Упражнения для кистей и пальцев рук после инсульта

Восстановление руки после инсульта

После инсульта часто нарушается подвижность руки. Если речь ухудшилась, обычно страдает правая рука. Иногда пациент даже не может держать ручку, лишается возможности писать или даже пользоваться вилкой и ложкой. Но руку после инсульта можно и нужно разрабатывать. С большой вероятностью специальные упражнения и пальчиковая гимнастика помогает восстановить частично или полностью подвижность пальцев и руки.

Что я, как практикующий логопед, могу посоветовать? Мой опыт работы по устранению афазии показывает, что есть набор упражнений, помогающих сделать пальцы и саму руку подвижнее.

Правила выполнения гимнастики

для восстановления руки после инсульта или черепно-мозговой травмы

Важно делать такие упражнения ежедневно, по несколько повторений каждое. Показывайте эти упражнения пациенту с афазией зеркально, чтобы облегчить ему задачу – то есть, если Вы сидите напротив, то показываете левой рукой, а пациент выполняет правой. Помогайте ему совершить движение, направляйте или сгибайте его пальцы, двигайте его рукой. Делайте все упражнения для восстановления руки в медленном темпе, не спешите и спокойно объясняйте, все время помогая выполнить движения. Не огорчайтесь, когда увидите, что даже простые движения или серии движений будут недоступны. Движения сперва будут ошибочными, пальцы сперва не слушаются, но пусть Вас не пугает такое состояние рук. Постепенно подвижность руки восстановится и страдающему афазией будут посильны более сложные движения! Я много раз наблюдала такую картину и могу с уверенностью сказать – тренируйте руку, большой процент пациентов добивается хороших результатов восстановления подвижности руки после инсульта и мелкой моторики.

Вот несколько упражнений,

которые ежедневно нужно делать для восстановления двигательной активности руки после инсульта:

Выполнять каждой рукой поочередно

  1. Сжимать резиновый массажный мячик (можно даже использовать мячики для игры животными – они сделаны из мягкой резины).
  2. Приподнять руку, сгибая слегка в локте. Затем опустить.
  3. Покрутить кистью руки.
  4. Сжимать ладонь в кулак и разжимать пальцы (рука приподнята, локоть согнут).
  5. Шевелить пальцами.
  6. Положить ладонь на стол. Затем перевернуть кисть руки ладонью вверх.
  7. Показать большой палец руки, остальные пальцы сжать. Раскрыть ладонь.
  8. Сжать кисть в кулак и положить на стол, затем раскрыть кисть и ладонью вниз положить на стол.
  9. Сжать кисть в кулак и положить на стол, затем раскрыть кисть и положить ладонь «ребром» на стол.
  10. Раскрыть обе ладони и положить на стол. Затем обе кисти перевернуть ладонями вверх.
  11. Одновременно раскрывать ладонь одной руки и сжимать в кулак другую руку.
  12. Соединить большой и указательный пальцы.
  13. Соединить большой и средний пальцы.
  14. Соединить большой и безымянный пальцы.
  15. Соединить большой палец и мизинец.
  16. Выпрямить указательный и средний пальцы. Остальные пальцы прижать.
  17. Выпрямить указательный палец и мизинец. Остальные пальцы прижать.

Очень хорошо помогает разработать руку такой прием (хочется думать, это мое изобретение, по крайней мере, такого упражнения применительно к пациентам с афазией, я пока в специальной литературе не встречала): необходимо набрать полную ванную воды комнатной температуры, посадить пациента на стул и предложить делать в воде движения кистью, преодолевая сопротивление воды. Движения могут быть разнообразными – вперед и назад, влево-вправо, волнообразные движения. Важно, чтобы в ванной было не душно, а напряжение от выполнения упражнения не было чрезмерным. Выполнять упражнения сначала недолго – примерно 5 минут. Затем довести до 10-15 минут. Этот прием хорошо использовать сразу после выписки пациента домой, когда рука еще плохо слушается. Когда рука станет подвижнее, подключайте упражнения по восстановлению руки, приведенные выше.

Если после инсульта нарушилась речь, а пригласить логопеда-афазилога нет возможности, я предлагаю Вам мой авторский видеокурс «Восстановление речи при грубой афазии». С помощью видеокурса Вы сможете оперативно и грамотно организовать занятия по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях. А подробнее о том, какие формы афазии встречаются и о методах их устранения — смотрите в моих видеуроках «Формы афазии и методы восстановления речи».

Упражнения для кистей и пальцев рук после инсульта

В этой статье я подробно расскажу о методиках восстановления пальцев и кисти руки после инсульта. Следуя моим рекомендациям можно добиться не только значительного улучшения подвижности пальцев рук, но и прогресса в восстановлении речи. Так как в головном мозге зона отвечающая за речь и кора контролирующая движение кисти и пальцев рук расположены очень близко и тесно взаимосвязаны. Таким образом, развитие мелкой моторики — это очень важная часть процесса реабилитации, от результатов которого в значительной степени будет завесить качество жизни больного. И чтобы эта жизнь была счастливой и полноценной придется выполнить большой объем работы.

