладывают на доску или же прямо на носилки с согнутыми в коленях ногами, причем под колени подкладывают валик. Перед укладыванием пострадавшего область таза туго забинтовывают.

Часто приходится иммобилизовать конечности. При этом необходимо знать, что иммобилизации подлежат два соседних сустава, располагающихся выше и ниже места перелома. Лишь при обездвиживании этих суставов может быть гарантирован полный покой сломанной конечности.

Верхнюю конечность можно иммобилизовать, подвесив ее бинтами или же косынкой на перевязь, которая завязывается на шее. Нижнюю конечность можно обездвижить, связав вместе обе ноги.

При переломе костей предплечья применяются две шины, которые накладывают с обеих сторон – ладонной и тыльной – сторон предплечья. При иммобилизации голени и бедра шины накладываются с внутренней и внешней сторон травмированной нижней конечности.

Наиболее удобной для иммобилизации является проволочная «лестничная» шина Крамера, которую можно изгибать и придать ей вид сломанной конечности, что особенно важно при открытых переломах.

При переломе костей предплечья шина накладывается от

При наложении шины нужно помнить основное правило: шина накладывается с таким расчетом, чтобы закрепить два сустава — один выше, а второй ниже перелома. Исключением являются переломы плеча и бедра, когда шина должна фиксировать три, т.е. все суставы конечности.

— шины накладывается поверх одежды, подгоняются по здоровой конечности;

— перед наложением шины дать обезболивающие препараты;

— шины накладываются в функционально выгодном положении для конечности, т.е. в физиологическом положении: для верхней конечности — с небольшим отведением в плечевом суставе и сгибании под углом 90 гр. в локтевом суставе, для нижней конечности — с незначительным отведением бедра снаружи, небольшим сгибанием голени в коленном суставе и в перпендикулярном нахождении стопы по отношению к голени.

Смотрите так же:  Туннельный синдром кисти рук

 — в местах костных выступов прокладывают слои ваты для предотвращения образования потертостей, пролежней;

— фиксация шины производится бинтами, тесемками или другим материалом от периферии к центру осторожно, чтобы не причинять дополнительную боль;

— при фиксации шины не должно закрываться место наложения жгута (при открытых переломах сопровождающихся кровотечением), чтобы была возможность в любой момент ослабить жгут;

— конечность с наложенной шиной перед транспортировкой в холодное время года должна быть обязательно утеплена с целью профилактики отморожений;

— для контроля за кровообращением в конечностях концы пальцев кисти и стопы (если они не повреждены) оставляют свободными от повязки.

Наложение шин при отдельных видах переломов имеет свои особенности.

При переломах костей кисти — шина должна идти от кончиков пальцев до середины предплечья. Пальцы должны быть согнуты, в них вкладывается валик из марли или бинта. Ладонная поверхность кисти несколько повернута к животу. После наложения шины и фиксации кисть подвешивается на косынку или бинт, ремень.

При переломах костей предплечья — шину располагают от кон­чиков пальцев до середины плеча. Руку сгибают в локтевом суставе, под прямым углом, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты, в ладонь вкладывается валик. Прибинтовывают шину на всем протяже­нии и затем подвешивают на косынку.

При переломе плечевой кости — шина должна захватывать всю конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны, фиксируя три сустава. Она пройдет от кончиков пальцев по задненаружной поверхности предплечья и плеча на спину до лопатки на здоровой стороне. При отсутствии одной достаточной длины лестничной шины, можно воспользоваться двумя короткими лестничными шинами. После их наложения и фиксации рука подвешивается на косынке или бинте. При переломе ключицы — фиксацию осуществляют мягкими по­вязками. Можно осуществить иммобилизацию, подвесив конечность на стороне повреждения на косынку или прибинтовать руку к туловищу с помощью повязки типа Дезо.

При переломе ребер — при изолированных переломах одного или двух ребер наложение иммобилизирующей повязки не требуется. При переломе трех и более ребер на одной или обеих половинках грудной клетки можно применить простую бинтовую повязку на грудь с «портупеей».

При переломах костей стопы — шину располагают от кончи­ков пальцев стопы до середины голени, изгибая ее в виде буквы «Г». Стопа находится под прямым утлом к голени. Шина наклады­вается по задней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы.

При переломе костей голени — накладывают три лестничных шины: одна — по задней поверхности голени и по подошвенной по­верхности стопы, предварительно изогнутую таким образом, чтобы стопа была под углом 90° к оси голени, верхний конец должен до­ходить до середины бедра; вторая и третья накладываются с наруж­ной и внутренней стороны конечности с основания стопы до середин бедра.

