Движение пальцев и кистей рук

Развивающее воздействие движения пальцев рук и кистей рук на интеллект ребенка

Выражение «Ум ребёнка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики, в частности, постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоение ребенком изобразительных, музыкально-исполнительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и др. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движение рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в порождении и передачи образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И.Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мыщцы руки подобны высшим отделом коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция ( один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие на интеллект. Многие мамы помнят, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша даже можно немного приподнять, однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс , тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка взрослый берёт каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще в 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей Сороки-Белобоки, и др.), приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные методики установили что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, почки, мизинца на сердце.

Так как развитие речи тесно связанно с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких , как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярное упражнения с шарами улучшает память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивает координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В Японии широко используется упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасно оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-Белобока», «Коза Рогатая», и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленны взрослыми. Многие педагоги и родители видят в них развлекательное, а не развивающие, оздоравливающее воздействие. Исследование отечественных физиологов Также подтверждает связь развитие рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции нервной высшей деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку нужно следует начать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, надо помогать ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращать внимание на овладение ребенком простыми, нео в тоже время жизненно важными умениями ребенка – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка нужно заняться пальчиковой гимнастикой.

Работа по развитию движению рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут, наибольший эффект от упражнений. Задания должно приносить ребенку радость, а не скуку и переутомление.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

– Складывание матрёшек.
– Игра с вкладышами.

– Наборы веревочек различной толщины для завязывания узелков.

– Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

– Игры на дидактическом столе.
– Складывание шаров.
– Закручивание шурупов и гаек.
– Заводить механические игрушки ключиками.

Литература:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» Я.: «Академия развития 1997»
  2. Сиртюк А.Л. Творческий центр. Москва 2002.
  3. Кольцова М.М. «Ребёнок учиться говорить». Екатеринбург. У – Фактория 2004.

РАЗВИТИЕ ТОЧНЫХ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВ

Достаточная степень развития моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений являются еще одним важным условием полноценного овладения ребенком в начальный период обучения учебными навыками и в первую очередь навыками письма.

Ручная умелость во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и др. (Л.В. Антакова-Фомина, 1974; М.М. Безруких, С.П. Ефимова, 1978; М.М. Кольцова, 1973, 1979). В то же время при овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (предметно-практической, художественно-графической, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки (Е.В. Гурьянов, 1959; Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, 1987; Т.С. Комарова, 1970).
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей, поступающих в первый класс, обычно приводит педагогов к неутешительному выводу о том, что у преобладающего большинства из них движения рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют специальных, сложнокоординированных движений ведущей руки. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаточность моторики рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного развития общих произвольных движений.
В работе с этими детьми должна быть реализована специальная программа, направленная на развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки — плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук. В нее могут быть включены игры, игровые упражнения и задания четырех видов.

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с учащимися обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Кроме того, включение в занятие или урок пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.
Взрослым рекомендуется знакомить детей с такими играми и упражнениями в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем — игры и упражнения динамического характера. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы ученики, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением

Игры, упражнения и задания игрового характера с использованием детской продуктивной деятельности
Большим потенциалом с точки зрения развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки обладают как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье, так и нетрадиционные, пока еще мало использующиеся в практике работы педагогов — выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись1; «крупное» вышивание2; оригами и др. Чрезвычайно важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка координированных движений правой и левой руки с одновременным разграничением их функций.
1 Ниткопись — вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения.
2 Вышивание с помощью связанной крючком цветной тесьмы по деревянной пластине с проделанными в ней на равном расстоянии друг от друга небольшими отверстиями.

Смотрите так же:  Ребенок жалуется на боли в ногах и руках

Кто скорее?
Для этой игры необходим набор шнурков или ленточек. Двум игрокам-соперникам предлагается за определенное время завязать как можно больше узелков (или бантиков) из предложенного материала. После того, как определился победитель, он может вступить в соревнование с другими игроками.

Песочные рисунки
Песок, насыпанный в бумажный пакет со срезанным кончиком, может служить интересным изобразительным материалом. Создавать такие «носочные рисунки» можно во время прогулки на асфальте или дома на листах бумаги, окрашенной в темные тона.