Исходя из личного, как человека перенёсшего инсульт, а так же опыта работы с другими людьми пострадавшими от этого недуга, должен отметь, что в работе по восстановлению руки необходимы усидчивость, упорство и настойчивость. Только ежедневные тренировки способны порадовать больного положительными результатами.

Перечень упражнений для восстановления мелкой моторики

Активные упражнения:

  1. Вместе с горохом или рисом перебираем мелкие предметы, например: гайки, шурупы, болтики.
  2. Разместить мелкие предметы на полотенце или салфетке и перекладываем их по-одному с одного места на другое.
  3. Взять чистый носовой платок, собрать его в кулак здоровой рукой, затем повторит эту процедуру больной рукой, тоже самое можно проделать с салфеткой или листочком бумаги.
  4. На ладонь здоровой руки берем карандаш или ручку с гранями и раскатываем между ладонями.
  5. Положив этот предмет на стол, стараемся взять его двумя, тремя, четырьмя и пятью пальцами.

Пассивные упражнения:

  1. Сгибание руки в кулак и разгибание до прямой ладони.
  2. Делаем дульки, крутим “кукиш” (рекомендуемое всеми врачами упражнение).
  3. Рука слегка согнута в кулаке, поднимаем большой палец вверх и сжимаем руку опять в кулак, поочередное разгибаем пальцы руки от указательного до мизинца и загибаем обратно. Если не получается помогаем здоровой рукой.
  4. Берем условную щепотка соли и собираем в пучок все 5 пальцев, потом полностью расправляем пальцы.

Все упражнения выполняем сидя за столом в удобном положении, по 1-3 минуты, каждое по 3-5 подходов. Заниматься можно два раза в день утром и вечером, в свободное время, например перед телевизором.

Социальная адаптивность человека направлена прежде всего на реализацию его функциональных возможностей, кто-то делает уклон в сторону умственных способностей (ученые, врачи, инженеры. ), кто-то развивает физические способности (спортсмены, шахтеры, водители, моряки. ), но в обоих случаях без мелкой моторики не обойтись.

Если в следствии инсульта у вас или ваших близких произошла частичная и ли полная потеря природных навыков, вы всегда можете обратится ко мне за помощью. Попадая в такую ситуация человек должен приложить все усилия, использовать все доступные методы для возвращения к полноценной жизни. Тогда не будет жалко ни сил, ни времени, а будет уверенность необходимая для движения вперед. А ведь мы знаем, что движение атомов, молекул, нейронов в головном мозге, движение Земли, Солнечной системы, галактики, все это определяет одно слово — жизнь. Жизнь — это и есть постоянное движение вперед.

Победим инсульт вместе. Ваш Валерий Бабенко

Лечебная физкультура

Желаю вам здоровья и активного долголетия.

Восстановление движений в руке после инсульта.

Восстановление движений в руке после инсульта начинается с профилактики мышечной контрактуры (спастики) в мышцах-сгибателях верхней конечности и применении пассивной гимнастики для суставов, а также укладке в физиологическом положении. Когда в руке появятся движения, суставы должны быть готовы к выполнению движений. В этой статье перечислены упражнения для руки после инсульта, целью которых является восстановление навыков самообслуживания и, возможно, полной реабилитации постинсультных больных.

Принципы восстановления активных движений в верхней конечности такие же, как и в нижней конечности, они основаны на активизации волевой деятельности постинсультного больного. Подробнее об этом в статье «Восстановление ходьбы после инсульта». Коротко перечислим эти принципы и поговорим о том, как восстановить движения после инсульта.

1). Побуждение к движению во время пассивной гимнастики.
2). Посыл импульсов – мысленное воображаемое движение в руке (в конечности).
3). Тренировка коротких и простых движений в конечности после анализа сложного объемного движения, затем соединение этих простых движений в одно целое.

Побуждение к движению во время пассивных движений осуществляется с установкой: «Я буду передвигать твою руку, а ты старайся сделать эти движения самостоятельно». Во время выполнения пассивных движений следует давать команды: «Приготовились! И-и-и- раз! … И-и-и- два!» и другие, которые помогут пациенту организоваться и принимать активное участие в движении. По сути этот прием относится к посылу импульсов, но в сочетании с пассивными движениями.

Посыл импульсов от головного мозга к конечностям.

Посыл импульсов (идиомоторные упражнения) заключается в мысленном передвижении конечности пациентом; он может выполнять воображаемые движения самостоятельно несколько раз в день, но сначала надо его потренировать в этом и убедиться, что ему все понятно.

Уделим внимание некоторым важным моментам при работе с идиомоторными упражнениями.

1). Всегда все упражнения начинаем со здоровой стороны, это помогает активизировать участки головного мозга, управляющие обеими верхними конечностями. Пример, больной лежит на спине, руки вдоль тела. Даем задание поочередно класть ладони на живот. Ученик кладет ладонь здоровой руки на живот и возвращает руку в исходное положение. Затем он мысленно кладет ладонь «больной» руки на живот и возвращает её на место. Повторяем упражнение несколько раз и оставляем на домашнее задание, которое пациент будет выполнять в свободное время. Упражнение с мысленным посылом импульсов можно продолжать неограниченно: столько, сколько сможет ученик. Это непросто даже здоровому человеку, а после инсульта сосредоточиться и концентрировать внимание еще трудней. Вы можете проверить правильность выполнения так: при концентрации внимания на «больную» руку, когда пациент передвигает её мысленно, движения в здоровой руке станут медленными и плавными, так как возникает потребность запомнить чувство движения, чтобы воспроизвести его на «больной» стороне.