При переломе бедра — требуется особенно тщательная иммоби­лизация. Для этого используют три лестничных шины: две лестнич­ные шины соединяют, чтобы получилась шина длиной от подмышечной впадины до внутреннего края стопы, изогнутая у стопы в виде бук­вы «Г», эта шина наружная; вторая шина накладывается на заднюю поверхность конечности от лопатки или ягодицы до кончиков паль­цев стопы и так же изогнута; третья шина располагается на внут­ренней поверхности конечности от промежности до края стопы.

При переломах костей черепа — чаще используют подручные средства, так как произвести иммобилизацию с помощью лестничных шин трудно. Использовать можно слабо надутый подкладной круг и автомобильную камеру, уменьшив ее размеры путем перевязывания с двух сторон. При отсутствии круга и камеры применяют ватно-марлевый «бублик», который изготавливается следующим образом: плотный жгут из серой ваты толщиной 4-5 см обвертывают бинтом, замкнув его концы.

При отсутствии стандартных шин, особенно в условиях летнего или зимнего похода, для осуществления транспортной иммобилизации можно использовать подручные средства. С этой целью применяют рейки, бруски, картон, пучки хвороста. Менее пригодны палки, лыжи, лопаты и др. Не следует применять оружие, металлические предметы и полосы металла.

При отсутствии подручных средств транспортную иммобилизацию осуществляют путем прибинтовывания верхней конечности к туловищу; а поврежденную нижнюю конечность — к неповрежденной конечности.

Первая медицинская помощь при переломах.

Первая помощь при переломах является началом их лечения, так как предупреждает.

Краткая медицинская характеристика ожогов и первая…

Ожог — это повреждение тканей, возникающее от местного теплового, химического, электрического или радиационного воздействия. Ожоги.

Какой бывает шина при переломе костей предплечья, разбираемся в деталях

Наложение шины при переломе костей предплечья является первостепенной мерой первой помощи больному.

Надежная фиксация пострадавшей руки сокращает смещение обломков, предотвращает сильную боль при случайном движении и при правильной установке сокращает сроки реабилитации.

Первая помощь пострадавшему

Помогая человеку, перед наложением шины при переломе предплечья необходимо тщательно осмотреть пострадавшее место:

  1. Если травма носит открытый характер, сначала следует очистить кожу вокруг раны антисептиком и накрыть ее стерильной материей. При сильном кровотечении необходим жгут. Обязательно приклейте к нему бирку с точным временем установки, чтобы кровоток не перекрывался дольше положенного срока.
  2. При смещении отломков следует остановить кровь, накрыть рану салфеткой.
  3. При закрытой травме пострадавшему дается обезболивающее. Его следует посадить и нельзя оставлять без присмотра, так как из-за шока возможны обмороки.

Только после первоначальной обработки места ранения происходит наложение шины Крамера при переломах костей предплечья.

Врачи предупреждают! Категорически запрещено пытаться вправить кость и дотрагиваться до нее каким бы то ни было способом.

Как наложить шину при переломе предплечья

Итак, человек неудачно упал или получил травмы иным способом. Как наложить шину при переломе костей предплечья?

Для начала необходимо позаботиться о наличии нужных «ингредиентов».

Человеку, оказывающему помощь, понадобиться подготовить:

  • лестничную металлическую шину (длина — 80 см, ширина — 8 см);
  • пару бинтов;
  • вату;
  • материю для создания поддерживающей косынки;
  • ножницы;
  • возможно, булавку для скрепления косынки.

Стоит знать! Главная цель наложения шины Крамера при переломе предплечья — иммобилизировать суставы выше и ниже травмированного места.

Далее предпринимается следующий порядок действий:

  1. Чтобы успокоить пострадавшего, его следует отвлечь разговором, дать обезболивающее и принять другие необходимые меры для стабилизации психологического состояния.
  2. Раненый должен сидеть лицом к тому, кто устанавливает шину Крамера при переломе предплечья.
  3. Прежде всего, необходимо освободить травмированное место от одежды без чрезмерных манипуляций с рукой. Легче всего — осторожно разрезать рукав.
  4. Транспортная шина при переломе предплечья должна быть обернута ватой, которую следует закрепить бинтом. Это обязательно, так будет мягче пострадавшему.
  5. Чтобы обнаружить место сгиба шины при переломе предплечья, следует проводить манипуляции со здоровой рукой пациента.
  6. Конструкция должна быть согнута под углом 90 о так, чтобы ее нижний конец выходил за пределы пальцев на пару сантиметров, сгиб был в районе локтя, а верхний край не доходил до верхней трети плеча.
  7. Сделанную заготовку еще раз сверяют по здоровой конечности для избегания ошибок.
  8. Для наложения шины при переломе костей предплечья пострадавшую руку аккуратно сгибают в локте и накладывают конструкцию.
  9. При правильном шинировании рука до локтя ложится на конструкции ладонью вниз. Далее после сгиба фиксирующая шина Крамера при переломе костей предплечья должна плотно прилегать к верхней части конечности.
  10. Если наложение шины Крамера при переломе предплечья прошло успешно, конструкцию фиксируют бинтом, совершая витки по спирали от запястья до плеча.
  11. Последний этап — создание фиксирующей косыночной повязки для устранения нагрузки с пострадавшей конечности.