Мозаика на пластилине
Для того чтобы создать такую мозаику, следует подготовить основу — замазать небольшой лист картона пластилином. На такую основу очень легко можно прикреплять семечки от разных растений (подсолнечника, тыквы, яблок, винограда и др.), а полученными мозаичными панно украшают помещение группы, класса.
В качестве материала для создания, изображений также могут быть использованы засушенные цветы, веточки, шишки, мелкие камешки и др. природный материал.
Графические игровые упражнения
История использования таких игровых упражнений достаточно длительна. Особого внимания в ней заслуживают приемы, которые были использованы в практике работы Монтессори-школ: ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв алфавита одним (указательным) или двумя (указательным и средним) пальцами ведущей руки, обведение букв деревянной палочкой; осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги, и др.
Среди современных систем графических упражнений эффективной, на наш взгляд, является методика подготовки руки детей к письму, описанная Е.Н. Потаповой. В ее основе — работа детей с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая их штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, а позже — элементами букв (полуовалами, петлями и др.) (рис. 95). Для штриховки дети могут использовать также книги серии «Раскрась сам» или собственные контурные рисунки.

Подвижные игры и физкультурные упражнения игрового характера
Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, лент) и других мелких предметов, игрушек на занятиях физической культурой и во время других режимных моментов — гимнастика до занятий, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, спортивные часы в группе продленного дня, подвижные игры на прогулке и т.д. — открывают педагогу широкий спектр возможностей для выработки у детей координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц кисти. Их преимущество по сравнению с такими видами детской деятельности, как рисование, графическая подготовка, лепка, заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять достаточно большое число упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, так как все упражнения носят большей частью игровой характер.

Перемени предмет
Команды выстраиваются в две колонны. На расстоянии 5—7 метров напротив команд кладется по обручу. У первых номеров в руках кегля или кубик. По команде «Марш!» первые номера добегают до своего обруча, ставят в центр кеглю, берут обруч, бегом возвращаются назад, передают обруч второму номеру и встают в конец своей команды. Второй номер, получив обруч, добегает до кегли, кладет сверху обруч, берет кеглю, бегом возвращается назад, передает кеглю третьему номеру и встает в конец своей команды. Третий номер повторяет действия первого и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.

Передай мяч
Команды садятся на пол в затылок друг другу, ноги врозь. У первого играющего в руках мяч. Напротив команд на расстоянии 5—7 метров стоит по кегле. По команде «Марш!» первый номер поднимает руки вверх и передает мяч назад — второму, второй — третьему и т.д., пока мяч не окажется в руках у последнего. Последний игрок с мячом в руках вскакивает, бежит до кегли, обегает ее, возвращается к своей команде, поворачивается, садится (ноги врозь) перед первым игроком, поднимает руки с мячом вверх и передает мяч назад. Эстафета продолжается до тех пор, пока первый номер не окажется снова впереди и не поднимет руки с мячом вверх.

Посадка картошки
Напротив команд обозначаются мелом три крестика — на расстоянии 2, 4 и 6 метров от старта — и ставится кегля на расстоянии 8 метров от линии старта. У первых номеров в руках три мешочка с песком — «картошка». По команде «Марш!» первые номера раскладывают мешочки на крестики, обегают кеглю, возвращаются к своей команде, дотрагиваются рукой до кегли второго играющего и встают в конец команды. Вторые номера собирают «картошку» — забирают мешочки с крестиков, обегают кеглю, возвращаются к своей команде и передают мешочки («картошку») третьему номеру, а сами встают в конец своей команды. Третий номер повторяет действия первого и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.

Эстафеты с предметами
Основу всех игровых заданий в эстафетах составляет главное требование к участникам — правильно изобразить фигуры из предметов (гимнастических палок, обручей, кубиков) в условиях ограниченного времени. Форма фигур и количество входящих в нее элементов зависят от численного состава команд.
Для быстрой организации эстафет взрослому необходимо иметь схемы всех вариантов фигур, изображенных на картоне. После деления детей на команды руководитель показывает фигуру, которую нужно составить из 3, 4, 5 и более предметов (в зависимости от количества детей в каждой команде).