Смотрите так же:  Косточка на указательном пальце руки лечение

2). Лучший эффект упражнений с посылом импульсов достигается при закрытых глазах.
3). Усилить посыл импульсов можно методом отягощения. Ученик мысленно представляет, что он держит гантель в руке. Тогда потребуется больше усилий, чтобы передвигать руку, больше активизируется нервная система.
4). Каждый день меняем задание: либо усложняем его, либо даем другое упражнение. Например, упражнение с поочередным перемещением кистей с постели на живот и обратно усложним поглаживанием живота круговыми движениями.

5). Воображаемое движение должно быть в полном объеме. Пациент должен осознавать законченность движения, ощущая его границу, которая определяется либо возможностями сустава, либо ограничивается окружающими предметами. Это психологический момент; пациент, доводя движение до конца, осознает его как победу, незаметно для него самого повышается уверенность в себе и в достижении отличных результатов в восстановлении движений.

Приведу пример одного их упражнений. Пациент лежит на спине, руки вдоль тела. Здоровой рукой взяться за нос (или ухо, или положить ладонь на лоб), вернуться в исходное положение, затем то же проделать «больной» рукой при вашей поддержке. Мышцы на парализованной руке слабые, пациент не может ощутимо захватить пальцами нос. Помогите ему, немного надавив на его пальцы, чтобы у него возникло кожное ощущение качественного прикосновения к носу.

6). При использовании каких-либо предметов для восстановления движений автоматически включается посыл импульсов к парализованным конечностям. Очень эффективны упражнения с применением бытовых предметов (кастрюли, скалки, большие салфетки – все, что есть под рукой, и на что способна ваша фантазия); а также любые удобные для этого принадлежности для лечебной гимнастики (гимнастическая палка, мячи, обруч и др.). Главная цель применения различных предметов: помочь организму «вспомнить» и восстановить утраченные движения; с предметами это происходит быстрее, так как повышается интерес пациента к лечебной гимнастике и активизируются стереотипы движений в быту.

Возьмем для примера упражнения с гимнастической палкой. Пациент держит её двумя руками на расстоянии ширины плеч, «больную» руку прибинтовываем эластичным бинтом. Пациент лежит на спине, руки выпрямлены вдоль тела, гимнастическая палка лежит на бедрах. Даем задание согнуть руки в локтевых суставах и привести палку к груди. Немного помогаем «больной» руке передвигаться. Сгибание происходит решительно, а разгибание – плавно, медленно, чтобы руки не падали, а опускались в исходное положение.

7). Обязательно напоминаем пациенту о том, чтобы он концентрировал внимание на «больной» руке. Это условие для посыла импульсов к парализованной конечности.

Для другого упражнения понадобится короткая палка (30 — 35см). Пациент держит её за один конец «больной» рукой, в этом положении прибинтовываем кисть к палке эластичным бинтом. Пациент лежит на спине, рука выпрямлена, лежит вдоль тела, палка свободным концом касается бедра пациента. Даем задание: поворачивая руку отвести свободный конец палки в сторону, затем вернуться в исходное положение. То есть пациент раскачивает палку вправо – влево, держа её за один конец. В меру помогаем выполнить это движение, то есть помогаем только там, где пациент не может сам. Стремитесь к тому, чтобы ученик понимал, что нужно совершать движение в полном объеме. В данном примере нужно касаться палкой до постели при отведении её в сторону. Отведение палки в сторону – супинация руки (кисти), приведение палки к туловищу – пронация кисти. Супинация дается пациенту труднее, чем пронация, но здесь мы уделим внимание тому, чтобы при перемещении палки к телу движение было плавным, то есть контролируемым (при повышенном тонусе мышц – сгибателей руки данное движение будет резким, а наша задача научить пациента сознательно управлять своими конечностями, поэтому требуем выполнять эту часть упражнения медленно).

Упражнение «Вращение палки в вытянутой руке». Пациент держит «больной» рукой короткую палку за середину, прибинтуем кисть эластичным бинтом в данном положении, рука выпрямлена вверх (к потолку), если пациент лежит на спине, и вытянута вперед, если пациент сидит на стуле. Придерживая руку в выпрямленном положении, чтобы она не падала, даем задание вращать палку в одну и другую стороны несколько раз, затем нужно сделать небольшой отдых и снова повторить упражнение.

Упражнения с гимнастической палкой придумывайте самые разнообразные, но простые.

Далее поговорим о сложных упражнениях, в которых участвуют разные группы мышц и тренируется координация движений, а также внимательность и память. Прежде, чем приступить к выполнению сложного упражнения, следует освоить каждую его часть отдельно и только потом объединить все короткие движения в одно целое. Можно придумать множество таких упражнений в разнообразных вариантах как с предметами, так и без них. Сначала осваиваем упражнения на счет «4», затем на счет «8» и «16».