Чтобы закрепить материал, можно посмотреть обучающее видео.

Почему при переломе костей предплечья накладывается шина Крамера?

Конечно, в домашних условиях не всегда удается обнаружить особый материал для транспортной иммобилизации больного.

Но наложение шины Крамера при переломе костей предплечья обладает своими преимуществами:

  • лестничная конструкция позволяет подстраивать ее под форму конечности, обеспечивая максимальную неподвижность;
  • четкая фиксация предотвратит ухудшение симптомов: дальнейшее смещение осколков, большее выпирание при открытой травме, случайное соскальзывание и выпадение руки и др.;
  • шинирование таким методом учитывает анатомические особенности руки;
  • для данного вида травм дополнительно к фиксирующей конструкции следует применять косынку или бандаж.

Если, что вовсе не редкость, под рукой нет необходимых медицинских изделий, транспортную иммобилизацию конечности можно осуществить с помощью любых твердых реек и материала для повязки.

При переломе руки очень важно зафиксировать пострадавшее место, чтобы место раны оставалось в неизменном состоянии до оказания врачебной помощи. Специальная конструкция Крамера — самый лучший вариант для этого. Однако можно обойтись и простыми средствами.

Важно! Нужно обезболить рану любым доступным анальгетиком, приложить холод и успокоить пострадавшего.

Современные шины XXI века

Новый век несет в себе новые технологии, которые, разумеется, применяются и в медицине — одной из наиболее наукоемких сфер человеческой деятельности.

Прогресс коснулся и шин для транспортной иммобилизации:

  1. Более гибкой по сравнению с проволочной конструкцией Крамера является металлическая сетчатая модель.
  2. В современной травматологии используется надувная полимерная шина, которая удобно крепится на молнии, плотно облегает поврежденную конечность за счет нагнетаемого воздуха. Ее удобство заключается в возможности применения поверх одежды без использования бинтов.
  3. Также применяется пластмассовая конструкция на шнуровке, благодаря чему ее проще накладывать, чем требующую перевязки бинтами модель Крамера.

Интересно! Современные конструкции выгодно отличаются от классических методов: они лучше фиксируют поврежденные части тела, проще накладываются и являются более удобными.

Однако такие конструкции могут быть дорогостоящими и довольно редкими, особенно для провинциальных медучреждений и домашних аптечек.

Поэтому классические методы шинирования все еще актуальны.

Первая медицинская помощь при кровотечениях и переломах костей

1. Первая медицинская помощь при переломах бедра, голени, плеча, предплечья. Общие правила наложения шин при переломах костей конечностей

1.1. Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин.

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:

  • боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;
  • движения в суставах невозможны или значительно ограничены;
  • при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;
  • движения в суставах невозможны;
  • отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра — это шина Дитерихса.
Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис. 1). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.

Рис. 1. Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцами

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Иммобилизация лестничными шинами. Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.

Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами (рис. 2).

Рис. 2. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра

Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.
При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.

Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.
2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.
3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).
4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.
5. Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.
Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис. 3).

Рис. 3. Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра:
а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис. 4 а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. 4 б).

Смотрите так же:  Закрытый перелом костей запястья

Рис. 4. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»:
а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.
Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

1.2. Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин.

Основные признаки повреждений голени:

  • боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;
  • деформация в месте повреждения голени;
  • движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;
  • обширные кровоподтеки в области повреждения.

Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см (рис. 5).

Рис. 5. Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени:
а – подготовка лестничных шин; б – наложение и фиксация шин

Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами.
Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120см (рис. 6).

Рис. 6. Иммобилизация двумя лестничными шинами повреждений голени

Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:

1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).
2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.
3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.
4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.
5. Сдавление ноги тугим бинтованием при укреплении шины.
6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.

Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами (рис. 7).