Цветные квадраты
Для этой эстафеты требуется 2—3 набора маленьких (с ребром 2,5—3 см) кубиков. В каждом наборе по 16 кубиков с разноцветными гранями (красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая, белая). Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды кладется по обручу, а в них — наборы кубиков, рассыпанных в беспорядке. Команды строятся, и педагог объявляет, кто какой цвет будет собирать. Например, первые — красный, вторые — синий, третьи — зеленый, четвертые — желтый, пятые — коричневый, шестые — белый и т.д. По команде «Марш!» первые участники добегают до своих обручей, быстро, поочередно переворачивая каждый кубик, ставят их красной гранью кверху и собирают из них квадрат. Затем бегом возвращаются к своей команде, касаются рукой второго участника и встают в конец колонны. Вторые номера выполняют те же действия, только построить они должны синий квадрат. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание и направляющие вернутся на свои места.

Составь слово
Для эстафеты необходимо иметь 3—4 набора кубиков с буквами (ребро кубика 7 см) и полоски бумаги со словами из 3, 4, 5, 6 букв. Группа детей делится на 2—3 команды. На расстоянии б 7 метров от линии старта напротив каждой команды укладывается полоска бумаги со словом; рядом с полосками в малых обручах находится соответствующее количество кубиков с буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики в обруче, находят нужную букву, устанавливают кубик под первой буквой на полоске так, чтобы буква была на верхней грани, бегом возвращаются назад, дотрагиваются до руки второго участника и встают в конец своей колонны. Вторые участники устанавливают вторую букву и т.д. По окончании эстафеты педагог вместе с детьми подходит к сложенным словам и оценивает действия команд. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.
Подбор слов осуществляется с учетом численного состава команд.
Варианты проведения эстафеты с двумя командами:
— обе команды составляют одно слово;
— команды составляют разные слова, но с одинаковым количеством букв;
— команды, состоящие из шести человек, собирают два слова из трех букв, из семи человек — слово из трех и слово из четырех букв и т.д.

Таким образом, своевременно начатая и проводимая систематически, в строгом соответствии с определенной программой работа взрослых по развитию школьно-значимых
функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с одной стороны, позволяет профилактировать формирование ситуации их академической неуспешности. С другой стороны, она способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности и помогает младшим школьникам более эффективно овладевать общеучебными и предметными умениями в рамках наиболее приятной и близкой им игровой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА
Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К., Зотова М.К. Определение и коррекция готовности детей к обучению в школе. Новосибирск, 1990.
Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. 1999. № 8.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4-х классах вспомогательной школы. М., 1987.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 1995.
Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. Харьков, 1998.
Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития / Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
Нодельман В.И., Арсентьева О.В. Формирование и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций средствами игры у детей при подготовке к обучению грамоте / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями. Иркутск, 1997.
Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1990.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.
Степанова О.А. Игровая школа мышления. М., 2003.
Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.
Филиппова О.С. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. СПб., 1999.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999, и др.
Чего на свете не бывает? М., 1991.
Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли. М., 2000.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

Содержание
Дефицит в развитии школьно-значимых функций как одна из причин школьной неуспешности .
Технология конструирования игровых программ развития школьно-значимых функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста .
Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков .
Программа развития пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков .
Программа развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков .
Программа развития сенсомоторных координаций и коррекции их недостатков.
Программа развития точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекции их недостатков .
Литература.

Тренировка точных движений пальцев рук для развития речи

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки для развития мышления и речи детей. В частности, одно из утверждений специалистов заключается в том, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. В статье рассказано, как с помощью специальной тренировки мелких движений кисти, а не только артикуляторного аппарата, можно существенно ускорить развитие речи. Представлен практический материал, описаны варианты пальчиковой гимнастики и упражнений, которые с успехом можно использовать в играх с ребенком, способствуя развитию их речи.

