Расслабить кисти рук

Пальчиковые игры. Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.

Источник: Е.Селезнева, «Мамина книга», М.: Издательский дом МСП, 1997.

Оглавление

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.

«Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Гимнастика для пальчиков

Гимнастика для пальчиков Пальчиковая гимнастика – очень полезное занятие. Стимуляция кисти малыша способствует развитию речевых центров. Проводить гимнастику очень просто: разминайте, сгибайте и разгибайте все пальчики поочередно, начиная с мизинчика. Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел. (Автор неизвестен) Важно, чтобы в ручки малыша попадали игрушки, обеспечивающие.

Комплекс массажных приемов для детей грудного возраста: животик, грудь, ручки

Комплекс массажных приемов для детей грудного возраста: животик, грудь, ручки Уложите малыша на спинку, ножками к себе. Массаж живота Начните с поглаживаний животика по часовой стрелке. Затем проведите встречное поглаживание: руки кладут на живот малыша вверху и внизу, и поглаживают вдоль прямых мышц живота, двигая руки навстречу друг другу. Для профилактики пупочной грыжи, после полного заживления пупочной ранки, следует пощипывать кожу вокруг пупка. Затем завершить поглаживанием. Массаж.

Нужно ли учить ребенка правильно держать карандаш?

Это означает, что у детей более крупные мышцы туловища и рук развиваются прежде мелких мышц кисти, а мышцы, находящиеся ближе к центру тела (плеч) развиваются прежде тех мышц, которые находятся дальше от центра ( кисти ).

Игры для детей от 3-х до 6-ти месяцев

Игры, стимулирующие речевое развитие ☀ ИГРА «ОЩУПЫВАЕМ ЛИЦО» ☀ Если ваш ребенок скован, плохо поднимает руки вверх и пальчики на руках не расправляются, перед началом игры сделайте массаж для расслабления мышц плеча и разведения пальчиков руки: — обхватите ручки ребенка в лучезапястном суставе, слегка потрясите их, разводя в стороны, — расслабятся мышцы плеча; — обхватите ручки ребенка в локтевом суставе, потрясите их — расслабятся пальчики. Возьмите одну из ручек ребенка за.

Упражнения для кистей рук.

Полезные упражнения для кистей рук в качестве разминки в течение рабочего дня, которые Анатомия руки.помогут улучшить кровообращение и со временем придадут кистям более правильные формы. 1. Поднять руки вверх и с усилием сжимать в кулак и разжимать пальцы. 2. Потрясти в воздухе расслабленными кистями, постепенно поднимая их в стороны и вверх. 3. Соединить ладони вместе перед грудью, с напряжением нажимая на концы пальцев, наклонять кисти рук то вправо, то влево. 4. Соединить ладони вместе.

Веселая переменка

Зарядка для кистей рук Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели. (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы) *** Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. *** Мы поставили пластинку.

Пальчиковые игры для самых маленьких [2-3 года]

ЗАЙКА Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( руки за спиной ) Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать нос ) Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать руки ) Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать ушки ) ВОРОНА У вороны голова, ( руки на голове ) ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка ) Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» ) Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать ) оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка ) МАШИНКА Заведу мою.

Весёлые игры на развитие моторики для самых маленьких. Может кому пригодится))

Одна из наших с дочкой любимых книжек «Ладошки/Ловкие пальчики» (автор Елена Кмит) Может кому еще пригодится. Дочь с удовольствием выполняет упражнения. И да, может кто еще что-нибудь подобное нам посоветует. Спасибо большое. Ловкие пальчики Ручки маленьких ребят Веселятся и шалят. Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!»(хлопает в ладоши) Посмотрите: можно ручкой Показать на небе тучку,(показывает указательным пальцем) Ну а если грянет гром- Ушки быстренько заткнем.(закрывает.

Развивающие игры для детей

1. Свойства предметов. Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик». Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это интересное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу Во серебряную. Посмотреть на Яндекс.Фотках Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт. Выше бережка головушку несёт.

Пальчиковые игры для младших школьников и дошкольников

Пальчиковые игры полезны для развития моторики маленьких пальчиков. Как играть? Видео урок, в котором все подробно показано и рассказано.

Про гипс — подскажите, плз.

Болят пальцы в кисти, а гипс — на предплечье )) В общем, извинились, переставили куда надо. Диагнозы — растяжение связок (первый врач), перелом около сустава (второй врач). Мы делали ребенку на кисть руки — заплатили около 700 рублей.

Отчитаюсь немного.
В общем, перелом был. Ну и есть, соответственно. Указательный палец. Сегодня снимали гипс, осмотрели руку. Врач даже на рентген второй раз не послал — и так видно и чувствуется. Три пальца синюшные, отек поменьше уже, но все равно есть. Одел обратно старый гипс — вот никогда бы не подумала, что такое возможно )). Но так даже и лучше — он уже привычный, опухоль спала, ребенку в нем в целом комфортно. Ну и я подсмотрела, как ее можно «разоблачать», если что — помыться, например, если уж совсем припрет.
Спросила про пластиковый гипс — сказал, что у них просто нет таких материалов. Так что я даже и предлагать не стала деньги — смысла нет. Решила, что в Москве ставить новый не будем — не так уж он и мешает, а для помыться я его и сама в случае чего сниму.
Рассказала про санаторий. Врач долго считал что-то там, сказал, что 13 утром можно самим снять, и все. Но в справке для санатория написал, что срок снятия — 13-13 июня. Решила, пусть лучше с гипсом туда долетят, и там снимут — для руки менее травматично, мне кажется.

Так что всем большое спасибо за помощь!

У дочки стали шелушиться кисти рук

Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. У дочки, ей 2,4 где то 2 -3 дня назад стали шелушиться кисти рук.

Укрепление кистей рук

Укрепление кистей рук. Физкультура, закаливание. Ребенок от 7 до 10. Укрепление кистей рук. Подскажите плиз, чем поукреплять кисти рук . какие-то упражнения, катание шариков и сжимание эспандеров?

тренер порекомендовал или другая причина?

из утренних упражнений сына для укрепления кистей:
1. гантели. Руки вперед вытянуты на высоте плеч. Стоять ровно 1 минуту, мягко поднимая гантели на кистях, как покачивая. вверх=вниз. Круговые движения.
Сами руки неподвижны. Руки не опускать.

2. Утежелители спортивные перчаточного типа и легкие удары по груше с разных направлений. Обязательно легкие, играючи.

3. Сидя. Рука выпрямленная, под локтем упор (стол или тумбочка). В руке гантеля. Медленные подъемы. Начать с пару десятков.

доп- эспандер кситевой не утром, а по настроению, время от времени.

ну и во многих других упражнениях кисть заодно укрепляется: подтягивания, отжимания и прочие.

если кисти сначала совсем слабые, лучше легко обматывать или продаются укрепляющие напульсники. Чтобы не потянуть в самом начале.

у Демьяшки было раньше совсем плохо — от бабушки передалась излишняя гибкость суставов, соответственно небольшие проблемы с соединительной тканью, мышцами и прочим. Упражнения и еще раз упражнения. Без обсуждений, как воздух, как принцип жизни.