Приведу пример сложного упражнения, которое выполняется на счет «8».
Пациент лежит на спине, руки выпрямлены, лежат вдоль тела, в руках гимнастическая палка, «больную» руку можно прибинтовать к палке эластичным бинтом.
1 – Согнуть руки в локтевых суставах, привести палку к груди.
2 – Решительно выпрямить руки к потолку (как-будто штангу).
3 – Выпрямленные руки с палкой положить за голову.
4 – Снова поднять выпрямленные руки к потолку.
5, 6 – Повернуть палку в выпрямленных руках в одну и в другую стороны.
7 – Согнуть руки в локтевых суставах, привести палку к груди.
8 – Вернуться в исходное положение: опустить палку в выпрямленных руках вдоль тела.

Приведу пример упражнения на счет «16».
Пациент сидит на стуле, гимнастическая палка в руках лежит на бедрах.
1 – Привести палку к груди, согнув руки в локтевых суставах.
2 — Поднять палку вперед, выпрямив руки.
3 – Отвести палку вправо с поворотом корпуса.
4 – Снова палку вперед.
5 – Отвести палку влево с поворотом корпуса.
6 – Палку вперед.
7 – Привести палку к груди, согнув руки в локтевых суставах.
8 – Выпрямить руки вверх.
9 –«Нарисовать» палкой круг перед собой в одну сторону с возвратом палки вверх.
10 – Также «нарисовать» палкой круг в другую сторону с возвратом палки вверх.
11 – Над головой качнуть палку вправо (левая рука прикасается к голове, правая рука – в сторону).
12 – Палку вверх.
13 – Над головой качнуть палку влево.
14 – Палку вверх.
15 – Опустить палку к груди, согнув руки в локтевых суставах.
16 – Вернуться в исходное положение.

Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Такие сложные упражнения активизируют ученика и создают ощущение игры. Пациенту будет легче запомнить упражнение, если он будет помогать его составлять. Порядок движений надо записать на листке бумаги, чтобы не запутаться. Продемонстрируйте ученику данное упражнение два раза, чтобы он его запомнил. Пусть напрягает память. При необходимости подсказывайте, какое следующее движение, и помогайте придерживать «больную» руку. Включайте в занятие составленное сложное упражнение несколько дней подряд, пока пациент не будет делать его уверенно по памяти. Затем придумайте новое сложное упражнение.

Приведу пример сложного упражнения без предмета.
Пациент лежит на спине, кисти сомкнуты в «замок», руки внизу.
1, 2 – «Нарисовать» перед собой два круга выпрямленными руками по часовой стрелке с полной амплитудой.
3, 4 – «Нарисовать» такие же два круга в другую сторону.
5 – Вывернуть сомкнутые в замок ладони (руки внизу).
6 – Поднять выпрямленные руки с вывернутыми ладонями вверх (положить на подушку за голову).
7 – Развернуть кисти, сомкнутые в замок, в обычное положение.
8 – Опустить руки вниз и обхватить колено согнутой правой ноги.
9 – Руки вверх.
10 – Опустить руки вниз, обхватить колено согнутой левой ноги.
11 – Руки вверх.
12 – Исходное положение.
Выполнить 3 – 4 раза.

Когда появятся первые движения в руке, дальнейшее восстановление движений будет происходить постепенно при условии ежедневных занятий с постоянным усложнением заданий. Каждое новое более сложное задание упрощает выполнение предыдущих упражнений. Разнообразные движения в руке тренируем выполнять сначала лежа в постели, затем сидя на стуле за столом.

Упражнения для руки после инсульта сидя за столом.

Самый удобный для занятий обычный стандартный кухонный стол с размерами поверхности столешницы 85 * 64 см. Пациент сидит за столом, расстояние от него до переднего края стола примерно 10 см, руки лежат на столе ладонями вниз ближе к переднему краю стола.

1). 1 — Здоровая рука скользит по поверхности стола вперед, пациент наклоняется вслед за рукой, рука выпрямляется, а пальцы стремятся захватить дальний край стола. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больная» рука так же скользит вперед, выпрямляется, пациент старается расслаблять сгибатели «больной» руки, делает выдох в момент распрямления, берется за дальний край стола. 4 – Вернуться в исходное положение.

2). Усложним предыдущее упражнение. Руки поочередно тянутся не вперед, а в дальние углы поверхности стола.

3). Супинация – пронация. Руки лежат на столе ладонями вниз, предплечья параллельны друг другу. Повернуть руки ладонями кверху, пальцы распрямить, максимальное внимание «больной» руке, затем повернуть лежащие на столе руки ладонями вниз.

Смотрите так же:  Вскочила шишка на руке под кожей

4). «Кулачки». Руки лежат на столе ладонями вниз, предплечья параллельны друг другу. Медленно согнуть пальцы в кулачки одновременно на обеих кистях. Затем вернуться в исходное положение.