Рис. 7. Транспортная иммобилизация повреждений голени подручными средствами

1.3. Первая медицинская помощь при переломах плеча. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов плеча и повреждений смежных суставов:

  • выраженная боль и припухлость в области повреждения;
  • боль резко усиливается при движении;
  • изменение формы плеча и суставов;
  • движения в суставах значительно ограничены или невозможны;
  • ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Иммобилизация лестничной шиной — наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча.

Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2–3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.
Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты (рис. 8).

Рис. 8. Положение пальцев кисти при иммобилизации верхней конечности

Подготовка шины (рис. 9):

  • Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом;
  • Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом;
  • Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.
  • Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.
  • Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.
  • Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.
  • К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см (рис. 10).

Рис. 9. Подготовка шины для иммобилизации верхней конечности

Рис. 10. Лестничная шина, изогнутая для иммобилизации всей верхней конечности

Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе (рис. 11).

Рис. 11. Транспортная иммобилизация всей верхней конечности лестничной шиной:
а – прикладывание шины к верхней конечности и связывание ее концов;
б – укрепление шины бинтованием; в – подвешивание руки на косынке

Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать (рис. 12).

Рис. 12. Фиксация верхнего конца лестничной шины при иммобилизации верхней конечности

При иммобилизации плеча лестничной шиной возможны следующие ошибки:

1. Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.
2. Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.
3. Плохое моделирование шины.
4. Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.
Иммобилизация косынкой медицинской. Обездвиживание косынкой осуществляется в положении небольшого переднего отведения плеча при согнутом под прямым углом локтевом суставе. Основание косынки обводится вокруг туловища примерно на 5 см выше локтя и концы ее связываются на спине ближе к здоровой стороне. Вершина косынки заводится кверху на надплечье поврежденной стороны. В образовавшемся кармане удерживается локтевой сустав, предплечье и кисть.
Вершина косынки на спине связывается с более длинным концом основания. Поврежденная конечность оказывается полностью охваченной косынкой и фиксированной к туловищу.
Иммобилизация подручными средствами. Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью.
Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо.
Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать.
Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.

1.4. Первая медицинская помощь при переломах предплечья. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов костей предплечья:

  • боль и припухлость в области травмы;
  • боль значительно усиливается при движении;
  • движения поврежденной руки ограничены или невозможны;
  • изменение обычной формы и объема суставов предплечья;
  • ненормальная подвижность в области травмы.

Иммобилизация лестничной шиной — наиболее надежный и эффективный вид транспортной иммобилизации при повреждениях предплечья.
Лестничная шина накладывается от верхней трети плеча до кончиков пальцев, нижний конец шины выстоит на 2 –3 см. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а кисть обращена ладонью к животу и незначительно отведена в тыльную сторону, в кисть вкладывают ватно-марлевый валик для удержания пальцев в положении полусгибания (рис. 13 а).

Рис. 13. Транспортная иммобилизация предплечья:
а – лестничной шиной; б — подручными средствами (с помощью дощечек)

Лестничную шину длиной 80 см, обернутую серой ватой и бинтами, сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава таким образом, чтобы верхний конец шины находился на уровне верхней трети плеча, участок шины для предплечья изгибают в виде желоба. Затем прикладывают к здоровой руке и исправляют недостатки моделирования. Подготовленную шину накладывают на больную руку, прибинтовывают на всем протяжении и подвешивают на косынку.
Верхняя часть шины, предназначенная для плеча, должна быть достаточной длины, чтобы надежно обездвижить локтевой сустав. Недостаточная фиксация локтевого сустава делает иммобилизацию предплечья неэффективной.
При отсутствии лестничной шины, иммобилизацию осуществляют с помощью фанерной шины, дощечки, косынки, пучка хвороста, подола рубахи (рис. 13 б).

1.5. Общие правила наложения шин при переломах костей конечностей.

  • шины должны быть надежно закреплены, хорошо фиксировать область перелома;
  • шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-нибудь тканью;
  • создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;
  • при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный тазобедренный).

2. Особенности оказания первой медицинской помощи при переломах костей таза, позвоночника, ребер, ключицы, нижней челюсти

2.1. Особенности оказания первой медицинской помощи при переломах костей таза.

Повреждения таза часто сопровождаются значительной кровопотерей, развитием шокового состояния, повреждением мочевого пузыря. Своевременно и правильно выполненная транспортная иммобилизация оказывает существенное влияние на исход травмы.

Признаки перелома костей таза:

  • боль в области таза, которая резко усиливаются при движении ног;
  • вынужденное положение (ноги согнуты в коленях и приведены);
  • резкие боли при ощупывании крыльев таза, лобковых костей, при сдавлении таза в поперечном направлении.