Прошу совета

Очень хочу спросить:) В общем, у нас назрела очередная проблема: ребенок не растёт, точнее растет катастрофически медленно. УЗИ щитовидки. Рентген кистей рук на соответствие костному возрасту.

С поиском вообще кошмарные проблемы. Я н

4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча. Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою правую руку под ручки ребенка.

Люди без рук

Но есть дно «НО», которое меня настораживает. Он когда рисует людей, то плечи с рукавами одежды нарисованы, а кистей рук нет. » Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво» — а почему для данного ребенка важно, чтобы ВСЕ было красиво.

не в тему. Вот читаю я про топики, кто как рисует и почему. И вспоминаю как я рисовала сама. Почему заборчик вокруг домика обозначает — закрытость..да делать было нечего сидела я и думала, чего бы еще пририсовать..дым из трубы тоже появлялся именно так, шторки на окошках тоже. При рисовании семьи, кто то мог получится оч большим или маленьким, но просто от того что не расчитала, не влезло на страницу. Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво. лучше их за спину. Когда я прочитала книжки о том, что детские рисунки многое говорят. боже подумала я чтобы подумали обо мне увидев мои рисунки. по моим рисункам можно сказать что детство было ужасное и я с тучей проблем и комплексов кхм. и все потому что я пририсовывала эту закорючку. но руководствовалсь я при это достаточно банальными вещами. Желание приукрасить и сожаление что дорисовала, а хочется пририсовать еще что нибудь. или же просто не умение рисовать и как следствие нежелание детализировать некоторые моменты.

Неужели ни у кого нет ощущения что то что написано про эти методики по рисункам не соответствуют настоящему. неужели вы не рисовали ручку на двери в домик потому что закрытый человек..или рисовали шторки на окнах потому что вы скрытны? я смотрю по себе множество проблем которые можно было бы прочитать в моих рисунках банальное украшательство и неумение рисовать.

И про цвета добавлю. порой выбирала цвета карандашей — просто потому что лучше заточен. и все..быстрее стачивались яркие ..и соответственно был период рисования темными карандашами..А психолог бы разглядывая во временном пространстве сказал бы о-оо! у девочки в этот период явные проблемы и подавленность.

Левой рукой качните мяч вперед, одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так, чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и оперлась на кисти рук.

у ребенка нет 3 пальцев. нужна помощь

Кисть левой руки отсутствует вообще. Она рассказала, что такой родилась. Очень хорошая тетушка. 3 детей (2 уже взрослых), внуки. У меня есть родственник, который родился вообще без кисти одной руки (чуть ниже локтя рука заканчивается) — очевидно, что у его родителей.

Всем! Посоветуйте, поделитесь!?

Левой рукой качните мяч вперед, одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так, чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и оперлась на кисти рук.

Про расслабление руки

Недавно на одном из форумов всплыла тема про то, как расслабиться во время игры. Одно то, что люди начинают в деталях задумываться о таких вещах, не может не радовать — видимо, постепенно идем в верном направлении. Если такие вещи обретут массовый характер — несомненно, придем.

У меня будет потом небольшой материал по расслаблению как таковому, но здесь я просто хочу процитировать несколько мелких отрывков из учебной литературы — привожу тут ровно то же самое, как и на форуме. Надеюсь, будет полезно. Тут — про переменный штрих и правую.

«Как преподаватель, при постановке рук я не имею задачи добиться максимального соответствия рук студента каким-то моим представлениям об их эстетике, принципах действий или внешнем виде. Моя задача – максимально расслабить руки, сделать движения максимально универсальными и применимыми во множестве техник, а также как можно меньше потратить на это времени. Поэтому подавляющее большинство правил и требований нам будут нужны и будут справедливы только на самом начальном этапе работы. И вот когда мы определились хотя бы с этим, уже можно сделать ряд выводов. Если говорить о расслабленности и легкости руки, то вполне очевидно, что действовать она должна естественно, движения не должны противоречить особенностям человеческого организма и устройству самой руки, а также должны отсутствовать какие-либо факторы, которые могут спровоцировать руку на напряжение.» «Воспользуемся той самой формулировкой постановки правой руки. Не зря я упомянул там то, что не должно быть каких-либо вещей, которые «зажимают» руку, то есть провоцируют на ненужное напряжение. Если принимать во внимание уже только этот факт, можно сделать для себя ряд открытий. Проведем небольшой эксперимент: попробуйте помахать кистью. Неважно, в каком направлении: необходимо просто широкое, абсолютно расслабленное, легкое движение. Теперь, не прекращая махать, напрягите любой палец. При простом усилии хотя бы в одном пальце вы заметите, что кисть тоже зажалась: напряжение передалось в запястье. В этом заключается очень важный момент и его мы будем учитывать в дальнейшем: любое напряжение «ниже уровнем» (например, в том же пальце по отношению к кисти) ведет к напряжению на верхнем уровне (собственно, в самой кисти). Теперь, руководствуясь этим нехитрым нюансом, попробуем все же сформировать хват медиатора.» «Основная идея состоит в том, что хват медиатора не будет провоцировать напряжение кисти в том случае, если не будет требовать усилия в каком-либо из его элементов, например, усилия в пальцах.» «Если немного упростить, то можно сказать, что медиатор не должен смещаться, проворачиваться или выскакивать из пальцев. На первый взгляд, ничего нет проще, чем просто сильнее его сжать, но тут я вас разочарую – вернитесь к первому критерию и станет понятно, что сильное сжатие медиатора напряжет кисть, чего делать нельзя.» «Вопрос с группировкой пальцев лично я рассматриваю потому, что нередки случаи, когда человек при игре чисто рефлекторно выпрямляет оставшиеся три пальца или, напротив, сжимает их в кулак. При игре локтевым или еще каким-либо движением оно, понятно, не так критично, однако в случае с расслабленным кистевым движением получится, что такое положение пальцев неминуемо приведет к определенному в них усилию, а следовательно и напряжению в запястье. Поэтому необходимо на первоначальном этапе совершить определенное действие, чтобы этого не допускать.» «Распространенная ошибка – отгибание пальцев назад. Старайтесь этого избегать, так как невозможно удержать пальцы в отогнутом состоянии без усилия в них.» «Впоследствии вы сможете играть параллельным медиатором и при этом быть полностью расслабленными, однако в самом начале это может представлять определенную проблему. Для этого я и предлагаю найти определенный компромисс между легкостью игры и быстротой атаки.» «Начнем с кисти. Я бы крайне не рекомендовал в начале работы опираться на кисть вообще. Во-первых, это создаст в ней напряжение: вам, фактически, придется делать больше усилия при движении кисти, так как она будет «прикреплена» к гитаре. Во-вторых, вы рискуете переглушить струны: давление на них со стороны ребра ладони будет досточно большим, что затруднит правильное приглушение струн (в случае игры с palm-muting, например). В-третьих, очень часто опора на кисть приводит к заваливанию этой самой кисти: происходит это потому, что зачастую вес сосредоточен на ребре ладони в той части, которая ближе к суставу. Чем чревато заваливание кисти – написано чуть выше. Ну и скорее всего опоре на кисть будут сопутствовать все три этих недостатка.» «Во-первых, само исполнение, то есть сами ноты должны быть легкими. Я обычно прошу студента играть как будто тише. Работа с таким звукоизвлечением позволит вам меньше сжимать медиатор в пальцах (то есть, уменьшить статичное напряжение в кисти). Это само собой подразумевает, что погружение медиатора в струны должно быть минимальным.» «Как раз неправильное движение будет таким: рука, дойдя до крайней точки, будет там останавливаться, после чего через какое-то время начнет движение назад. То есть, рука будет фиксироваться в крайних точках, движение приобретет резкость, даже с виду будет выглядеть напряженнее, будет каким-то излишне роботоподобным. Все это не лучшим образом скажется на расслабленности и свободе кисти, поэтому проследите, чтобы движения были плавные и спокойные.» «Речь сейчас пойдет про различные негативные последствия неправильного обучения (чаще всего, у преподавателя) или самообучения (гораздо реже, однако встречается), и в моей преподавательской практике не было месяца, чтобы ко мне не обратился желающий заниматься, у которого как раз такие последствия и возникли.
Самое легкое, что может в этом случае быть – банальное напряжение рук и просто неумение расслабляться. Причин может быть масса, однако очень часто причины этого – неправильно составленная программа обучения или подход в целом.» «В общем, ученику при этом предлагалось извлекать каждую ноту как можно сильнее, буквально продавливая ее медиатором и опираясь при штрихе на соседнюю струну. То есть, вы как бы все время висите на струнах как на канатах. При этом, опять же, от вас требуется такое колоссальное усилие, что ни о каком расслаблении и техничности речи не идет вообще. Опять задал стандартный вопрос – где такое можно увидеть в руках серьезных гитаристов. Ответа не было.»