5). Пациент влажной салфеткой вытирает поверхность стола сначала здоровой рукой, затем повторяет «больной» рукой. Движения должны быть объемными, плавными, качественными. Нужно понимать, что данное упражнение не для того, чтобы вытереть поверхность стола, а для тренировки руки. Поэтому «вытирать» стол нужно в разных направлениях: вперед – назад, вправо – влево, круговыми движениями, потренируйтесь вытирать салфеткой и боковые поверхности столешницы.

6). Возьмите салфетку чуть большего размера, чем поверхность стола. Пациент тренируется расправлять скатерть, затем складывать её пополам (положить, разгладить кистями, чтобы не было складок). Еще раз сложить, разгладить. И так продолжайте, пока салфетка не будет сложена в несколько раз. Снова расстелить салфетку, как скатерть. Повторите 3 – 4 раза.

7). Простынь, сложенную вдоль в 4 раза, скрутить валиком. Можно закатывать эту широкую полоску ткани на скалку или палку.

8). Сложенную в несколько раз салфетку раскатывать скалкой, как тесто.

9). Вставать со стула, опираясь руками на стол, как бы отталкиваясь руками от поверхности стола и выпрямляя руки.

10). Собирать детскую пирамидку.

11). Складывать узор мозаики. Детскую мозаику лучше выбрать с крупными детальками для узора.

12). Зашнуровывать ботинки, заплетать косичку из веревок или тесемок.

13). Застегивать пуговицы (сначала крупные, затем средние и мелкие).

14). Собирать бусы на толстую нить (можно использовать короткие макароны в форме трубочек). Собирать конструктор (например, лего).

15). Месить тесто, раскатывать его скалкой, что-нибудь лепить из теста и производить различные манипуляции в зависимости от возможностей ученика: натыкать вилкой дырочки, лепить пельмени, пирожки, защипывая края, разрезать раскатанный корж ножом на полоски, вырезать фигурки формочками. Также можно лепить из пластилина, подержав кусок пластилина в теплой воде, чтобы он стал теплым и мягким.

16). Переливать воду кружкой из одной кастрюли в другую. Так же поварешкой (половником).

17). Переставлять кастрюли с одного места на другое за ручки (сначала пустые, затем с водой), подбирать им крышки, размешивать в кастрюле половником воду и так далее.

18). «Ладушки». Сидя на стуле, ладони на коленях. Хлопнуть ладонями друг об друга, затем по коленям. Также в «Ладушки» можно играть с напарником (с инструктором, с вами). Здесь можно придумать самые разнообразные варианты игры, чтобы было полезно не только для развития координации, но и просто интересно (для положительных эмоций).

В статье «Упражнения для кистей и пальцев рук» вы найдете полезные упражнения для восстановления движений в руке после инсульта: «Шалбаны», «Монетки», «Кнопочки», «Фигушки», «Крючки» и другие.

Упражнения с фасолью очень эффективны для восстановления движений в руке после инсульта. Понадобится 3 кг фасоли. Фасоль возьмите гладкую, «шелковистую», чтобы руки легко могли углубляться в кучку фасоли, поместите её в таз. Задания различные.
Набрать фасоль в сомкнутые ладони, приподнять руки и не спеша высыпать обратно в таз.
Погрузить одну руку поглубже в фасоль и размешивать её в одну и в другую стороны.
Взять фасоль в руку, сколько возможно, приподнять руку и высыпать обратно в таз (здесь нужно обращать внимание на то, что при высыпании фасоли из кисти в таз пальцы нужно распрямлять как можно больше).
Закопайте какой-нибудь предмет поглубже в фасоль, задание – найти и достать этот предмет (например, связку ключей).
Пересыпать фасоль обеими ладонями из одного таза в другой.
Набрать из таза в ладонь пять фасолинок по одной штучке.
Сложить на столе геометрические фигурки, выкладывая их фасолью, как-будто узор мозайки. Ударять по фасолинкам шалбанами.
И другие задания, которые вы придумаете.

Для тренировки движений, необходимых в быту, учим пациента открывать и закрывать вентиль крана, включать и выключать свет, нажимать на кнопки клавиатуры, телефона, постепенно перейдем к рисованию и письму.

Бросание мяча в корзину, напарнику, вдаль, о пол, в какую-либо цель. Тренируем бросать мяч от груди, из-за головы, подбрасывать вверх. Также учим и ловить мяч.

Очень приятно использовать апельсинку как атрибут для лечебной гимнастики вместо маленького мячика.

Оранжевый цвет и ощущение тяжеленького мячика в руке создают хорошее настроение. Апельсин можно передавать из руки в руку вокруг себя; так же на головой; из руки в руку с поворотом корпуса; сидя на стуле передавать из руки в руку поочередно под каждым коленом, приподнимая ногу.

Упражнения на полу. Для занятий на полу вам потребуется помощник, так как поднимать пациента с пола тяжело. Упражнения для руки после инсульта самые разнообразные. Замечательно то, что занятия на полу создают особый интерес пациента к упражнениям, кроме того исчезает страх упасть, и создаются условия для полноценных качественных движений в плоскости пола, ну и, конечно, больше возможности разнообразить задания. Воспользуйтесь статьей «Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника», чтобы взять оттуда дополнительные упражнения. Приведу для примера несколько упражнений для руки на полу.

