Исследование на плоскостопие

Исследование на плоскостопие

Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Ещё в древности люди определили, что на стопе находится множество биологически активных точек, которые связаны со всеми внутренними органами. Если стопы не в порядке, то человеку грозит не просто ломота в ступнях, но и много чего ещё невесёлого. Что же всё-таки такое плоскостопие и на сколько серьезны последствия этого заболевания?

Выбор темы моей исследовательской работы неслучаен. Наш класс состоит из четырех челове. Три дня назад, на уроке физкультуры, наблюдая за бегущими одноклассниками, я заметила, что Рома медленно передвигается. Походка его вразвалочку, небыстрая, да и ноги он ставит как-то носками вовнутрь. Поинтересовавшись, почему он так ходит, я узнала, что у него болят стопы. Немного поразмыслив, я предположила, что его может беспокоить плоскостопие и заинтересовалась этой темой. Я решила провести исследование степени плоскостопия школьников нашего класса.

Основной целью своей работы я наметила исследование типов плоскостопия среди учащихся 8 класса. Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

– Изучить необходимую литературу по теме работы.

– Провести беседу и анкетирование с учащимися 8 класса.

– Обозначить медицинские требования к обуви.

– Провести практическую работу на выявление типов плоскостопия.

– Подобрать упражнения для профилактики и лечения плоскостопия.

– Подвести итоги и сделать выводы.

Выдвинув гипотезу, что плоскостопие – это скорее приобретенное заболевание стоп, нежели врожденное, приступила к исследовательской работе.

Плоскостопие – деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности.

Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Поданным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80 %, из них 90 % составляют женщины. Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы. Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.

В нормальном состоянии стопа человека имеет два свода – продольный (вдоль стопы по внутреннему ее краю) и поперечный (расположенный под основаниями пальцев).

Оба свода стопы выполняют очень важную функцию – удержание равновесия и амортизация тряски возникающей при ходьбе. Но если мышцы и связки стоп перестают работать и становятся слабыми, то происходит нарушение нормальной формы стопы – она оседает и становится совершенно плоской, утрачивая свою главную функцию – рессорную. Соответственно стопа может увеличиваться как в длину, так и в ширину (рис. 1 и рис. 2).

Степени продольного плоскостопия Степени поперечного плоскостопия

В этом случае всю нагрузку, которую до этого брали на себя стопы, вынуждены компенсировать суставы ног (тазобедренный, коленный, голеностопный) и позвоночник. А так как по своей природе суставы и позвоночник не предназначены для этого, то справляются они с этой функцией довольно плохо и очень быстро выходят из строя. Самой распространенной формой является – статическое плоскостопия (80 % всех случаев). Как вы думаете, что может являться причиной такого плоскостопия? (ответы школьников). Совершенно верно – это:

– слабые связки и мышцы стопы и голени, как следствие малой физической активности и отсутствия физических тренировок, особенно у людей «сидячих» профессий;

– продолжительные нагрузки на ноги и стопы (высокий каблук, беременность, люди «стоячих» профессий).

– плохо подобранная обувь (узкая обувь с острыми носами, высокие каблуки и платформы);

– наследственная предрасположенность: генетические отклонения в развитии связок, мышц и костей стопы и врожденная слабость мышечно-связочного аппарата;

– травмы: травмы стоп, перелом лодыжки и пяточной кости, ушибы и трещины хрящей, разрывы связок, повреждение мышц и связок укрепляющих свод стопы;

– заболевания: рахит и как следствие ослабленность и мягкость костей, которые очень легко деформируются, осложнения после полиомиелита – паралич мышц подошвы и голени;

– недостаточная физическая нагрузка, и как следствие слабость мышц и связок – «сидячая» работа;

– избыточная физическая нагрузка – «стоячая» работа, увлечение беговыми и прыжковыми видами спорта.

Как видим, причин плоскостопия очень много, но основной причиной, примерно 8 из 10 случаев является плохая развитость мышц и связок стопы. Поэтому для правильного формирования свода нужно постоянно их тренировать. Без нагрузки мышцы стопы становятся слабыми и не в силах поддерживать стопу в нормально приподнятом состоянии, что и является причиной плоскостопия.