Смотрите так же:  Как вылечить сустав руки

Упражнения для кистей рук и пальцев

Информация о значимости физических нагрузок для тела витает повсюду, при этом часто упускается из виду, что тренировать и нагружать необходимо все тело, а не только пресс, ноги и спину. Может, поэтому упражнения для кистей рук мало кому известны, и уж совсем немногие активно их выполняют.

С ростом IT-технологий широко распространился неведомый ранее недуг – туннельный синдром запястного сустава. Дело в том, что в часто сгибаемой и разгибаемой кисти происходит сдавливание срединного нерва. Если вовремя не спохватиться, то последствия могут быть самыми деструктивными, вплоть до потери функции кистей.

Нужно быть начеку и любителям мобильных устройств, а также профессиональным спортсменам, музыкантам, строителям, водителям, кассирам, фотографам и парикмахерам. Для тех, кто экономит свое время, но заинтересован в сохранении здоровья, производители спортивных снарядов даже разработали специальные кистевые тренажеры Powerball, которые обеспечивают отличную биомеханику движений и тем самым предотвращают появление опасного синдрома.

Комплекс, который приведен в статье ниже, имеет несколько преимуществ:

  • занимает не больше 10 минут,
  • доступен для занятий за рабочим столом или стоя;
  • объединяет упражнения для всех отделов кисти – запястья, пястья и пальцев.

Рекомендуемое число повторов каждого упражнения – 20.

1. Упражнение «Волна»

Соедините руки в замок на уровне плечей, разведите локти в стороны и волнообразными движениями разминайте суставы запястий.

2. Упражнение «Замок с изнанки»

Руки, сцепленные в замок, поднимите на высоту плечей и выверните ладошками вперед. Хорошо потяните и держите в таком положении 10-15 секунд.

3. Упражнение «Волчок»

Руки под прямым углом согните в локтях на уровне талии, некрепко сожмите кулаки и проворачивайте их вокруг оси в одну и в другую сторону по 10 раз. Можно повторить еще, чередуя стороны.

4. Упражнение «Силач»

Станьте за спинкой стула и возьмите в обе руки любой утяжелитель (подойдет бутылка с водой объемом 1,5 л). Запястья рук положите на спинку стула ладонной стороной вверх. Не отрывая их от стула, неспешно поднимайте и опускайте утяжелитель.

5. Упражнение «Чемпион»

Делаем частые движения, сжимая и разжимая пальцы в кулак. Проследите, чтобы в сжатом состоянии мышцы напрягались максимально. Разжимая кулак, расслабьте все мышцы.

6. Упражнение «Кросс»

Распрямив руки перед собой на уровне груди (в локтях руки расслаблены), устраиваем для пальцев быструю «пробежку».

7. Упражнение «Массаж»

Большой палец обхватываем пальцами другой руки и осторожно вращаем его в разные стороны. После вращения палец обхватить всей ладонью и аккуратно потянуть (не дергать). Повторить для всех пальчиков обеих рук.

8. Упражнение «Релакс»

Опустите руки вниз, полностью их расслабьте и секунд 20-30 потрясите ими.

Во время исполнения рекомендуется контролировать свою осанку – спина остается всегда ровной, линия подбородка параллельна полу, плечи развернуты, мышцы шеи расслаблены. Учтите, что положительный результат возможен только при регулярных занятиях, которые желательно проводить через каждый час работы.

[1.II.14] Как расслабляться (продолжение перевода книги Fundamentals Of Pianj Practice)

Наиважнейшим при достижении скорости является расслабление. Расслабление означает, что вы используете только те мускулы, которые необходимы для игры. Таким образом вы можете усердно трудиться, но быть расслабленными. Расслабленного состояния легче достичь в занятиях РР. Есть две школы по обучению расслаблению. Одна школа утверждает, что, в конце концов, лучше совсем не заниматься, чем заниматься даже с наималейшим напряжением. В этой школе вас обучают, показывая как расслабиться и сыграть одну ноту, а затем, осторожно продвигаясь далее, дают только такой легкий материал, который вы можете играть расслабленно. Другая школа признает, что расслабление, несомненно, необходимый аспект техники, но подчинение всей философии занятий расслаблению не является оптимальным подходом. Второй вариант должен быть лучше, при условии, что вы осознаете все его подводные камни.

Человеческий мозг может быть крайне расточительным. Даже для выполнения простейших задач нетренированный мозг задействует большинство мышц тела. А если задача трудна, мозг стремится превратить все тело в массу напряженных мышц. Для того, чтобы расслабиться, вы должны совершать мысленное усилие, чтобы освободить все ненужные мышцы. Это не так легко, потому что идет против естественного стремления мозга. Вы должны отрабатывать расслабление так же, как вы отрабатываете движения пальцев для игры на клавишах. Расслабление не означает «распустить все мышцы»; оно означает, что ненужные мышцы расслаблены в то время, как нужные полностью загружены, что представляет собой координационное умение, которое требует много занятий для закрепления.

Те, кто новичок в расслаблении, могут начинать с легких пьес, которые уже разучены, и играть их с добавлением расслабления. Упражнения с параллельными наборами в разделе III.7.1 могут помочь вам в занятиях с расслаблением. Одним из способов прочувствовать расслабление – это, отрабатывая один параллельный набор, ускорить его до появления напряжения, а затем пытаться расслабиться; вам придется находить движения и положения рук, кистей, и пр., которые позволят сделать это; когда вы их найдете, вы почувствуете, как напряжение уходит их рук во время игры.