1). Лежа на животе, руки в упоре около плечевых суставов. Поочередно выпрямлять руки вперед.
2). Лежа на спине, руки вдоль тела. Переместить выпрямленные руки через стороны вверх, скользя по полу. Вернуться в исходное положение.
3). Лежа на здоровом боку, приподнять выпрямленную «больную» руку и выполнять движения руки вперед – назад. Можно руку подвесить на широкой ленте, которая будет поддерживать руку на весу, а пациент будет раскачивать руку, как при ходьбе.
4). Вставание в коленно – кистевое положение из положения лежа на животе, упираясь руками около плечевых суставов.
5).Ползание в коленно-кистевом положении назад и вперед. И другие упражнения.

Чем более разнообразны упражнения для руки после инсульта, тем лучше и качественнее восстановление движений и речи. Используйте детские развивающие игрушки: пирамидки, мозаику, конструкторы, кубики, пластилин и другие. Почаще занимайтесь на полу. Подбадривайте своего ученика прямо под руку установкой: «Сильный, смелый, здоровый!», это очень помогает в восстановлении движений после инсульта.

Су-джок – терапия и ДЭНАС – терапия – ваши верные помощники, которые многократно ускоряют сроки восстановления движений после инсульта и усиливают эффективность лечебной физкультуры, особенно, если применять перед лечебной гимнастикой.

Не пугайтесь того, что не все понятно, как заниматься с постинсультным больным. Просто начните делать пассивную гимнастику, посмотрев, как это делает массажист или инструктор ЛФК в стационаре. Вам понадобится статья Лечебная физкультура после инсульта.

Периодически перечитывайте данную статью, идеи будут приходить сами. Научитесь ухаживать за больным, правильно укладывать на бок, пересаживать на стул, подтягивать кверху в постели, накладывать лонгету на руку и другие манипуляции. Для начала нужно понять, как проводить профилактику осложнений, которые могут быть у лежачего больного. Научитесь решать насущные проблемы вашего пациента, находить с ним взаимопонимание, поднимать ему настроение.

Но при всем этом в первую очередь берегите здоровье своего позвоночника, нагрузка большая, надевайте пояснично-крестцовый корсет, делайте тяжелую работу с помощником. Распределяйте уход за больным на всех членов семьи. Тренируйтесь передвигать постинсультного больного на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного: пересаживать на стул и обратно на кровать, вставать, ходить, поднимать с пола, подтягивать в постели кверху и др.

Восстановление движений в руке после инсульта идет одновременно с восстановлением ходьбы. Точной инструкции, как восстановить движения после инсульта, нет, так как требуется индивидуальный подход к каждому постинсультному больному. На успех лечебной физкультуры влияет множество различных факторов, их надо учитывать. Всё получится, если вы, действительно, этого хотите. Скучно не будет.

Напоследок обращу ваше внимание на три самые главные момента, от которых зависит успех в восстановлении движений в руке после инсульта: хорошее настроение, разнообразие упражнений и творческий подход к занятиям, регулярность занятий с обязательным усложнением заданий.

Я уверена, что вы испытаете настоящее счастье, когда увидите, что ваш ученик смог выполнить то или иное движение. Желаю веры в победу, настойчивости и успеха.

Гимнастика после инсульта в профилактических целях

Инсульт – это опасная патология, но она не всегда ставит крест на жизни человека. В некоторых случаях пациенту удается не только прийти в себя, но и восстановиться почти до того состояния, в котором он находился перед приступом. Определенная доля заслуги в этом принадлежит лечебной гимнастике.

В данной статье представлены самые эффективные упражнения для восстановления нормального кровообращения головного мозга, прежней подвижности временно парализованных конечностей, общей реабилитации больного. Также вы можете ознакомиться со статьей по теме: гимнастика для коленных суставов в домашних условиях.

Классификация упражнений лечебной гимнастики

Если состояние больного позволяет ему получать физические нагрузки, гимнастика после инсульта может быть начата еще в условиях стационара.

Обычно первые программы тренировок рекомендует лечащий врач. Затем пациент передается более узким специалистам – реабилитологам, невропатологам или физиотерапевтам. Они формируют распорядок занятий и наблюдают за ходом реабилитации.

Существует несколько групп упражнений, отвечающих за восстановление отдельных частей тела:

  • Аэробные направлены на стимуляцию дыхания и кровообращения. Суть терапии – обеспечить больному дополнительный приток кислорода методом совершения активных действий на свежем воздухе. В случае успеха мозг будет получать больше кислорода. Это позволит ему восстанавливаться более интенсивно. В частности, мозг может перенаправить отдельные функции пораженных участков на свои здоровые сегменты, благодаря чему у пациента может вернуться подвижность парализованной конечности.



  • Сильнее всего инсульт бьет по тем участкам мозга, которые отвечают за подвижность конечностей. Специальные упражнения призваны помочь больному восстановить подвижность, нормальную работу рук, мелкую моторику кистей, физическую крепость и выносливость.
Смотрите так же:  Как развить пальцы левой руки


  • Тренировки на координацию движений и умение держать баланс. После инсульта многие пациенты испытывают проблемы с равновесием. Чтобы научить человека держаться прямо и не падать, физиотерапевтами уже на протяжении нескольких десятилетий практикуется специальная восстановительная гимнастика.