Смотрите так же:  Избавиться от мозоли на пальце руки

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. В. А. Сухомлинский. «Не только разумом, но и сердцем. »

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была здесь роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить первичный язык, с помощью которого объяснялись люди. Жесты сочетались с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но еще долгое время она оставалась связанной с жестикуляторной. Эта связь дает себя знать и у нас.

Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу, и движения пальцев их рук совершенствовались из поколения в поколение. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, и что эту закономерность следует использовать в работе как при своевременном развитии речи у детей, так и в случае задержки развития моторной стороны речи.

На рисунке канадского невролога Уайлдера Грейвса Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», наглядно представлена огромная площадь проекции кисти руки в коре головного мозга. На этом рисунке проекции всех частей тела в двигательной области показаны и графически, и в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт. Ребенка просят показать пальцы (один пальчик, два или три) и показывают ему, как это нужно делать. Выявлено, что дети, которым удаются изолированные движения пальцев, как правило, хорошо говорят. У неговорящих детей обычно пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе. Или, напротив, пальцы вялые («ватные») и не дают изолированных движений.

Интересен и еще один пример исследований в этой области.

Л.А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни.

У группы шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей пассивно тренировали правую руку, у других — левую: специалисты массировали детям кисти руки и сгибали и разгибали их пальчики. Контрольную запись биотоков мозга проводили через месяц после начала тренировки и еще через месяц повторно. Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца — и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста учат общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с огромным трудом — оно требует многих и многих месяцев; те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, легче овладевают звуковой речью.

Таким образом, мы видим, что на протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость развития речевой функции от совершенствования тонких движений пальцев рук. И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры.

Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Сопоставляя эти данные, можно прийти к заключению, что в процессе подготовки ребенка к активной речи нужно тренировать не только артикуляторный аппарат, но и движения пальцев рук.

На рисунке показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим: с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ребенка, но и один из вариантов его радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает; когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Многие игры пришли к нам от наших бабушек и мам: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.

Сегодня мы предлагаем вам и другие варианты простой пальчиковой гимнастики.

«По грибы»

Малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять

(маленькому ребенку помогает взрослый, держа перед

собой левую руку малыша ладонью к себе),

мы идем грибы искать:

этот пальчик в лес пошел,

(загибает мизинец),

этот пальчик гриб нашел,

(загибает безымянный палец),

этот пальчик чистить стал,

(загибает указательный пальчик),

этот пальчик все съел,

от того и потолстел

(загибаем большой пальчик и щекочим ладошку).

«Сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке

(пальчики бегут по столу, перебирая «ножками»).

Как друг друга повстречали,

(руки встречаются и пальчиками трогают друг друга),

так друг друга обнимали,

так друг друга целовали,

(пальчики соединяются в замок и покачиваются),

еле-еле их разняли

(разъединяем руки и показываем ладони).

«Улитка»

Кто так медленно ползет, дом свой на себе несет

(одна ладошка накрывает другую — улитка ползет).

Проползет еще немножко, Высунет и спрячет рожки.

(указательный и средний пальцы высовываются, из-под ладошки).

По листу, по ветке гибкой

медленно ползет улитка

(улитка ползет с высунутыми рожками).

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Назовем еще несколько «маленьких» упражнений с пальчиками.

  1. ПОСЧИТАТЬ ПАЛЬЧИКИ. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. С момента рождения рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.
  2. ЛАДОНИ НА СТОЛЕ. Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладошками вверх. На счет «раз» — пальцы врозь, «два» — вместе.
  3. ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ. Малыш сидит, положив руки перед собой. На счет «раз» — соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные пальцы, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.
  4. ЧЕЛОВЕЧЕК. Сидя за столом, изображать пальцами бегущего человечка: сначала «бегают» по столу указательный и средний пальцы правой руки, затем -левой.
  5. ОЧКИ. Изобразить очки: соединить в два кружка большой и указательный пальцы рук и сблизить их.
  6. ДЕРЕВЬЯ. Поднять обе руки ладонями к себе («деревья стоят»), широко развести пальцы («ветки раскинулись»).
  7. ФЛАЖОК. Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
  8. ГНЕЗДО. Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.
  9. КОРНИ РАСТЕНИЯ. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
  10. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
  11. ПАУК. Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.
  12. СТОЛ. Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить левую руку.
  13. МОСТ. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. (Упражнение для ребенка сложное, поэтому покажите ему несколько раз, как правильно его выполнить).
  14. РОМАШКА. Соединить обе руки и прямые пальцы развести в стороны.
  15. ЕЖИК. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх («колючки у ежика»).