Интересно, что плоскостопие встречается как у людей сидячих профессий, так и проводящих весь свой рабочий день на ногах. Связано это с тем, что в первом случае мышцы и связки становятся слабыми, из-за отсутствия нагрузок, а во втором случае – нагрузки слишком большие и связки и мышцы попросту с ними не справляются.

Именно поэтому многие чувствуют боли в спине и ногах, но не все понимают, что первопричина всему этому – плоскостопие. Плоскостопие – заболевание, следствием которого является быстрое утомление при ходьбе, боли в стопах, коленях, бедрах и пояснице (рис. 3).

Поэтому очень важно чтобы мышцы и связки стоп были сильными и поддерживали стопу в приподнятом состоянии, убирая нагрузку с суставов ног и позвоночника.

Рис. 3. Последствия плоскостопия

К профилактическим мероприятиям плоскостопия относятся:

Ежегодный осмотр у ортопеда.

Правильный подбор обуви. Никаких каблуков и платформ (если носите это, то старайтесь давать отдых ногам), подошва должна быть мягкая (не жёсткая или кондовая), материал, из которого сделана обувь – мягкий.

– отрывать от пола пятки;

– отрывать от пола носки;

– захватывать и перекладывать мелкие предметы пальцами ног.

– на наружных сводах ног.

Лучше проводить массаж после упражнений.

Ходить босиком по песку, земле, траве, камням и т.д.

Избавление от лишнего веса.

– Анализ научной литературы

– сравнение полученных результатов.

После изучения необходимой литературы о плоскостопии, я решила провести анкетирование среди одноклассников с целью, чтобы узнать их мнение о болезни плоскостопия. Для этого ребятам было предложено ответить на анкету (Приложение 1).

Следующий шаг, который был сделан, это эксперимент. Я обратилась к учителю ОБЖ и физической культуры Бобрешовой В.С. за помощью в организации и проведении обследования стоп учеников 8 класса. Валентина Сергеевна предложила самый простой способ – взять листок бумаги и наступить на него голыми ступнями, смазанными детским кремом. Туловище держать прямо, ноги поставить на разные листы бумаги.

Если след как на рис. 4 – всё в порядке, если нет – пора начинать выполнять упражнения и неплохо бы обратиться к врачу, может, он пропишет стельки или массаж.

Обратите внимание на большой палец, при плоскостопии он не образует прямой линии с пяткой, а как бы указывает наружу.

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетирование учащихся 8 класса показало, что обувь сношена и изношена с внутренней стороны у одного ученика, ноги быстро утомляются при ходьбе и физических нагрузках у того же ученика. У двух учеников появляется усталость и боли в ногах к концу дня. Дубовик Р. знает, что у него есть плоскостопие. При этом все ученики имеют представление об этом заболевании и считают, что его можно вылечить.

Практический эксперимент, проведенный с учащимися 8 класса показал, что, действительно, у Романа имеется 2-ая степень продольного плоскостопия. Остальные не имеют отклонений.

Получив данные эксперимента, учитель физической культуры провела беседу с Романом и узнала причины появления плоскостопия. Во-первых, это обувь, которую Роман донашивает за кем-нибудь. С самого детства ему редко покупали обувь по размеру, новую. Во-вторых, летом школьник никогда не ходит босиком, а всё время в резиновых шлепках. В-третьих, не выполняет рекомендации врачей по профилактике плоскостопия, что были прописаны еще в детстве.

Желая помочь однокласснику попытаться исправить положение, мы стали искать упражнения, которые помогли бы Роману подкорректировать стопу и, возможно, снизить уровень плоскостопия. Такие упражнения мы нашли и предложили Роману (Приложение 2).

Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у школьников 8 класса. В процессе исследования задачи, поставленные нами, были решены, цель – достигнута. Для осуществления цели и решения задач нашего исследования мы изучили литературу по теме; провели анкетирование с учащимися 8 класса; провели эксперимент.

В процессе решения поставленных задач я опиралась на следующую гипотезу: плоскостопие приобретается в результате определенных причин. В своей работе нам удалось рассмотреть, проверить и доказать, что это действительно так.