  • С той же целью используются упражнения для туловища, включающие в себя различные повороты и наклоны, выполняемые сначала сидя, а потом в положении стоя.

Средние сроки реабилитации насчитывают от 6 до 9 месяцев, в зависимости от степени повреждений и индивидуальных особенностей пациента. В течение всего периода следует проводить занятия по леченой гимнастике, делая упор на конкретную группу или комбинируя их между собой.

Гимнастика после инсульта: аэробные упражнения

В целом под аэробными упражнениями принято понимать любую физическую активность на свежем воздухе. В зависимости от состояния пациента ему рекомендуется совершать пешие прогулки, ездить на велосипеде, плавать, танцевать, заниматься садовым участком и так далее.

Однако во время активных занятий не стоит допускать перенапряжения. Повышать нагрузки следует поэтапно, обязательно согласовав свои действия с лечащим врачом. Не стоит путать данный тип профилактики с дыхательной гимнастикой при бронхите, так как это совершенно разные вещи.

Тренировки для рук

Ведение полноценной жизнедеятельности требует нормальной активности рук. Однако после болезни именно верхние конечности страдают больше всего, проявляясь в виде онемения, частичной или полной парализации, начиная от пальцев и заканчивая всей конечностью.

В зависимости от степени поражения, совершайте движения:

  • самой рукой;
  • двигайте пораженную часть тела здоровой конечностью;
  • попросите помощи у близкого человека.

Варианты могут быть следующими:

  1. Подъем конечности вверх в положении лежа с удержанием или без.
  2. Лягте и поднимайте руки вверх, а затем опускайте так, чтобы пальцы касались лба.
  3. В положении лежа положите руки ладонями вверх и поднимите их к себе, касаясь пальцами до груди или плеча.
  4. Сядьте на стул и отведите руки вперед. Затем следует чередовать несколько вариантов движений – коснитесь груди, поднимите пальцы вверх, расставьте в стороны, опустите себе на колени.

Более активные разновидности тренировок предназначены для улучшения мышечной работы и возвращения крепости. На завершающем этапе занятий предполагается возможность работы с гантелями и подниманием других тяжелых предметов:

  • Схватитесь за ручку холодильника, открывайте и закрывайте его. Если тяжело, начните с какой-нибудь легкой дверцы на мебели.
  • Пользуйтесь переключателем света, задействовав пораженную конечность.
  • Носите по комнате сумку, по мере восстановления крепости мышц загружая ее каким-либо весом.
  • Выдавливайте пасту на зубную щетку пораженной рукой.

Разработав в достаточной степени мышцы, переходите на работу с «железом». Все действия выполняются на стуле с гантелями или гирьками:

  • Согните руки в локтевом сгибе, а затем отклоните их вперед и снова подведите к грудной клетке.
  • Расставьте руки в стороны, поднимайте и опускайте снаряд. Предплечья следует держать параллельно к полу, а ладони смотреть вперед.
  • Последний из самых известных вариантов предполагает держать руки по швам, а потом поднимать их, принимая положение буквы «T».

Если использовать гимнастические снаряды все еще тяжело, можно обойтись и без них. Наденьте на сомкнутые конечности резинку и растягивайте ее в стороны. По мере повышения мышечного тонуса толщину резинового кольца следует увеличивать.

Альтернативный вариант – лежа на кровати, возьмитесь за ее спинку и пытайтесь «подтягиваться». Можно помогать себе ногами, чтобы воздействие происходило на все тело.

Для возвращения подвижности кистей и мелкой моторики пальцев предлагается несколько приемов:

  • Положите руку на ногу, чтобы кисть свободно свисала. Ее можно сжимать в кулак и разжимать обратно, а затем одновременно с этим совершать вращательные движения кистью и смещать ее влево и вправо. Такие упражнения полезны даже при параличе конечности. Тогда они делаются с помощью активной руки.
  • Чтобы разработать большой палец, следует открыть ладонь и прижимать его к мизинцу.

Также больному будет полезно:

  • нажимать на компьютерные клавиши;
  • играть в шахматы и подобные настольные игры;
  • собирать мозаику и прочее.

Все перечисленные варианты можно совмещать в комплексные занятия, воздействуя сразу на всю руку. Обычно подобная тактика является самой продуктивной, поэтому ее придерживается большинство реабилитологов.

Занятия с ногами

Гимнастика после инсульта предполагает комплекс для ног. Обычно занятия начинаются с растяжки:

  • Прислонитесь ладонями к стенке, держа ноги вместе параллельно друг другу. Затем сгибайте руки в локтях, словно вы отжимаетесь. В этот момент должна ощущаться небольшая нагрузка на заднюю поверхность голени.
  • Еще одно упражнение на растяжку требует лечь на спину и самостоятельно или с помощью рук переставлять одну ногу через другую так, чтобы они перекрещивались.