Выполнение этих упражнений требует от ребенка усидчивости, что доступно в младшем возрасте не каждому. Можно придумать и попробовать и другие упражнения, с помощью которых мы получаем возможность более результативно работать над развитием речи наших детей.

Практический материал пальчиковой гимнастики доступно и интересно представлен в книгах «Пальчиковые игры» Л. Даниловой, «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников» Е. С. Анищенковой, «Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста» и «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» Е. Ю. Тимофеевой и Е. И. Черновой, «Пальчиковая гимнастика» О. В. Узоровой и Е. А. Нефедовой, «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики» В. А. Солнцевой и Т. В. Беловой.

Упражнения для пальцев

Фото из архива детского сада № 47 «Оленёнок», г. Бийск Алтайского края

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают: двигательная активность руки (общая и мелкая) стимулирует мозг. Чем она выше, тем интенсивней развивается речь ребенка. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Мелкая и тонкая моторика (движения пальцев) в конечном итоге сказывается не только на развитии речи, но и на развитии интеллекта ребенка, поскольку взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Решающим фактором, определяющим морфологическое и функциональное развитие двигательного анализатора, является среда, воспитание ребенка и его двигательная активность. Именно в активной двигательной деятельности формируются сложные двигательные стереотипы, образуются новые условно-рефлекторные связи, повышающие работоспособность коры головного мозга, стимулирующие развитие мышления ребенка. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором еще и потому, что способствует улучшению артикуляционных движений.

Кроме того, трудовые процессы, которые ребенок совершает рукой, требуют от него значительного напряжения. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста еще не способен выдерживать продолжительное мышечное напряжение, так как мелкие мышцы кисти еще недостаточно сильны и эластичны, движения плохо координированы. Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность прекращения движения по сигналу. А обучение письму связано в первую очередь с разносторонним развитием мелких мышц кисти руки. Поэтому в системе предшкольного образования следует широко применять упражнения пальчиковой гимнастики. Это упражнения для развития силы, эластичности мышц и связок, подвижности суставов кисти и пальцев, для развития координации движений пальцев и кисти в целом, расслабляющие упражнения, массаж и гимнастика для снятия усталости пальцев, сюжетные упражнения пальчиковой гимнастики с проговариванием действий и стихов по теме упражнения для развития логики мышления и др.

Смотрите так же:  Перечислите кости руки

Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Уровень энергетического обмена при этом повышается на 20–50%.

Пальчиковая гимнастика важна для всех детей, но особенно для тех, у которых наблюдается задержка развития речи.

Описание упражнений

Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с закрытыми глазами.
То же на каждый счет: большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко. Затем всё в обратном порядке.

Следить, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными. Вначале очень сложно сделать колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев у ногтя, оставляя остальные прямыми. Можно предложить детям выполнять колечки сначала на одной руке, а другой придерживать пальцы.
Более сложный вариант: левой рукой образуют колечки, начиная с мизинца, а правой — с указательного пальца, и наоборот.
Скорость выполнения упражнения увеличивать постепенно. Еще сложнее точно рассчитать расстояние между колечками с закрытыми глазами. Однако при хорошей тренировке упражнение доступно старшим дошкольникам.
Упражнение можно считать освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами под заданный счет, без напряжения и без ошибок три раза подряд.

Упражнение способствует формированию у детей координации движений, формированию логики движений и образованию новых условно-рефлекторных связей.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами.

Выпрямить все пальцы и начать вязать цепочку в обратном порядке, начиная с больших и указательных пальцев.
Вначале цепочку вяжут медленно, в индивидуальном темпе; а затем упражнение выполняют под счет в темпе и ритме, заданном педагогом.
Повторить упражнение от 2 до 4 раз в одном занятии.