Прежде, чем ответить на вопросы, внимательно прочитайте варианты ответов и зачеркните тот, который считаете правильным.

Ф.И. _________________ Класс ________

1. Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?

а) да; б) нет; в) не знаю.

2. Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх? а) да; б) нет; в) не знаю.

3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести? а) да; б) нет; в) не знаю.

4. Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие?

а) да; б) нет; в) не знаю.

5. У вас есть это заболевание ног? а) да; б) нет; в) не знаю.

6. Как вы считаете, эта болезнь лечиться? а) да; б) нет; в) не знаю.

Исследование на плоскостопие

В настоящее время проблема профилактики и лечения отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья [1]. Особое внимание заслуживает профилактика и коррекция нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, среди которых одно из ведущих мест занимает плоскостопие.

Смотрите так же:  Алмаг 01 отзывы от варикоза

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся фиксированным уплощением ее сводов. Различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но, и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции самого позвоночника, а так же на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [2, 5].

Формирование стопы происходит до 6-летнего возраста. Соответственно, чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. Именно до 6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия [3].

Следует отметить, что при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях деформация свода стопы не прогрессирует и является обратимым процессом [4]. Поэтому ранняя профилактика нарушения плоскостопия у детей заслуживают особого внимания.

Результаты исследования и их обсуждение

Целью настоящего исследования является оценка состояния свода стопы у детей дошкольного возраста.

Обследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 255 г. Волгограда. В исследовании приняли участие 18 девочек и 23 мальчика в возрасте 4-5-ти лет.

С помощью программно-аппаратного комплекса производилась регистрация и анализ 82 плантограмм. В основе компьютерной плантографии лежит прямое сканирование стоп с проведением дальнейшего анализа снимков. Плантограммы снимались в положении стоя, так, чтобы масса тела ребенка была равномерно распределена на обе ноги.

В результате обследования свода стопы у детей среднего и старшего дошкольного возраста выявлены отклонения от нормы в медиальной и латеральной части стопы, а так же в среднем и заднем ее отделах.

Компьютерная обработка данных обследования детей 4-х-5-ти лет показала, что наличие вышеперечисленных отклонений имеет место у всех испытуемых без исключения.

Обследование свода стопы детей 4-х лет выявило следующие отклонения от нормы. Нарушения в медиальной части левой стопы выявлены у 35% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – у 10%, плоскостопие III степени – у 15% .

Нарушения в медиальной части правой стопы выявлены у 20 % детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – 5%, плоскостопие III степени – у 5% испытуемых.

На рисунке 1 наглядно представлены выявленные нарушения в медиальной части правой и левой стопы.

Рис. 1. Нарушения в медиальной части правой и левой стопы

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 50% испытуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 20%, плоскостопие II степени – 20%, плоскостопие III степени – 10%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены у 50% обследуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 30% испытуемых, плоскостопие II степени – у 5%, плоскостопие III степени – 15%.

Выявленные нарушения в латеральной части представлены на рис.2.

Рис. 2. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 80% обследуемых детей, в частности 60% имеют полую стопу, 15% – стопу с пониженным сводом, 5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части представлены на рис.3

Рис. 3. Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 55 % обследуемых детей;

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 35 % обследуемых детей.

Следует отметить, что 35% детей имеют незначительное отклонение от нормы и при проведении специальных профилактических мероприятий, направленных на укрепление сводов стопы, приведет в дальнейшем к правильному ее формированию.

Наличие значительных отклонений от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) выявлено у 65% детей. Целенаправленная и своевременная работа над укреплением сводов стопы позволит предотвратить развитие плоскостопия.

Обследование свода стопы детей 5-и лет выявило следующие отклонения от нормы:

Нарушения в медиальной части левой стопы, а именно плоскостопие I степени выявлено у 14,2% детей.

Нарушения в медиальной части правой стопы не выявлены.

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 37,2% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 23% испытуемых, плоскостопие II степени – у 9,5%, плоскостопие III степени – у 4,7%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены 47,5%, из них плоскостопие I степени наблюдается у 42,8%, плоскостопие II степени – у 4,7%.