Транспортная иммобилизация заключается в укладывании раненого на носилки с деревянным или фанерным щитом в положении на спине.
Щит накрывают одеялом и подкладывают ватно-марлевые прокладки под заднюю поверхность таза для предупреждения образования пролежней. На область таза накладывают тугую повязку широкими бинтами, полотенцем или простыней. Ноги полусогнуты в тазобедренных и коленных суставах и разведены. Под колени подкладывают скатку шинели, вещевой мешок, подушки, одеяла и т.д., создавая так называемое положение лягушки (рис. 14). Больного фиксируют к носилкам простыней, широкой полосой ткани, простынями, матерчатыми ремнями.

Рис. 14. Транспортная иммобилизация при повреждениях таза на носилках со щитом

Ошибки иммобилизации при повреждении таза:

1. Неосторожное перекладывание больного, что приводит при переломах к дополнительному повреждению острыми концами костных отломков мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, крупных сосудов.
2. Транспортировка пострадавшего на носилках без щита.
3. Отсутствие фиксации больного к носилкам.
Травмы таза могут сопровождаться повреждением мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, поэтому во время эвакуации необходимо обращать внимание — мочился ли больной, какого цвета моча, есть ли в моче примесь крови и своевременно сообщать об этом врачу. Задержка мочеиспускания более чем на 8 часов требует катетеризации мочевого пузыря.

2.2. Особенности оказания первой медицинской помощи при переломах позвоночника

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.
Транспортная иммобилизация при повреждениях шейного отдела позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Признаками тяжелых повреждений шейного отдела позвоночника являются:

  • невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении;
  • искривление шеи;
  • полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга;
  • кровотечение;
  • свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем, обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рисунке (рис. 15).

Рис. 15. Транспортная иммобилизация шиной Башмакова:
а – моделирование шины; б — обертывание шин ватой и бинтами; в – прибинтовывание шины к туловищу и голове пострадавшего; г – общий вид наложенной шины

Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14 – 16см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй – подкладывает и прибинтовывает шину.
Иммобилизация картонно – марлевым воротником (типа Шанца) (рис. 16).

Рис. 16. Картонный воротник типа Шанса:
а – выкройка из картона; б – выкроенный воротник обернут ватой и марлей, пришиты завязки; в – общий вид иммобилизации воротником

Воротник может быть заготовлен заранее. Он успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника.
Из картона делают фигурную заготовку размерами 430х140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки.
Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.
Иммобилизация ватно-марлевым воротником (рис. 17).

Рис. 17. Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником

Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14 — 16 см. Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях шейного отдела позвоночника:

1. Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.
2. Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.
3. Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.
4. Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.
Транспортировка пострадавших с повреждениями шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.
Транспортная иммобилизация при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника. Пострадавшие с травмой позвоночника нуждаются в особо бережной транспортировке, так как возможно дополнительное повреждение спинного мозга. Иммобилизация показана при переломах позвоночника как с повреждением спинного мозга, так и без его повреждения.

Смотрите так же:  Лягушка из бумаги на пальцы своими руками

Признаки повреждения позвоночника:

  • боли в области позвоночника, усиливающиеся при движениях;
  • онемение участков кожи на туловище или конечностях;
  • больной не может самостоятельно двигать руками или ногами.

Транспортная иммобилизация у пострадавших с повреждениями позвоночника достигается тем, что каким-либо способом устраняют провисание полотнища носилок. Для этого на них укладывают обернутый одеялом фанерный или деревянный щит (доски, фанерные или лестничные шины и др.).

Иммобилизация с помощью лестничных и фанерных шин. Четыре лестничные шины длиной 120 см, обернутые ватой и бинтами, укладывают на носилки в продольном направлении. Под них в поперечном направлении укладывают три – четыре шины длиной 80 см. Шины связывают между собой бинтами, которые с помощью кровоостанавливающего зажима продергивают между просветами проволоки. Аналогичным порядком могут быть уложены фанерные шины. Сформированный таким образом щит из шин сверху укрывают сложенным в несколько раз одеялом или ватно-марлевыми подстилками. Затем на носилки осторожно перекладывают больного.
Иммобилизация подручными средствами. Деревянные рейки, узкие доски и др. укладывают как показано на рисунке (рис. 18) и прочно связывают между собой. Затем накрывают их подстилкой достаточной толщины, перекладывают пострадавшего и фиксируют его.

Рис. 18. Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью узких досок:
а – вид спереди; б – вид сзади

При наличии широкой доски допустимо уложить и привязать пострадавшего на ней (рис.19).