Вы должны расслабить все различные функции тела, такие как дыхание и периодическое глотание. Некоторые учащиеся задерживают дыхание при проигрывании трудных пассажей, чтобы сконцентрироваться на игре. В расслабленном состоянии вы должны быть способны спокойно выполнять все нормальные функции тела и иметь возможность концентрироваться на игре. В разделе II.21 объясняется, как пользоваться диафрагмой, чтобы ровно дышать. Если ваше горло пересохло после упорных занятий, значит вы прекратили глотать. Все это признаки напряжения.

Многие учащиеся, которые не обучались расслаблению, полагают, что долгие повторяющиеся занятия как-то трансформируют руку, что она приобретает возможность играть. В реальности же часто происходит, что река неожиданно спотыкается в правильном движении, чтобы расслабиться. Именно поэтому некоторые умения приобретаются быстро, в то время как другие требуют целую вечность, и поэтому некоторые ученики приобретают навыки быстро, а другие бьются над этими же навыками долго. В итоге расслабление находится в состоянии неустойчивого равновесия: как только вы научаетесь ему немного, становится легче играть, что ведет к более легкому расслаблению и т.д. Это объясняет, почему расслабление становится главной проблемой для некоторых, в то время как для других оно очень естественно. Но это очень важная информация, которая означает, что любой может ему научиться, если учиться правильно.

Расслабление – это сохранение энергии. Есть, по крайней мере, два способа сохранять энергию: (1) не пользоваться ненужными мышцами – особенно противоположными мышцами и (2) отключать работающие мышцы сразу же, как их работа была выполнена. Давайте продемонстрируем это на примере свободного падения на клавишу одного пальца. Пункт (1) легче всего – просто позвольте силе тяжести полностью контролировать падение, в то время как все тело спокойно расположено на сиденье. Скованный человек напряжет обе противоположные мышцы: ту, которая поднимает, и ту, которая опускает руку. Для пункта (2) вам нужно будет разучить новый навык, если у вас его еще не наблюдается (изначально он есть у немногих). Это умение расслаблять все мышцы, как только вы достигаете дна падения клавиши. Во время свободного падения вы позволяете силе тяжести тянуть руку вниз, но в конце хода клавиши вам необходимо мгновенно напрячь палец, чтобы остановить руку. Затем вы должны быстро расслабить все мышцы. Не поднимайте руку, просто оставьте руку комфортно покоиться на клавиатуре, прилагая только необходимое усилие в пальце для удержания веса руки. Убедитесь, что вы не жмете вниз. Это более трудно, чем вы можете сначала подумать, потому что локоть болтается в воздухе, и те же группы мышц, которые напрягают палец для удерживания веса руки, используются для давления вниз.

Напряжение противоположных мышц – основная причина скованности. Если пианист не осознает этого, оно может выйти из под контроля и привести к травме. Точно так же как мы должны обучаться независимому контролю над каждым пальцем или рукой, мы должны обучаться независимому управлению каждой противоположной мышцей, таких как сгибатели и разгибатели. Худшим следствием напряженности является втягивание вас в битву, которую вы не сможете выиграть, потому что вы сражаетесь против противника , который силен точно в той же степени как и вы сами, и этот противник – вы сами. Это ваши мышцы борются против вашего тела. И чем больше вы так упражняетесь, тем хуже становится проблема. Если она заходит слишком далеко, она может вызвать травму, так как мышцы стали сильнее, чем материальная прочность вашего тела.

Без тренировки немногие люди беспокоятся об явном отключении мышц, обычно вы просто забываете о них, как только их работа была выполнена. Однако, для быстрой пальцевой деятельности, вам необходимо расслабляться мгновенно, иначе пальцы не получают никакого отдыха и не готовятся к следующей ноте. Хорошее упражнение для отработки быстрого расслабления: начните с одной нажатой клавиши и сыграйте быстро и в средней громкости ноту этим же пальцем. Сейчас вам приходится применять силу вверх и вниз и отключать ее. Когда вы ее отключаете, вы должны вернуться к ощущению в конце свободного падения. Вы обнаружите, что чем сильнее вы играете ноту, тем дольше длится расслабление. Позанимайтесь укорачиванием этого времени на расслабление.

Что замечательно с этими методами расслабления, так это то, что после занятия с ними за короткое время (возможно несколько недель), они становятся автоматическими для вашей игры, даже для тех произведений, которые вы уже разучили, если только вы уделяете внимание расслаблению. Расслабление (включая все тело), вес руки (свободное падение) и избегание бессмысленных повторяющихся упражнений были ключевыми элементами преподавания Шопена. Расслабление бессмысленно, если оно не сопровождается музыкальной игрой; фактически, Шопен настаивал на музыкальной игре до приобретения техники, потому что он знал, что расслабление, музыка и техника не отделимы друг от друга. Вот почему может быть большинство произведений Шопена (в отличие от Бетховена) можно играть в широком диапазоне скоростей.

Смотрите так же:  Что делать если кожа на пальцах рук облазит и трескается

para-norm.ru

Самоисцеление. Упражнения для музыкантов

Упражнения для музыкантов

Наша работа свела нас со многими музыкантами, потому что мы организовали для них специальную секцию под названием «Вы — инструмент», чтобы удовлетворить специфические потребности музыкантов. Разумеется, эти потребности очень разные. Проблемы пианиста, скрипача и флейтиста отличаются очень сильно: они по-разному используют свои руки, принимают совершенно непохожие позы при игре. И вместе с тем заботы музыкантов имеют много общего.

Здесь нет места для подробного описания всех упражнений, связанных с игрой на каждом инструменте, но мы можем рассказать о способах, посредством которых каждый музыкант, обратившийся к нам, получал возможность расслабиться и научиться слушать свое тело. Говоря о музыкантах, мы подразумеваем арфистов, скрипачей (все виды скрипок, включая альт, виолончель и контрабас), пианистов, ударников (все виды ударных инструментов), флейтистов, гитаристов (простая и электрогитара), баянистов (и аккордеон) и вокалистов.

Приступая к работе над этой главой, проработайте сначала первые шесть глав этого курса. Обратите внимание на упражнения по координации в главе «Нервная система» (упражнения с 6-12 по 6-19).

У всех людей, которым приходится в течение долгого времени работать руками, возможно возникновение болей и напряжения не только в руках, но и во всей верхней части тела. У многих музыкантов к этому добавляется необходимость принимать неловкую утомительную позу при игре: у скрипача и флейтиста с головой, повернутой набок, у арфиста с руками, которые надо держать все время на весу, саксофонисту надо удержать в руках тяжелый инструмент.

Следствием этого являются многочисленные проблемы, среди которых воспаление сухожилий, судороги и мышечные спазмы, артриты, головные боли, боль в лице, перенапряжение глаз, напряжение и боль в грудных и плечевых мышцах. Чаще всего встречается синдром канала запястья — воспаление чрезвычайно болезненное, сопровождающееся жжением и онемением мышц руки, запястья и кисти.