На рисунке 4 наглядно представлены выявленные нарушения в латеральной части правой и левой стопы.

Рис. 4. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела левой стопы зафиксированы у 70,9% обследуемых детей, в частности 52% имеют полую стопу, 9,5% – стопу с пониженным сводом, 4,7% плоскостопие II степени, 4,7% имеет плоскостопие III степени.

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 90,2 % обследуемых детей, в частности 57% имеют полую стопу, 19% – стопу с пониженным сводом, 4,7% – плоскостопие I степени, 9,5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части стопы представлены на рис.5.

Рис. 5 Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 57% обследуемых детей.

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 57% обследуемых детей.

Выводы

Анализ полученных результатов на наличие отклонений свода стопы от нормы показал, что у 62% детей данные отклонения незначительны, и при соблюдении профилактических мер приведут к нормальному формированию сводов стопы.

38% детей имеют значительные отклонения от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) и требуют своевременного лечения.

Плантографическое обследование, в основе которого лежит сканирование стопы, является одним из перспективных методов диагностики патологии стопы и позволяет выявить различные деформации стопы на ранних стадиях, подобрать оптимальные средства, направленные на коррекцию выявленных нарушений и провести эффективные профилактические мероприятия.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г.Волгоград;

Анцыперов В.В., д.п.н, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград.

Плоскостопие

Плоскостопие – изменение формы сводов стопы, сопровождающееся потерей ее амортизирующих (рессорных) функций. В зависимости от того, какой именно свод стопы уплощен выделяют поперечное и продольное плоскостопие. Также различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Различными формами плоскостопия страдает около 45% всех взрослых людей. Патология чаще выявляется у женщин. Плоскостопие является причиной болей в стопе, появляющихся во время ходьбы. Часто при плоскостопии на подошве образуются мозоли и натоптыши, деформация Hallux valgus. Кроме рентгенологического исследования, диагностика плоскостопия включает плантографию и подометрию. Лечение состоит в постоянном ношении супинаторов или ортопедической обуви, периодическом прохождении курсов массажа, ЛФК и физиопроцедур.

Плоскостопие

Плоскостопие – изменение формы сводов стопы, сопровождающееся потерей ее амортизирующих (рессорных) функций. Различными формами плоскостопия страдает около 45% всех взрослых людей. Патология чаще выявляется у женщин.

Стопа удерживает вес тела, не дает человеку упасть во время ходьбы, играет роль амортизатора и подъемного механизма. В выполнении всех этих функций большое значение имеют своды стопы – жесткие и одновременно упругие образования, в которые входят кости стопы, ее связки и мышцы. Выделяют два свода стопы: поперечный (дуга от I к V пястной кости, которая становится видна, если взять стопу рукой с боков и сжать ее в поперечном направлении) и продольный (дуга в области внутреннего края стопы). Предназначение сводов стопы – удержание равновесия и предохранение тела от сотрясений во время ходьбы.

При ослаблении мышечно-связочных структур мышцы и связки стопы перестают справляться с высокой нагрузкой, стопа уплощается, «оседает». При этом ее амортизирующая функция снижается. Сотрясения во время ходьбы передаются на вышележащие отделы (позвоночник и суставы нижних конечностей), в которых из-за постоянной перегрузки развиваются дегенеративные изменения (остеоартрозы, нарушения осанки, остеохондроз).

Классификация

При уплощении поперечного свода стопы говорят о поперечном плоскостопии, при уплощении продольного – о продольном плоскостопии. В случае, когда уплощаются оба свода, развивается комбинированное плоскостопие. Возможно приобретенное и врожденное плоскостопие. Врожденное плоскостопие – редкая патология (2-3%), обусловленная нарушением развития стопы во внутриутробном периоде. У детей врожденная плоская стопа обычно диагностируется в возрасте 5-6 лет, поскольку в раннем возрасте своды стопы еще не достаточно развиты, и признаки плоскостопия выявляются в норме у всех детей. Приобретенное плоскостопие может возникать в любом возрасте. В зависимости от причин развития в травматологии и ортопедии его подразделяют на:

  • Статическое плоскостопие. Распространенная форма плоскостопия (более 80%). Причиной развития патологии становится слабость костей, мышц и связочного аппарата стопы и голени. Существует наследственная предрасположенность к развитию плоскостопия, обусловленная передающейся по наследству слабостью связок. Риск развития плоскостопия возрастает при увеличении массы тела, недостаточной физической нагрузке у людей сидячих профессий, «стоячей работе» (продавцы, парикмахеры, сборщики на конвейерах, ткачихи и т.д.), ношении неудобной обуви, старении. Статическое плоскостопие может развиваться и вследствие постоянного ношения обуви на высоком каблуке (вследствие избыточной нагрузки на передние отделы стопы).
  • Травматическое плоскостопие. Развивается после перелома костей стопы, пяточной кости и лодыжек.
  • Рахитическое плоскостопие. Возникает после рахита. Причиной развития становится уменьшение прочности костей и нарушение процесса формирования скелета стопы.
  • Паралитическое плоскостопие. Развивается после полиомиелита. Причина возникновения плоскостопия – паралич большеберцовых мышц и подошвенных мышц стопы.
Смотрите так же:  Диета при подагре 6 рецепты

Поперечное плоскостопие

Доля поперечного плоскостопия по различным данным составляет от 55% до 80%. Заболевание обычно развивается у людей среднего возраста (35-50 лет). Женщины страдают поперечным плоскостопием в 20 раз чаще мужчин.

Этот вид плоскостопия характеризуется уменьшением длины стопы, веерообразным расхождением костей плюсны, деформацией I пальца (Hallux valgus), которую в быту обычно называют «косточкой», и молоткообразными пальцами стопы.

В норме поперечный свод стопы, образованный головками плюсневых костей, имеет форму арки. Основная опора при стоянии и ходьбе ложится на головки V и I плюсневых костей. При развитии плоскостопия ослабевают поддерживающие структуры свода стопы: подошвенный апоневроз, несущий основную нагрузку по удержанию свода, межкостная фасция и мышцы стопы.

Опора перераспределяется на головки всех плюсневых костей, при этом нагрузка на головку I плюсневой кости уменьшается, а нагрузка на головки II-IV плюсневых костей резко увеличивается. I палец отклоняется кнаружи, головка I плюсневой кости и I палец образуют угол. В I плюснефаланговом суставе возникает остеоартроз. Появляются боли, уменьшается объем движений в суставе.

Повышенное давление головок плюсневых костей вызывает истончение слоя подкожной жировой клетчатки на подошвенной поверхности стопы, вызывая дальнейшее снижение амортизационной функции стопы. На подошве в области головок плюсневых костей образуются натоптыши.

В зависимости от выраженности угла между I пальцем и I плюсневой костью выделяют следующие степени поперечного плоскостопия:

  • I степень. Угол менее 20 градусов. Слабо выраженное плоскостопие.
  • II степень. Угол от 20 до 35 градусов. Умеренно выраженное плоскостопие.
  • III степень. Угол более 35 градусов. Резко выраженное плоскостопие.

Симптомы поперечного плоскостопия

Как правило, больные с поперечным плоскостопием обращаются к врачу по поводу косметического дефекта стопы, реже – по поводу болей во время ходьбы, натоптышей на подошве, грубых кожных разрастаний или воспаления в области I плюснефалангового сустава (Hallux valgus).

Однако, в ходе опроса обычно выясняется, что пациента с плоскостопием в течение продолжительного времени беспокоят более или менее выраженные жгучие или ноющие боли в стопе во время ходьбы. При осмотре выявляется деформация стопы: уплощение ее поперечного свода, характерная деформация I плюснефалангового сустава, при выраженном плоскостопии – молоткообразные пальцы стопы.

Лечение поперечного плоскостопия

Консервативная терапия эффективна только на I стадии плоскостопия. Пациенту рекомендуют снизить вес тела, подбирать удобную обувь без каблуков, уменьшить статические нагрузки на стопу. Показано ношение специальных стелек и валиков.