Рис. 19. Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью широкой доски

Для транспортировки и переноски раненого можно приспособить снятую с петель дверь. Вместо досок можно использовать лыжи, лыжные палки, жерди, уложив их на носилки. Однако следует очень тщательно обезопасить от давления те участки тела с которыми эти предметы будут соприкасаться, чтобы предупредить образование пролежней.
При любом способе иммобилизации, пострадавшего необходимо фиксировать к носилкам, чтобы он не упал при переноске, погрузке, при подъеме или спуске по лестнице. Фиксацию осуществляют полосой ткани, полотенцем, простыней, медицинской косынкой, специальными ремнями и др. Под поясницу необходимо подкладывать небольшой валик из серой ваты или одежды, что устраняет ее провисание (рис. 20).

Рис. 20. Положение пострадавшего на щите при повреждении позвоночника

Под колени рекомендуется подложить свернутую валиком одежду, одеяло или небольшой вещевой мешок. В холодное время года больной должен быть тщательно укутан одеялами.
В крайних случаях, при отсутствии стандартных шин и подручных средств, пострадавший с повреждением позвоночника укладывается на носилки в положении на животе (рис. 21).

Рис. 21. Положение пострадавшего с повреждением позвоночника при транспортировке на носилках без щита

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника:

1. Отсутствие какой-либо иммобилизации — это наиболее частая и грубая ошибка.
2. Отсутствие фиксации пострадавшего на носилках со щитом или шине из подручных средств.
3. Отсутствие валика под поясничным отделом позвоночника.

Эвакуация больного должна осуществляться санитарным транспортом. При транспортировке обычным транспортом, под носилки необходимо подстелить солому и т.д., чтобы свести до минимума возможность дополнительной травматизации. Повреждения позвоночника часто сопровождаются задержкой мочеиспускания, поэтому во время длительной транспортировки необходимо своевременно опорожнять мочевой пузырь больного.

2.3. Особенности оказания первой медицинской помощи при переломах ребер

Одновременно с повреждением ребер могут возникнуть повреждения межреберных сосудов, нервов и плевры. Острые концы сломанных ребер могут повредить ткань легкого, что ведет к скоплению воздуха в плевральной полости, легкое спадается и выключается из дыхания.
Наиболее тяжелые расстройства дыхания наступают при множественных переломах ребер, когда каждое ребро ломается в нескольких местах («окончатые переломы») (рис. 22). Такие повреждения сопровождаются парадоксальными движениями грудной клетки во время дыхания: при вдохе поврежденный участок грудной стенки западает, мешая расправлению легкого, а при выдохе — выбухает.

Рис. 22. Механизм парадоксального движения грудной стенки при «окончатых» переломах ребер

Признаками переломов ребер следует считать:

  • боль по ходу ребер, которая усиливается при дыхании;
  • ограничение вдоха и выдоха из-за болей;
  • хрустящий звук в области перелома при дыхательных движениях грудной клетки;
  • парадоксальные движения грудной клетки при «окончатых» переломах;
  • скопление воздуха под кожей в области перелома;
  • кровохарканье.

Иммобилизация при переломах ребер осуществляется тугим бинтованием (рис. 23), которое выполняют при неполном выдохе, иначе повязка будет свободной и никакой фиксирующей функции выполнять не будет. Однако необходимо учитывать, что тугая повязка ограничивает дыхательные движения грудной клетки и длительная иммобилизация может привести к недостаточной вентиляции легких и ухудшению состояния больного.

Рис.23. Фиксирующая бинтовая повязка при переломе ребер

При множественных переломах ребер с парадоксальными дыхательными движениями грудной клетки («окончатые переломы») на месте травмы (поле боя) накладывают тугую бинтовую повязку на грудную клетку и как можно быстрее эвакуируют больного. При задержке эвакуации более чем на 1-1,5 часа должна быть выполнена внешняя фиксация «окончатого» перелома ребер по методу Витюгова-Айбабина.
Для внешней фиксации перелома используют пластинку любой твердой пластмассы размером 25х15 см или фрагмент лестничной шины длинной около 25 см. В пластмассовой пластинке делают несколько отверстий (рис. 24).

Рис. 24. Пластмассовая пластинка для внешней фиксации «окончатого» перелома ребер

Мягкие ткани прошивают хирургическими нитями и привязывают их к пластмассовой шине или фрагменту лестничной шины выгнутому по контуру грудной клетки (рис. 25).

Рис. 25. Фиксация «окончатого» перелома ребер методом Витюгова–Айбабина:
а – вертикальная плоскость; б – горизонтальная плоскость

2.4. Особенности оказания первой медицинской помощи при переломах ключицы

Наиболее частым повреждением ключицы следует считать переломы, которые, как правило, сопровождаются значительным смещением отломков (рис. 26).