Эти болезни возникают не из-за того, что вы много работаете руками. Массажисты, которые работают руками иногда целый день кряду, доказали, что такая работа возможна и без последствий в виде болей. Эти недуги — результат действия при напряженном состоянии кистей и рук, то есть работы мышцами, которые постоянно находятся в сокращенном состоянии. Некоторая степень сокращения мышцы неизбежна, поскольку вам надо держать в руках инструмент и играть на нем, но большая часть этого напряжения совершенно не нужна. Выработав в себе способность слушать тело, выявлять излишнее напряжение, вы сможете от него избавиться, что несет с собой не только избавление от боли, но и улучшение качества игры.

Есть три главных элемента, способных повысить ваше мастерство: расслабление, сила и умение слушать свое тело. Расслабленные мышцы более гибкие и более подвижные, что позволяет вам играть точнее, быстрее, в такой тональности и с такой выразительностью, которой вы желаете добиться. Сильные мышцы устают не столь быстро, что дает вам возможность упражняться, дольше не утомляясь.

Однако самым важным является умение слушать свое тело. Первый уровень этого умения — простая способность ощущать свое тело. Многие музыканты не помнят о своем теле вообще, полностью погрузившись в ноты, следя за ритмом, тональностью и другими техническими аспектами музыкального исполнения. Физическая боль у многих музыкантов возникает от того, что они во время игры забывают, что именно сам музыкант есть тот инструмент, который надо держать точно настроенным.

А «настройка музыканта» как инструмента включает в себя осознание им того, в какой он находится позе, как движется, расслаблен или напряжен, как чувствует себя его тело во время исполнения. Мгновенное понимание, как вы прикасаетесь к инструменту, как он реагирует на это прикосновение, какой звук при этом издает — это и есть второй уровень умения слушать свое тело. Упражнения, которые мы включили в эту главу, помогут вам расслабиться и повысить силу рук и верхней части тела, однако главная их цель — научить осознавать, ощущать, понимать себя и свою музыку.

Расслабление тела

Возможно, вы еще не испытывали боли, связанной с вашей работой на инструменте, и никаких проблем с мышцами у вас не возникало. Если это так, то мы тем не менее советуем вам сделать две вещи.

Первая: взяв с собой инструмент, посетите специалиста по лечебному массажу, мануального терапевта, врача, специализирующегося в области лечебной физкультуры. Пусть профессионал посмотрит на вашу игру и скажет о своих впечатлениях: где у вас тело излишне напряжено, какие ошибки вы допускаете, принимая определенную позу, и какие характерные особенности могут со временем привести к возникновению проблем. Тем самым вы сможете предотвратить возникновение болей или заболевания. Не все врачи обладают способностью к такому анализу, поэтому объясните, что вы ждете от этого визита.

Вторая: пусть частью ваших повседневных тренировок станут расслабляющие упражнения, причем по любой системе: самоисцеления, йоги, тай-ай-чи.

Люди часто приходят к нам с жалобой на «внезапное развитие болей». По нашему мнению, внезапно боль только проявляется, а развивается в результате многолетнего злоупотребления своим телом. Если боль связана с вашей профессией, прежде всего внимательно прочитайте весь этот курс, чтобы выбрать из него упражнения, относящиеся к проблемной части тела. Особое внимание обратите на главу «Нервная система».

Ежедневно выполняйте отобранные упражнения, сделайте их частью ваших музыкальных тренировок, ведь освобождение от боли, без сомнения, улучшит ваше исполнительское мастерство. Вы, возможно, обнаружите, что недомогание прошло полностью, но вероятен и другой случай: это недомогание прошло, но тут же возникло другое. Например, боль в бедре может быть результатом чрезмерного напряжения поясницы, и, научившись расслаблять мышцы бедра, вы почувствуете тяжесть в пояснице, в которой и кроется первопричина. Если случится так, то перейдите на упражнения именно для этой области.

Кроме того, следует помнить, что во время музыкальных занятий надо выполнять растягивающие и расслабляющие упражнения. Обычно люди становятся напряженными в процессе регулярных музыкальных упражнений. Мы надеемся, что, научившись слушать свое тело, вы сможете сохранить расслабленность и чувство комфорта во время музыкальных занятий.

В любом случае физические упражнения полезны для поддержания вашего здоровья и чувства благополучия во всем теле, и их следует противопоставить утомлению от занятий в одной и той же позе. Далее следуют несколько упражнений, которые мы особо рекомендуем.

Обратитесь к упражнениям 4-2, 4-5 и 4-11 главы «Позвоночник», которые очень хорошо снимают напряжение, после того как вы долго сидели, и позволяют мягко растянуть мышцы поясницы и бедер.

Обратитесь к упражнению 2-1 главы «Кровообращение». Пусть ваши руки свободно болтаются, хлопая по телу, когда вы поворачиваетесь, ощутите, как возникает легкий ветерок от их движения, вообразите, что именно ветерок вздымает руки. Попытайтесь выполнить упражнение 2-15 из той же главы, а затем упражнения 1-10 и 1-13 из главы «Дыхание».

10-1. Встаньте таким образом, чтобы упираться в пол ладонями и пальцами ног, причем пятки должны быть оторваны от пола (рис.10-1). Двигайте бедрами вверх-вниз, чтобы середина тела то приближалась к полу, то отдалялась от него. Если поясница у вас напряженная, то это движение сначала будет очень ограниченным, но постепенно размах движений увеличится.

10-2. Встаньте, прислонившись спиной к стене, немного расставив ноги, и навалитесь всей тяжестью на стену. Поднимите одно колено, затем возьмитесь за него двумя руками и поднимайте еще выше, попытайтесь притянуть колено к груди, если это возможно. Подержите колено в крайнем положении пять или шесть секунд, опустите его и поднимите другое колено. Повторите упражнение десять раз, поднимая колени попеременно.

Упражнения для рук

Вот две очень важные рекомендации, которые справедливы для любого упражнения для рук:

  1. После того как вы сделали движение пальцем или кистью, как предложено в упражнении, остановитесь и визуально представьте это движение, которое в уме происходит у вас гладко и без малейшего усилия. Возобновите реальное движение и посмотрите, стало ли движение на самом деле более гладким и легким.
  2. Сделав упражнение с одной рукой, сравните ощущения в ней с ощущениями в другой руке, прежде чем проводить с ней упражнение. Стала рука после упражнения теплее, легче, более гибкой? Такое сравнение поможет вам понять, какое воздействие оказывает каждое упражнение, что очень важно, особенно в тот период, когда вы эти упражнения только осваиваете.

10-3. Сядьте, обопритесь одной рукой о стол, или о колени, или о ручку кресла. Очень медленно открывайте и закрывайте ладонь. Визуально представляйте, что движение ведут кончики пальцев, как будто при движении именно они тянут за собой сначала пальцы, затем ладонь. Попытайтесь ощутить движение костей, мышц и сухожилий под кожей. Открывая и закрывая ладонь, ощутите движение мышц в руке и кисти. Эта часть тела может быть напряженной, а мышцы, следовательно, плотными. Вообразите, что они полностью расслабились, стали мягкими и гибкими.

Положив большой палец на внутреннюю сторону предплечья, а пальцы на внешнюю сторону, массируйте мышцы осторожно, но твердо пассами вверх и вниз (рис.10-3), затем простучите эту область пальцами, особенно в тех местах, где мышцы плотные. Продолжайте делать это, открывая и закрывая ладонь, повторите упражнение с другой рукой, а затем с двумя руками одновременно.