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а в завершение 5 раз подряд выполнить без ошибок с закрытыми глазами. При выполнении упражнения с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Колечко — раз, цепочка — два»

Упражнение способствует формированию у детей пальчиковой координации движений, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь, пальцы врозь.

На счет «один» — образуют колечко с указательными пальцами;
на счет «два» — вяжут цепочку с указательными пальцами;
на счет «три» — образуют колечко с указательными пальцами;
на счет «четыре» — принимают и.п.;
на счет «пять–восемь» — повторяют описанные движения со средними пальцами.
На следующие восемь счетов выполняют упражнения с безымянными пальцами и мизинцами, начиная с мизинцев.

Упражнение осваивается после того, как освоены упражнения «Колечко» и «Цепочка».
Все упражнение выполняется на 32 счета — вначале медленно и со зрительным контролем. Затем быстро, под счет. И наконец — самостоятельно, в индивидуальном темпе:
2–3 раза с закрытыми глазами с проговариванием действий и названием пальцев.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами в быстром темпе за 32 счета не допущено ни одной ошибки.

Упражнение способствует развитию силы мышц и связок кисти, подвижности суставов кисти, формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу, расстояние между ними 10–15 см.
Сближая кисти ладонями к себе, пальцы переплетают так, чтобы первые и вторые (дистальные и средние) фаланги продвинулись внутрь и были плотно прижаты к ладоням. Большие пальцы соединить: они образуют «ручку» корзинки.
С силой стараться соединить основания ладоней, а пальцы внутри («в корзинке») оказывают сопротивление, локти разведены в стороны и остаются неподвижными.
Задержаться в этом положении три счета, акцентируя внимание на силовом усилии, и обратным движением вернуть пальцы в и.п. Расслабить кисти и быстро-быстро шевелить расслабленными пальцами.
Повторить упражнение от 3 до 7 раз, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая количество повторений. Темп медленный, затем средний.

Вначале упражнение выполняется с открытыми глазами. Нужно следить, чтобы дети не опускали голову. Затем нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Сосредоточить внимание детей на силовом усилии работы пальцев. После нескольких повторений опустить руки вниз и потрясти расслабленными руками.

Упражнение «Сбор ягод»

Упражнение способствует развитию воображения ребенка, а при выполнении с закрытыми глазами — координации движений, положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцы правой руки по очереди с каждого пальца «снимают с ветки ягоды», начиная с мизинца. Затем положение рук меняют: «ягоды с ветки снимают» пальцы левой руки.

Вначале упражнение выполняется медленно, затем быстро, под счет и с закрытыми глазами. «Снимая ягодку», следует плотно обхватить конечную фалангу и массирующим движением скользнуть по пальцу.
Можно соединить в одно два упражнения — «корзинку» и «сбор ягод».

Упражнение способствует развитию координации движений, психофизической релаксации, повышению работоспособности.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, предплечья кверху, кисти ладонями внутрь.
На счет «раз» — кисти ладонями от себя, пальцы разведены широко врозь;
на счет «два» — руки скрестить запястьями, правая перед левой;
на счет «три» — правую кисть повернуть ладонью к себе;
на счет «четыре» — правую кисть повернуть ладонью от себя;
на счет «пять» — смена положения рук, левая перед правой;
на счет «шесть» — левую кисть повернуть ладонью к себе;
на счет «семь» — левую кисть повернуть ладонью от себя.
Затем все повторить, но начинать с положения «левая кисть перед правой». Повторить все упражнение от 3 до 5 раз.

Вначале упражнение выполняется медленно под руководством педагога с проговариванием каждого действия, а затем самостоятельно, в индивидуальном темпе, но тоже с проговариванием действий. Нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, добиваться осмысленности, эмоциональной регуляции.
Предложить детям представить, как от каждого пальчика идут лучики и согревают все вокруг.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его под счет три раза подряд без ошибок.