При плоскостопии II и III степени проводится хирургическое лечение. Существует множество методик для коррекции деформации I пальца, однако, ни одна операция не устраняет причину поперечного плоскостопия – слабость связок и мышц стопы. Возможно изолированное хирургическое вмешательство (резекция Hallux valgus — выступающего участка кости) и оперативное лечение, включающее в себя резекцию участка кости в сочетании с пластикой капсулы суставов и пересадкой сухожилий. В послеоперационном периоде больному плоскостопием рекомендуют постоянное ношение супинаторов или обуви со специальными стельками.

Продольное плоскостопие

Этом виде плоскостопия уплощается продольный свод стопы. Стопа удлиняется, распластывается и соприкасается с опорой практически всей подошвой. Доля продольного плоскостопия составляет от 20 до 29%. Заболевание чаще развивается у молодых пациентов (16-25 лет).

В процесс вовлекаются кости, мышцы и связки стопы и голени. Кости стопы перемещаются таким образом, что пяточная кость разворачивается кнутри, а передние отделы стопы отклоняются кнаружи. Натяжение сухожилий малоберцовых мышц увеличивается, а сухожилия передней большеберцовой мышцы – уменьшается. Средняя часть стопы расширяется. Походка больного становится неуклюжей, при ходьбе он сильно разводит носки в стороны.

Выделяют четыре стадии продольного плоскостопия:

  • стадия предболезни (продромальная стадия);
  • перемежающееся плоскостопие;
  • плоская стопа;
  • плосковальгусная стопа.

На стадии предболезни пациента с плоскостопием беспокоит быстрая утомляемость при ходьбе, боли в верхней части свода стопы и мышцах голени после продолжительных статических нагрузок.

В стадии перемежающегося плоскостопия боли появляются не только к концу рабочего дня, но и после длительного стояния или продолжительной ходьбы. Выявляется напряжение мышц голени, иногда развиваются их временные контрактуры. Продольный свод стопы имеет нормальную форму по утрам, однако к вечеру становится уплощенным. Для оценки выраженности плоскостопия применяют специальные методики (подометрию, плантографию, рентгенографию).

В период развития плоской стопы боли появляются даже после небольших статических нагрузок. Стопа расширяется и уплощается, высота ее свода снижается. Постепенно начинает меняться походка.

Выделяют три степени плоской стопы:

  • I степень. Стадия начала формирования. Высота свода стопы менее 35 мм;
  • II степень. Высота свода 25-17 мм. В суставах стопы начинает развиваться остеоартроз;
  • III степень. Высота свода менее 17 мм. Передние отделы стопы разворачиваются и распластываются. Выявляется отклонение I пальца кнаружи. При этом боли в стопе на временно уменьшаются.

При отсутствии лечения в дальнейшем развивается плосковальгусная стопа, при которой боли появляются при малейшей статической нагрузке. Выявляется вальгусная деформация (резкий разворот стопы подошвенной стороной кнутри) и выраженное уплощение свода стопы.

Лечение продольного плоскостопия

В стадии предболезни пациенту рекомендуют выработать правильную походку (без разведения носков), ходить босиком по песку или неровной поверхности и регулярно разгружать мышцы свода стопы, во время стояния периодически перенося нагрузку на наружные поверхности стоп. Больному плоскостопием назначают ЛФК, массаж и физиолечение: магнитотерапия, СМТ, гидромассаж и др.

В стадии перемежающегося плоскостопия к перечисленным мероприятиям добавляется рекомендация изменить условия труда для уменьшения статической нагрузки на стопы. При плоской стопе к комплексу терапевтических мероприятий ортопеды назначают ношение ортопедической обуви и специальных стелек. При дальнейшем прогрессировании плоскостопия показано оперативное лечение. В стадии плосковальгусной стопы консервативные методики малоэффективны. Проводятся различные пластические операции: резекция участков костей, пересадка сухожилий и т.д.

Исследование на плоскостопие

  • Главная
  • Список секций
  • Биология
  • ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По статистике женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к двум годам у 24% детей, к четырём годам у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации, так как им страдают 80% населения Земли.

Плоскостопие — трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия.

Цель исследования: Выявить наличие плоскостопия у школьников 8 «В» класса Увельской МБОУ СОШ № 1 и изучить методы по профилактике данного заболевания.

Изучить литературу по проблеме исследования.