Наполните глубокий таз теплой водой и повторите это упражнение, погрузив руки в воду. Если у вас руки опухают, то добавьте в воду соли.

10-4. Прижмите ладони друг к другу и стучите пальцами одной руки по пальцам другой (рис.10-4А и 10-4В).

Пусть и кисти, и пальцы будут при этом расслабленными. Вообразите, что движение ведут кончики пальцев, а мышцы руки, запястий или кистей в движении не участвуют.

10-5. Держите ладони перед собой внутренней стороной друг к другу, расставив их на расстояние приблизительно в пятнадцать сантиметров. Вообразите, что между ладонями течет энергия. Вообразите, что эта энергия движется в разных направлениях: притягивает ладони друг к другу, как магнит; отталкивает ладони друг от друга; соединяет каждый палец, разгибая и сгибая его по мере истечения и поступления; становится более теплой и мощной в процессе игры вашего воображения.

Отсылаем вас к упражнению 7-1 главы «Массаж», которое, по всей видимости, является наиболее эффективным для увеличения чувствительности пальцев. Затем продолжайте, обратившись к упражнениям от 7-2 до 7-7. Массаж не просто расслабит ваши кисти и снимет боль: он увеличит вашу способность извлекать из инструмента именно тот звук, который вы хотите.

Продолжайте, перейдя к упражнениям 2-17 и от 2-21 до 2-24 из главы «Кровообращение».

Теперь вы готовы перейти к более сложным упражнениям для кистей, многие из которых построены на сочетании массажа с движением и стимулируют расслабление, укрепляют руки и делают их более чувствительными.

10-6. Закройте глаза и вообразите, что каждый палец по отдельности разбухает и сжимается. Сначала визуально представьте, что палец делает это сам; затем вообразите, что в него входит ваше дыхание, расширяя палец по мере вдоха, и он опадает по мере выдоха.

10-7. Массируйте каждый сустав отдельно. В пальцах имеется четырнадцать суставов и восемь маленьких костей, составляющих запястье. Вообразите, что между костями в каждом суставе имеется зазор, визуально представьте, как массаж делает каждый зазор чуть больше. Чем свободнее будет движение в суставах, тем более легкой и непринужденной будет ваша игра на инструменте. Ваши руки — это танцор, и им требуется такая же гибкость.

10-8. Сложите ладони вместе, переплетите пальцы и вращайте кистями рук в запястьях, десять раз в каждом направлении. Сначала используйте мышцы руки для того, чтобы вращать кистями; затем вообразите, что движущая сила — ваши запястья; затем — кончики пальцев. Затем вращайте кистями, позволив кисти одной руки полностью расслабиться, в то время как вторая крутит первую, заставляя вращаться, затем поменяйте кисти.

10-9. Соедините ладони, переплетя пальцы. Отгибайте правую кисть в запястье назад, тыльной стороной к руке, чтобы это движение заставило левую кисть сгибаться, пассивно следуя за правой (рис.10-9). Теперь позвольте правой кисти тянуть левую вниз и вбок, в сторону от вас, затем к вам. Повторите все эти движения так, чтобы левая рука двигала пассивную правую.

10-10. Держа кисти в горизонтальной плоскости, соедините ладони друг с другом. Переплетите пальцы в этом положении (рис.10-10А),

а теперь поочередно тяните к себе одну кисть, чтобы другая растягивалась (рис.10-10В).

10-11. Растопырьте пальцы правой руки как можно шире. Вставьте левую руку между мизинцем и безымянным пальцем правой руки и, слегка раздвигая пальцы левой руки, раздвигайте ими пальцы правой руки так широко, насколько это возможно (рис.10-11). Проделайте то же самое, вставив пальцы одной руки между безымянным и средним пальцами другой, и между средним и указательным, и указательным и большим пальцем. Положите кисти на плоскую поверхность и сравните ощущения в них. Не кажется ли, что растянутая кисть стала больше? Поменяйте руки и повторите упражнение.

10-12. Теперь растопырьте два пальца так широко, как сможете, одновременно загибая оставшиеся три пальца к ладони (рис.10-12). Проделайте это с каждой парой смежных пальцев.

10-13. Нажмите вашим правым большим пальцем в середине левой ладони, пытаясь нащупать условный «центр» ладони. Сгибайте каждый палец по очереди к центру ладони, не двигая при этом другими пальцами. Проделайте то же самое, сгибая пальцы только в среднем суставе. Наконец, попытайтесь отогнуть к центру только верхние фаланги, то есть движение будет только в суставах, отстоящих от ладони дальше всех (рис.10-13). Повторите то же самое на другой руке.

10-14. Ваши пальцы в естественном положении слегка согнуты к ладони, и движения кисти, как правило, усиливают этот естественный изгиб. Однако такая естественная поза может превратить кисть в судорожно скрюченную артритом клешню, если вы будете пользоваться вашими кистями при напряженном состоянии мышц. Чтобы избавиться от такого естественного положения пальцев, осторожно отогните пальцы назад, надавливая на них кончиками пальцев другой руки (рис.10-14А).

Затем отгибайте назад каждую фалангу в каждом суставе пальца, причем так далеко, как сможете, не причиняя себе боли, затем двигайте фаланги влево, вправо и круговыми движениями, при одновременном растягивании мышц движением назад.

Растягивайте запястье, отгибая его вперед и назад, потянув за пальцы (рис.10-14В и 10-14С).

10-15. Пальцами руки массируйте место между основаниями мизинца и безымянного пальца другой руки. Делайте это большим пальцем на ладони и указательным пальцем на тыльной стороне, чтобы давление оказывалось с двух сторон. Массируя, сгибайте мизинец к центру ладони, не шевеля другими пальцами. Теперь массируйте пространство между безымянным и средним пальцем и сгибайте безымянный палец к ладони. Проделайте это с каждым пальцем по очереди и затем поменяйте руки.

10-16. Переплетите пальцы и разверните ладони так, чтобы они были обращены от вас, а затем протяните руки перед собой (рис.10-16). Сохраните это положение до счета «пять», глубоко дыша, и позвольте вашим кистями и запястьям сильно растянуться. Немного согните руки, чтобы ослабить растяжение, а затем выпрямите их снова. Повторите упражнение пять или шесть раз, а затем попробуйте следующий вариант: переплетите пальцы, разверните ладони от себя, а затем вверх, чтобы они были обращены к потолку. Может быть, вам будет легче это сделать, поставив на них подбородок, причем мизинец окажется ближе всех к горлу. Подбородок будет служить для них упором, когда вы будете их растягивать. В этом варианте растяжение испытывают, помимо кистей и запястий, также мышцы руки и локоть.

Смотрите так же:  Как быстро восстановить мышцы рук

10-17. Встаньте на четвереньки и поворачивайте руки наружу, пока ваши пальцы не будут указывать прямо на вас, а мизинцы окажутся рядом друг с другом (рис.10-17). Чтобы увеличить растяжение в локтях, сместите вес на руки, насколько вам будет удобно.