Затем выполняются подходы на повышение подвижности:

  • Для разработки коленных суставов можно лечь на пол и согнуть ноги в коленях. Затем в таком положении, не отрывая стоп от пола, ноги наклоняются немного влево и вправо.
  • Для повышения активности тазобедренных суставов ноги, согнутые в коленях, по очереди поднимаются к груди и с помощью руки удерживаются в таком положении 5-10 секунд. Упражнение выполняется в положении лежа.
  • Примите лежачее положение на боку и согните колени. Первый вариант – не отрывая стоп друг от друга, максимально разводить колени в стороны и удерживать на 5-10 секунд. Второй вариант – поднимать верхнюю ногу и держать ее на весу.

Продолжительность подходов и общее время занятий устанавливается в зависимости от состояния пациента. Лучше всего согласовать режим тренировок после инсульта с врачом.

Разогреть мышцы поможет комплекс в положении сидя:

  • находясь на стуле, сделайте 15 вращательных движений лодыжкой;
  • положите руки на бедра с внутренней стороны и попытайтесь раздвинуть ноги ладонями, одновременно сводя их друг к другу;
  • поднимите одну ногу так, чтобы она была параллельно полу, и опустите обратно, не ставя на поверхность, чтобы снова поднять, и так 5-10 раз.

После выполнения комплекса необходимо расслабить мышцы. Для этого достаточно просто пройтись несколько минут по комнате. В качестве альтернативы подойдет велотренажер. Позанимайтесь на нем в спокойном темпе без нагрузки 2-3 минуты, если это позволяет состояние после инсульта.

Повышение координации движений

Существует большое количество простых заданий на развитие координации и устойчивости:

  1. Стойте на одной ноге, меняя положение каждые 30 секунд. В начале терапии можно за что-нибудь держаться руками, но по мере улучшения состояния следует отказаться от поддержки и увеличивать продолжительность стояния до 2 минут.
  2. Следующее упражнение можно начинать, освоившись с первым. Теперь необходимо не просто стоять на ноге, но еще и поднимать другую в сторону под углом 45 градусов. Более сложный вариант – делать это с закрытыми глазами.
  3. Лягте на пол. В таком положении следует тянуть друг к другу правое колено и левый локоть, а потом левое колено и правый локоть.
  4. Еще один эффективный вариант предусматривает неторопливое хождение по комнате так, чтобы при совершении очередного шага передняя нога пяткой касалась пальцев задней.
  5. Придерживаясь за что-нибудь, поднимайтесь на цыпочки и опускайтесь обратно.
  6. Делайте одной ногой махи назад, потом повторите другой ногой.

Эти простые упражнения можно выполнять с любой очередностью. Выберете из них самые любимые и исключите те, делать которые особенно тяжело. Все они воздействуют примерно одинаково, разгоняя кровь и укрепляя мышцы. Такая гимнастика после инсульта будет способствовать стимуляции зон мозга, которые отвечают за равновесие.

Упражнения для туловища

Значительно улучшить координацию движений можно путем выполнения нескольких несложных заданий на наклоны и повороты корпусом:

  1. Вытяните руки перед собой и соедините их вместе. Теперь следует совершать наклоны корпусом вперед, выполняя по 10-15 повторений. Сначала рекомендуется выполнять данное упражнение в положении сидя.
  2. Лежа на полу, подтяните ноги к груди. Затем, поддерживая одну ногу руками, опустите другую обратно на пол. В процессе выполнения в большей степени должны быть задействованы мышцы пресса.
  3. Примите сидячее положение и положите ладони на пояс. Теперь необходимо по очереди наклонять корпус влево, вправо и вперед. По мере улучшения состояния можно пробовать заниматься стоя.

Не запрещено придумывать и свои движения. Пользу приносят любые наклоны и повороты. Главное условие – чтобы тело не слишком сильно утомлялось во время занятий. Еще необходимо контролировать ритм сердцебиения и показатели артериального давления.

Продолжительность реабилитации и факторы, влияющие на сроки

Время, которое может потребоваться на восстановление организма после инсульта, зависит от степени поражения головного мозга и действий пациента. Комплекс лечебной физкультуры сокращает продолжительность данного периода:

  • При слабой форме поражения конечностей и нарушении координации окончательное восстановление наступает по завершению 2-3-месячного курса гимнастики, а частичное восстановление утраченных возможностей ощущается уже на второй месяц лечения.
  • Случаи инсульта с обширной парализацией или серьезной потерей координации лечатся гораздо сложнее. После интенсивных полугодовых занятий гимнастикой пациент может рассчитывать только на частичное возвращение способности к уходу за собой в домашних условиях. Полное восстановление, если оно возможно, наступает только через несколько лет.
  • Общий паралич на половину тела приводит к неизбежной инвалидности. Реабилитация предполагает только восстановление возможности сидеть, и то лишь через 1-2 года.

Важными факторами успеха является соблюдение требований врачей, а также психологическая поддержка со стороны близких. Перед занятием рекомендуется разогревать мышцы массажем. Им же следует и завершать тренировку, чтобы снять напряжение.

Лечебная гимнастика после инсульта – это вспомогательный способ лечения, не заменяющий планового обследования в стационаре и приема необходимых медикаментов. Для поддержания нормальной активности пациента занятия следует продолжать всю жизнь. Только в этом случае будет сохраняться положительный эффект от них.