Исследовать стопы школьников с помощью методик: Штритер, Чижина.

Обобщить и проанализировать полученные данные анкетирования.

Выявить возможные причины плоскостопия у детей школьного возраста.

Выявить наиболее доступные методы профилактики плоскостопия у школьников.

Провести классный час с целью информированности учащихся о причинах плоскостопия и возможных профилактических мероприятий.

Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса Увельской средней общеобразовательной школы № 1. В исследование приняли участие 21 учащийся.

Предмет исследования: анкеты, отпечатки стоп-плантография.

Материал и методы исследования: диагностика плоскостопия методами плантографии по И. М. Чижину и В. А. Штритер.

Практическая значимость результатов исследования: материалы исследования могут быть использованы для работы учителей – предметников и классных руководителей образовательных учреждений.

Глава 1. Обзор литературы по данной теме

Плоскостопие: виды, симптомы, причины

Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. Непосредственно стопа осуществляет функцию опоры человека, движения и амортизации за счет сложного строения. При нормальном физиологическом строении стопа имеет два свода — поперечный (между основаниями пальцев) и продольный (по внутреннему краю стопы). Своды носят функцию амортизаторов и смягчают тряску при ходьбе. Костно-связочный аппарат стопы работает хорошо тогда, когда нагрузка, которая приходится на стопу, полностью уравновешивается. При ослаблении мышц и связок, которые соединяют 26 костей стопы, происходит проседание сводов и уплощение, что ведет к потере рессорной функции. При плоскостопии эта функция переходит на позвоночник, коленный, голеностопный и тазобедренный сустав. Данные суставы не предназначены выполнять эту функцию, и справляются с ней плохо, вследствие чего быстро выходят из строя.

Существует достаточно много состояний, которые приводят к плоскостопию, вот некоторые из них:

•Врожденная плоская стопа достаточно редкая патология встречается в 11,5 % от общего числа заболеваний стопы. Причиной могут быть различные патологии внутриутробного развития плода, вследствие ионизирующего излучения, вредных привычек матери.

•У детей с рахитом развивается рахитическая стопа, в результате снижения выработки витамина Д снижается прочность костей при механической нагрузке, ослабляется мышечно-связочный аппарат.

•Паралитическое плоскостопие развивается после перенесенного полиомиелита, и степень плоскостопия находится в прямой зависимости от степени выраженности паралича.

•Травматическое плоскостопие развивается при переломах костей стопы или при неправильно сросшихся переломах.

•Статическое плоскостопие — один из самых распространенных видов плоскостопия. Основными причинами его является снижение тонуса мышц, чрезмерное переутомление в связи с длительным пребыванием на ногах.

Обычно человек, который проводит много времени на ногах, не замечает развития плоскостопия, а появление болей и неприятных ощущений в ногах и ступнях связывает с усталостью. Есть несколько основных признаков, по которым можно заподозрить развитие этого заболевания:

Смотрите так же:  Керосин при артрите

• Ноги к концу рабочего дня начинают отекать, появляются следы от носков, возможно появление чувства тяжести и судороги, которые могут быть не продолжительными и проходить после массажа.

• Обувь начинает изнашиваться значительно быстрее, чем раньше, преимущественно с внутренней стороны.

• Периодически создается ощущение, что нога увеличилась в длине, из-за этого приходится покупать обувь на размер больше.

•Походка становится тяжелой, неестественной, появляется косолапее, нарушается осанка.

• Главным сигналом о болезни является боль в стопе, икроножных мышцах, под коленом, ломят косточки предплюсны.

Существует несколько стадий деформации стопы, прохождение которых приводит к полному клиническому плоскостопию. Выделяют продромальную стадию, стадию перемежающегося плоскостопия, стадию развития плоской стопы, стадию плосковальгусной стопы и контрактурное плоскостопие.

Первая стадия плоскостопия проявляется болью в стопе и икроножной мышце после длительной нагрузки на стопу, статистического характера, появляется выраженное ощущение усталости.