10-18. Обопритесь правым локтем о стол. Удерживая левой рукой все четыре пальца правой руки, двигайте правой рукой по кругу, вращая ее в запястье. Потом вращайте пассивную правую руку левой рукой. Первое движение активное, второе — пассивное. Когда вы пассивно двигаете запястье, пусть оно будет у вас полностью расслабленным. При активном движении вообразите, что движение осталось пассивным, и попытайтесь сохранить запястье столь же расслабленным. Снова проведите пассивное движение запястья. Стало ли теперь оно более плавным?

Теперь медленно вращайте запястьем, однако на этот раз удерживайте запястье, а не руку и массируйте запястье по мepe поворота руки. Попытайтесь сделать так, чтобы массаж не оказывал влияния на движение кисти, но массируйте так глубоко, как сможете, не причиняя себе дискомфорта, пытайтесь нащупать кости запястья и зазоры между ними.

10-19. Проведите массаж кончиками пальцев круговыми, разминающими движениями, начиная с ладоней и далее, двигаясь вверх по внутренней стороне руки до подмышек и на грудь. Затем проведите такой же массаж, спускаясь от груди и далее по внешней стороне руки до тыльной стороны ладони. Дышите глубоко и визуально представляйте себе, что дыхание «раздувает» ваши руки и кисти и наполняет их энергией.

10-20. Сядьте за стол. Постучите мягко подушечками пальцев по столу, затем постучите косточками пальцев, наиболее удаленными от ладони, затем средними косточками пальцев, затем — ближайшими к ладони косточками пальцев, затем — внутренней стороной запястья, затем — внешней стороной запястья и, наконец, локтями. Каждое простукивание должно продолжаться от тридцати до пятидесяти раз.

10-21. Пусть руки, слегка согнутые в локтях, прилегают к вашим бокам (рис.10-21А).

Затем сведите их вместе, чтобы пальцы встретились (рис.10-21В) и отскочили друг от друга, как отскакивает мячик. Запястья пусть будут у вас расслаблены и ощущают движение воздуха, когда ваши руки двигаются навстречу одна другой. Повторите это движение тридцать раз.

В древние времена слепых часто обучали профессиям музыкантов и массажистов. Было широко известно, что при отсутствии зрения у них развивается исключительная чувствительность и безошибочная точность в прикосновениях. Нет сомнений также, что слепота помогала развитию у них исключительно острого слуха.

10-22. Если вы привыкли смотреть на свой инструмент, когда вы играете, то попробуйте играть в полной темноте, это поможет вам повысить чувствительность прикосновения и слух. Играйте в полной темноте простое произведение, которое вы знаете наизусть. Возможно, сначала вы сделаете много ошибок, но впоследствии вы будете поражены, как быстро ваши пальцы научатся сами отыскивать в темноте нужную струну, клавишу или клапан. Вместо глаз у вас будет работать ваше кинестетическое восприятие, что сделает более тесной связь между вами и вашим инструментом.

Когда вы поймете, что можете хорошо сыграть данное произведение в темноте, продолжайте играть, пытаясь развить в себе способность слушать тело, а именно сознательно пытаясь определить свои ощущения во время игры в каждом суставе, каждом пальце, в обеих руках. Сознательная сосредоточенность на ощущениях определенной области улучшает функционирование нервов в этой области.

Каждая часть вашего тела имеет сенсорные нервы (нервы, которые чувствуют) и моторные нервы (нервы, которые управляют движением) — и те и другие нервы должны работать вместе. Когда вы обращаете внимание на информацию, которая поступает от сенсорных нервов, вы начинаете лучше управлять импульсами моторных нервов. Ощущая то, что чувствуют ваши руки (а не игнорируя их, как это обычно делается), вы сделаете ваши движения точнее.

10-23. Вот еще одно упражнение, которое можно проделать в темноте с закрытыми глазами. Наигрывая что-то случайное, двигайте вашими руками по струнам, клавишам или клапанам вашего инструмента, не пытаясь играть что-то определенное, не стараясь извлечь совершенно определенный звук. Прислушайтесь к ощущениям в ваших пальцах, кистях, руках, плечах и груди, когда руки занимают определенное положение. Прикоснитесь к инструменту так, чтобы это было приятно телу. Если некоторые позиции окажутся неудобными, попытайтесь определить почему. Можно ли это положение превратить в удобное с помощью дыхания, или опустив плечи, или чуть по-другому протянув руку, кисть?

10-24. Звук — это вибрация. Когда мы слышим музыку, мы воспринимаем звуковые волны разной частоты, попадающие на нашу барабанную перепонку. Как исполнитель, в отличие от слушателя, вы можете воспринимать звук двумя способами, не только через слух, но и через ощущение вибрационного воздействия, которое испытывает ваше тело всякий раз, когда пальцы извлекают из инструмента определенную ноту. Чтобы выполнить это упражнение, сосредоточьте внимание на втором способе восприятия звука — на ощущениях.

Извлеките из инструмента серию нот — или случайно попавшихся, или определенных — и ощутите вибрацию, появившуюся вследствие вашего прикосновения к инструменту, почувствуйте, как вибрация распространяется по телу, проходя через пальцы, кисти, руки, грудь и далее в любую часть тела. Если же вы ее не ощущаете, вообразите, как вибрация от пальцев расходится по всему телу. А теперь обратите внимание и на вибрацию, проходящую через руки, и на музыку, которую слышат ваши уши. Вообразите, что эти две волны вибраций встречаются внутри вас.

10-25. Теперь у вас начинает появляться «ощущение» звука. Чтобы развить в себе эту способность глубже, тренируйтесь во время музыкальных занятий, играя очень медленно, подолгу задерживаясь на каждой ноте, чтобы прочувствовать, как вибрации от этой ноты распространяются в вашем теле. Время от времени останавливайтесь на одной ноте и повторяйте ее несколько раз, скажем, десять или пятнадцать, варьируя характер прикосновения, чтобы нота звучала по-разному.

Не добивайтесь какой-либо определенной тональной окраски: просто посмотрите, как изменение интенсивности прикосновения, положения пальца, кисти, или руки, или даже мысли в голове могут изменять качество звука, который вы извлекаете из инструмента. Другими словами, прочувствуйте связь между характером вашего прикосновения и характером звука, который при этом получается. Снова проделайте все это очень-очень медленно и обратите внимание на вибрации, как и в упражнении 10-24.

10-26. Одна из ваших главных целей — научиться играть без усилий. Вы подойдете к этой цели ближе, если научитесь избавляться от ощущения усилия. Тренируйтесь во время музыкальных занятий в игре столь легкой, насколько это вам удастся. Вообразите, что ваши руки ничего не весят, ваши плечи и голова плавают в пространстве, ваши кисти бескостны и легки, как шелк. Насколько легко вы можете коснуться инструмента, чтобы он откликнулся любым звуком?