Упражнение способствует формированию чувства мышечного ощущения напряжения и расслабления мышц кисти, развитию силы и эластичности работающих мелких мышц и связок кисти, улучшению кровообращения, совершенствованию чувства ритма и темпа.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу.
Скользя по столу, кончики пальцев обеих рук собрать в горстку, поворачивая кисти пальцами к себе, а затем, поворачивая кисти, предплечья и ладони кверху, ладонь раскрыть: «цветок раскрывается навстречу солнцу», кисть полураскрыта, пальцы прямые и напряжены. Просчитать от трех до семи счетов (добавляя по одному счету на каждом занятии), удерживая руку в этом положении и расслабляя пальцы, обратным движением вернуться в и.п. Отдых три счета и повторить упражнение.
Нагрузка: от 3 до 7 раз, постепенно увеличивая количество повторений. Как только дети освоят технику исполнения упражнения, индивидуальный темп постепенно заменяется выполнением под счет для всей группы.

«Раз-два» — цветок раскрыть навстречу солнцу двумя руками;
«три-четыре» — обратным движением и.п.
То же повторить с закрытыми глазами.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу;
«два-три» — удерживать положение раскрытого цветка;
«четыре» — принять и.п.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу правой рукой;
«два» — цветок раскрыть навстречу солнцу левой рукой;
«три-четыре» — удерживать положение раскрытого цветка;
«пять» — расслабляя правую кисть, обратным движением вернуться в и.п.;
«шесть» — расслабляя левую кисть, обратным движением вернуться в и.п.;
«семь-восемь»— отдых.

Вначале внимание концентрируется на технике упражнения, а затем на мышечном ощущении силы сжатия пальцев и расслаблении кисти. Нужно учить детей чувствовать напряжение и расслабление работающих мышц. Следить, чтобы дети смотрели на кисти, не опуская головы. Вдыхать и выдыхать воздух только через нос.

Упражнение способствует развитию точности и пространственной ориентации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, сжать кисти в кулак, положив их на стол, повернув пальцами к себе на расстоянии 2–3 см.
Если упражнение выполняется стоя, то руки держат перед грудью, кулаки развернуты пальцами к себе.
Выпрямляя кисть, большие пальцы отставить в согнутом положении, а остальные четыре пальца выпрямленной кисти соединить так, чтобы кончики средних пальцев касались друг друга. Удерживать это положение три счета с закрытыми глазами, постепенно сдвигая кисти, сжать пальцы в кулак. Расстояние между кулаками 1,5–2 см.
Упражнение повторить 4 раза, чередуя выполнение с открытыми и закрытыми глазами.
Постепенно расстояние между кулаками увеличивается до 20–25 см. То же с закрытыми глазами.

Учителю следует добиваться осмысленности и точности действий ребенка. Вначале упражнение выполняется в индивидуальном темпе, постепенно увеличивая расстояние между кистями до 25–30 см и останавливая кисти на точно заданном расстоянии. Затем упражнение выполняется под счет педагога.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 5 раз подряд без ошибок.

Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, предплечья направлены кверху, ладонями внутрь.
Полусогнутые пальцы слегка развести, затем соединить руки скрестно у запястья, левая рука перед правой, прижать кисти тыльной стороной друг к другу.
Шевелить пальцами три счета: «Ветер дует, листья качаются» — и обратным движением вернуться в и.п.
Повторить то же самое, но при этом правую руку держать перед левой. Повторить упражнение от 3 до 5 раз в одном занятии.

При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя позу правильной осанки и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Корни дерева»

Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки перед собой, предплечья кверху.
Плотно прижать друг к другу локти и кисти, а затем, поворачивая кисти по направлению к себе, плотно соединить тыльные стороны кистей, средние пальцы обеих рук соединены по всей длине, большие пальцы отставлены, остальные пальцы слегка разведены и полусогнуты. Стараясь приблизить локти друг к другу, пружинящими движениями опускать кисти вниз: «Корни растут вниз».
Затем обратным движением вернуться в и.п.
Отдохнуть на два-три счета и повторить упражнение.

После двух-трех повторений упражнения поднять руки вверх, кисти расслабить и потрясти ими, опустить руки вниз. Вначале упражнение выполняется медленно, а затем выполнять в среднем темпе, легко. Следить за точным положением пальцев.