Рис. 26. Смещение костных отломков при переломе ключицы:
а, б – распределение сил, смещающих центральный и периферический отломки

Острые концы костных отломков расположены близко к коже и легко могут ее повредить.
При переломах и огнестрельных ранениях ключицы могут быть повреждены, расположенные рядом, крупные подключичные сосуды, нервы плечевого сплетения, плевра и верхушка легкого.

Признаки перелома ключицы:

  • боль в области ключицы;
  • укорочение и изменение формы ключицы;
  • значительная припухлость в области ключицы;
  • движения рукой на стороне повреждения ограничены и резко болезненны;
  • патологическая подвижность.

Иммобилизацию при повреждениях ключицы осуществляют бинтовыми повязками.
Наиболее доступный и эффективный способ транспортной иммобилизации – прибинтовывание руки к туловищу с помощью повязки Дезо (см. главу Десмургия).

2.5. Особенности оказания первой медицинской помощи при переломах нижней челюсти

Транспортная иммобилизация при повреждениях нижней челюсти (переломах и повреждениях) осуществляется стандартной пластмассовой пращевидной шиной (рис.27).

Рис. 27. Шина пластмассовая пращевидная:
а – опорная матерчатая шапочка; б – общий вид наложенной шины

Иммобилизация нижней челюсти показана при закрытых и открытых переломах, обширных ранах и огнестрельных ранениях.

Шина состоит из двух основных деталей: жесткой подбородочной пращи, изготовленной из пластмассы, и матерчатой опорной шапочки с отходящими от нее резиновыми петлями.
Техника применения. Опорная матерчатая шапочка одевается на голову и укрепляется с помощью тесемок, концы которых связывают в области лба.
Пластмассовую пращу выстилают с внутренней поверхности слоем серой компрессной ваты, завернутым в кусок марли или бинта. Пращу прикладывают к нижней челюсти и соединяют с опорной шапочкой при помощи отходящих от нее резинок. Для удержания пращи, обычно, достаточно применения по одной средней или задней резиновой петли с каждой стороны.

В случае длительного обездвиживания пластмассовой подбородочной шиной возникает необходимость поить и кормить больного. Кормить следует только жидкой пищей через тонкую резиновую или полихлорвиниловую трубочку длинной 10-15 см, введенную в полость рта между зубами и щекой до коренных зубов. Конец полихлорвиниловой трубочки следует предварительно оплавить, чтобы не повредить слизистую оболочку полости рта.
Когда отсутствует стандартная пращевидная шина, иммобилизация нижней челюсти осуществляется широкой пращевидной повязкой или мягкой повязкой «уздечка». Перед наложением повязки под нижнюю челюсть необходимо подложить кусок плотного картона, фанеры или тонкую дощечку размером 10х5 см, обернутую серой ватой и бинтом. Пращевидную повязку можно сделать из широкого бинта, полосы легкой ткани.
Повязка «уздечка». Применяется для удержания перевязочного материала при ранениях нижней челюсти (рис. 28).

Рис. 28. Повязка «уздечка»

Первые закрепляющие круговые ходы идут вокруг головы. Далее по затылку ход бинта ведут косо на правую сторону шеи, под нижнюю челюсть и делают несколько вертикальных круговых ходов, которыми закрывают темя или подчелюстную область в зависимости от локализации повреждения. Затем бинт с левой стороны шеи ведут косо по затылку в правую височную область и двумя-тремя горизонтальными циркулярными ходами вокруг головы закрепляют вертикальные туры бинта.
В случае повреждения в области подбородка, повязку дополняют горизонтальными круговыми ходами с захватом подбородка (рис. 29).

Рис. 29. Повязка «уздечка» с захватом подбородка

После выполнения основных туров повязки «уздечка», проводят ход бинта вокруг головы и ведут его косо по затылку, правой боковой поверхности шеи и делают несколько горизонтальных круговых ходов вокруг подбородка. Затем переходят на вертикальные круговые ходы, которые проходят через подчелюстную и теменную области. Далее ход бинта через левую поверхность шеи и затылок возвращают на голову и делают круговые туры вокруг головы, после чего все туры бинта повторяют в описанной последовательности.
При наложении повязки «уздечка» раненый должен держать рот приоткрытым, либо под подбородок во время бинтования подкладывается палец, чтобы повязка не мешала открывать рот и не сдавливала шею.
Пращевидная повязка. Пращевидные повязки позволяют удерживать перевязочный материал в области подбородка (рис. 30).