10-27. Большая часть напряженности в вас может возникать вследствие чрезмерного усердия, принужденной игры и использования мышц, которые для данных движений совершенно не нужны. Сложите ладони и постучите кончиками пальцев друг о друга около 100 раз. Когда вы ощутите в кончиках пальцев теплоту и покалывание, когда они оживут благодаря простукиванию, сыграйте короткую пьесу, пытаясь играть только кончиками пальцев. Вообразите, что остальная часть каждой руки полностью вялая, безвольная, а двигаться могут только пальцы. Это упражнение укрепит ваши кисти, поскольку позволит расслабиться мышцам руки, которые часто подменяют в работе мышцы пальцев, а также повысит чувствительность кончиков пальцев, которые являются при игре главными и соприкасающимися с инструментом конечностями. Кроме того, это упражнение научит вас держать тело расслабленным при игре.

10-28. Ничто не расслабит вас больше, чем полное, правильное дыхание. Мы полагаем также, что управление внутренним ритмом своего тела может улучшить ваше ощущение ритма при игре. Подберите себе произведение, которое вы знаете наизусть, и играйте его так медленно, как сможете, координируя игру со своим дыханием. Вдох — сыграйте ноту, выдох — сыграйте ноту, вдох — сыграйте ноту, выдох — сыграйте ноту, и так далее.

Эта часть упражнения не только поможет вам скоординировать дыхание с игрой, но прежде всего позволит дышать вообще, поскольку музыканты, увлеченные игрой, порой на целую минyтy задерживают дыхание. Задав себе ритм, описанный выше, сыграйте ваше произведение целиком, все еще очень медленно, на этот раз координируя дыхание с музыкальными фразами, а не с отдельными нотами; например, вы можете вдыхать на протяжении двух тактов, а затем выдыхать на три такта. Пусть дыхание происходит в одном ритме с игрой.

10-29. Когда мы играем на музыкальном инструменте, мы пользуемся двумя руками одновременно. Поскольку у каждого из нас есть доминирующая рука, более слабая рука не всегда получает то внимание, которое ей требуется для полного развития.

Это упражнение поможет вам сосредоточить внимание на каждой руке и, кроме того, представляет собой также упражнение на координацию, которое укрепит центральную нервную систему. Сыграйте что-то относительно простенькое и в процессе игры сосредоточьтесь на том, что делает одна рука. Если вы сфокусировали внимание на левой руке, отстукивайте правой ногой в такт тому, что делает только левая рука. Если ваше внимание направлено на правую руку, левой ногой отбивайте в такт того, что играет только правая рука. Выполняйте упражнение для одной руки две-три минуты, затем переключайтесь на другую руку и ногу.

10-30. Снова сыграйте с закрытыми глазами и попытайтесь создать в уме картину из тех звуков, которые у вас получаются, будь то простая линия звука, то понижающаяся, то повышающаяся, или одна волнистая линия, или какое-то переплетение. Теперь откройте глаза и понаблюдайте, как двигаются ваши пальцы, воображая, что они создают тот узор, который вы только что видели в воображении.

10-31. Сыграйте это произведение снова, очень медленно, обратив внимание на интервалы между нотами. Внимательно вслушивайтесь в тишину и определите, как вслушивание в тишину воздействует на ваше восприятие произведения.

10-32. Если это вообще возможно, то поменяйте руки. Попытайтесь сыграть несколько нот, переложив инструмент на другую сторону. Это можно сделать с гитарой, аккордеоном, скрипкой и многими другими инструментами. Если это невозможно, то попробуйте поставить инструмент по-другому: сыграйте на вашей арфе или скрипке от другого плеча. Сначала это покажется вам очень неловким, но это упражнение очень полезно для центральной нервной системы. После его выполнения нормальная игра станет для вас гораздо легче, чем раньше.

Тренировать свою нервную систему можно также, если одновременно с игрой или работой вы выполняете другие движения, например, вращаете головой, открываете и закрываете рот.

Визуальное воображение

Ваша центральная нервная система не всегда может отличить действие воображаемое от реального, что заставляет тело реагировать на мысль точно так же, как и на действительное событие. Это одна из причин, объясняющая, почему визуальное воображение играет столь важную роль в наших упражнениях. Иногда мы можем приблизиться к цели только через образную мысленную картину того, чего мы хотим достичь.

Если мы воображаем, что наши пальцы длинные и легкие, это поможет играть так, как будто они на самом деле длинные и легкие. Если мы вообразим, что мы одно целое с инструментом, это поможет нам извлечь тот звук, который отражает эту мысль. Далее мы приводим несколько образных медитаций для визуального воображения, которые могут помочь вам повысить качество вашей игры.

10-34. Вообразите, что ваши пальцы очень длинные. Сначала представьте это, держа кисти рук расслабленными на коленях, глаза закрыты и дыхание глубокое. Вообразите, что пальцы удлиняются с каждым вдохом, который вы делаете. Затем приступайте к игре, сохраняя в уме образ длинных, изящных пальцев. Далее остановитесь, закройте глаза и вообразите: не только ваши пальцы, но и ваши руки очень длинные, изящные и очень гибкие. Снова играйте, удерживая в уме этот образ. Остановитесь и вообразите теперь, что не только руки и пальцы, но также и позвоночник и шея столь же длинные, изящные и гибкие. Играйте, сохраняя в уме такой образ своего тела.

10-35. Дотроньтесь до инструмента, представляя, что из ваших пальцев, из всей руки, из груди истекает сияющая энергия или тепло. Дышите глубоко и вообразите, что основным источником этого постоянного сильного потока энергии служит ваше сердце.

10-36. Начните играть какую-нибудь простую знакомую пьесу и, играя, вообразите, что ваши пальцы не просто касаются инструмента, проходят сквозь него, проникают вглубь и становятся его частью.

10-37. И наоборот, играя ту же самую пьесу, вообразите, что после того, как палец извлек из инструмента ноту, он не сам поднимается, но инструмент отталкивает его — каждый раз после прикосновения к струне, клавише или клапану воображайте, что инструмент отталкивает палец. Далее вообразите, что ваши пальцы после прикосновения к инструменту отскакивают от него, как резиновые.

10-38. Вообразите, что ваше тело, как и корпус вашего инструмента, полое и резонирует каждый раз, когда вы извлекаете из инструмента звук. Играйте и воображайте при этом, что музыка рождается не в инструменте, а в вашем теле. Многие музыканты говорят об ощущении, что их инструмент играет на них! Используйте ваше воображение, чтобы визуально представить это утверждение буквально.

10-39. Играя, воображайте, что звуковые волны обволакивают ваши пальцы, воображайте, что звуковые вибрации направляют и руководят движением ваших пальцев, как будто каждая нота — это ветерок, несущий пальцы без усилий к следующей ноте.

10-40. Поставьте пальцы так, как будто вы собираетесь извлечь звук, и глубоко вдохните, воображая, что не только все ваше тело, но и корпус инструмента наполняется и расширяется, становясь больше и легче. Затем, медленно выдыхая, сыграйте ноту, затем всю гамму.

10-41. Закройте глаза и снова сыграйте простую знакомую пьесу, воображая, что вы гость на своем собственном концерте. Нарисуйте себя в уме играющего, в то время как вы слушаете и наблюдаете, что делает музыкант. К этому приему музыканты прибегают для того, чтобы избавиться от страха перед залом. Глядя на самого себя со стороны, вы можете уменьшить эмоциональный накал и с большей объективностью судить о своей игре. Кроме того, это поможет вам в большей степени насладиться собственной игрой.