Рис. 30. Пращевидная повязка на нижнюю челюсть

Неразрезанной частью пращу закрывают асептический материал в области раны, а концы ее перекрещивают и связывают сзади (верхние — в области шеи, нижние — на затылке либо на темени).
Транспортировка пострадавших с повреждениями нижней челюсти и лица, если позволяет состояние, осуществляется в положении сидя.

3. Применение индивидуальных средств медицинской защиты (пакета перевязочного индивидуального, аптечки индивидуальной) при переломах костей

1.1. Применение пакета перевязочного медицинского индивидуального стерильного (ППИ) при переломах костей

ППИ обеспечивает наложение первичной повязки на рану (открытый перелом) с целью остановки кровотечения и предохранения ран от вторичного инфицирования, а также прибинтовывание шины при иммобилизации конечностей.

Порядок вскрытия пакета перевязочного индивидуального (рис. 31):

  • Наружную оболочку разрывают по имеющемуся надрезу.
  • Извлекают булавку и перевязочный материал, упакованный в бумажную оболочку.
  • Бумажную оболочку снимают с помощью разрезной нитки.
    Повязку разворачивают таким образом, чтобы не касаться руками тех поверхностей ватно-марлевых подушечек, которые будут прилегать к ране. Ватно-марлевые подушечки берут руками только со стороны прошитой цветными нитками.

Рис. 31. Индивидуальный перевязочный пакет и порядок его вскрытия:
а – порядок вскрытия пакета; б – пакет в развернутом виде; 1 – неподвижная подушечка; 2 – подвижная подушечка; 3 – бинт; 4 – начало бинта; 5 – головка бинта; 6 – цветные нитки.

Применение пакета перевязочного индивидуального для оказания первой помощи:

  • Если повязку накладывают на одну рану, вторую подушечку следует уложить поверх первой.
  • Если повязку накладывают на две раны, то подвижную подушечку отодвигают от неподвижной на такое расстояние, чтобы можно было закрыть обе раны.
  • Подушечки удерживают на ранах с помощью бинта.
  • Конец бинта закрепляют булавкой на поверхности повязки или завязывают.

1.2. Применение аптечки индивидуальной (АИ) при переломах костей

В аптечке АИ в гнезде 3 находится шприц-тюбик (с белым колпачком), содержащий противоболевое средство, которое вводится под кожу для уменьшения боли при ранениях, ожогах и переломах.
В гнезде 5 в двух белых пеналах прямоугольной формы содержится по восемь таблеток противобактериального средства. При ранениях, ожогах или угрозе бактериологического (биологического) заражения принимается одновременно восемь таблеток препарата, через 6–8 ч – повторно восемь таблеток из второго пенала.
Лекарственные средства, содержащиеся в аптечке, применяют в зависимости от показаний как по указанию командира (старшего), так и самостоятельно в соответствии с инструкциями, которые доводят до личного состава в процессе военно-медицинской подготовки.
Самостоятельно при наличии показаний применяют противоболевое средство — при травмах и ожогах, сопровождающихся сильными болями; противобактериальное средство — при ранениях и ожогах.
Установленные дозировки лекарственных средств необходимо строго соблюдать во избежание снижения их эффективности или проявления отрицательного воздействия на организм.
Для использования шприц-тюбика необходимо (рис. 32): извлечь шприц-тюбик из аптечки; одной рукой взяться за ребристый ободок канюли, другой — за корпус и повернуть корпус по ходу часовой стрелки до упора — для прокола мембраны; взять шприц-тюбик за канюлю, снять колпачок, защищающий иглу; удерживая шприц-тюбик за ребристый ободок канюли и не сжимая пальцами тюбика, ввести иглу в мягкие ткани бедра, ягодицы или плеча (можно через одежду) до канюли; выдавить содержимое тюбика, сжимая его корпус; не разжимая пальцев, извлечь иглу.
Использованные шприц-тюбики в обязательном порядке приколоть к одежде на груди пораженного для учета количества введенного антидота при осуществлении дальнейших лечебных мероприятий.

Рис. 32. Правила пользования шприц-тюбиком

Противоболевое средство следует применять при сильных болях, вызванных переломами, обширными ранами, размозжением тканей и ожогами.
Для применения содержимого пеналов необходимо: отвинтить крышку пенала, принять рекомендуемое количество таблеток, указанное в описании каждого препарата, и запить таблетки водой из фляги. При отсутствии воды таблетки необходимо разжевать и проглотить.
Противобактериальное средство — содержимое одного пенала принимают при опасности заражения возбудителями инфекционных заболеваний, а также при ранениях и ожогах. Повторный прием (содержимое одного пенала) осуществляют через 6—8 ч после первого.