В стадию перемежающего плоскостопия характеризуется усилением болей к концу дня, боль возникает вследствие перенапряжения связочного аппарата стопы, который поддерживает оптимальное положение стопы. Повышенная утомляемость не редко появляется в середине дня, и людям с начинающимся плоскостопием приходится менять вид деятельности или чаще отдыхать. Продольный свод стопы к концу рабочего дня визуально уплощается, однако после отдыха, особенно по утрам, высота свода восстанавливается.

Стадия развития плоской стопы возникает, когда вследствие дальнейшего переутомления мышц голени и стопы продольный свод стопы не в состояние после отдыха восстановится. У больного быстро развивается усталость вследствие переутомления мышц. Боль становится постоянной и ноющей в результате пере растяжения связочного аппарата. Уменьшается высота продольного свода за счет удлинения стопы и расширения ее продольной части. Изменяется походка, ограничивается объём движений в суставе стоп [2].

Методы профилактики плоскостопия у школьников

В профилактике плоскостопия ведущее место отводится физическому труду и занятиям лечебной физкультурой. Спортивные занятия должны быть ежедневными и интенсивными, только тогда восстановительные процессы сохраняют высокий функциональный потенциал органа. Важно шире и активнее использовать уроки физкультуры в школе, позволяющие значительно укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

Для обеспечения нормальной деятельности стопы определенные требования предъявляются и к обуви: она обязательно должна быть по размеру стопы, препятствовать застойным явлениям в стопе, предупреждать статическое отягощение пассивных тканей и содействовать работе мышц и связок, быть по сезону и соответствовать роду деятельности человека. Необходим и рациональный режим нагрузки на стопы. Полезно ходить босиком по песку, рыхлой почве, песчаному берегу водоема, гальке и т.д. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви, не рекомендуется стоять длительное время, особенно с разведенными стопами и значительным грузом, не рекомендуется чрезмерная по продолжительности ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой по асфальту и плотной почве.

Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и другие) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения [4].

Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии (по Т. А. Фонаревой):

В исходном положении лежа на спине:

1. Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.

2. Поочередно и одновременно приподнимать пятки от опоры (пальцы касаются опоры).

3. Ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение — приведение пяток с упором на пальцы стоп.

4. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее. То же другой ногой.

В исходном положении сидя:

5. Ноги согнуть в коленях, стопы параллельны, приподнимать пятки вместе и поочередно.

6. Производить тыльное сгибание стоп поочередно.

7. Приподнимать пятку одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

8. Положив ногу на колено другой ноги, проделывать круговые движения стопы в обе стороны. То же другой ногой.

9. Захватывать пальцами стоп мелкие предметы и перекладывать их.

10. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать, опираясь на боковую поверхность стоп.

В исходном положении стоя:

11. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс: а) подниматься на носки двух ног и попеременно; б) приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и попеременно; в) перекат с пяток на носки и обратно.

12. Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

13. Стопы параллельны, переход в положение, стоя на наружных сводах стопы; поочередное поднимание пяток, не отрывая пальцев от пола, ходьба на месте.

14. Стоя на гимнастической палке (палка поперек стоп), стопы, параллельно. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

15. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди, полуприседания и приседания.

16. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз) [3].

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Анкетирование

У учащихся 8 «В» класса мы провели анкетирование с целью выяснения уровня информированности о плоскостопии (анкету смотреть в приложении №1).

Результаты анкетирования приведены в диаграммах.

По результатам анкетирования мы выяснили, что все ученики знают про заболевание, но лишь 29% учащихся проинформированы о последствиях плоскостопия и знают меры профилактики этой болезни. 43% учащихся ощущают боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок, и лишь 19% школьников знают, что у них есть плоскостопие и они занимаются профилактикой и лечением этого заболевания. 67% учеников ведут малоподвижный образ жизни.

2.2. Плантография стоп

Для диагностики плоскостопия у школьников мы пользовались методами плантографии по И. М. Чижину и В. А. Штритер (Смотреть приложение № 2). Плантография – это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стоп.

Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты.

У 8 человек (38% учащихся) наблюдается плоскостопие, у 3человек (14% учащихся), у 10 человек (48% учащихся) — нормальная стопа.

Заключение

Цель нашего исследования заключалась в выявлении плоскостопия у школьников 8 «В» класса, а также в изучение методов, направленных на профилактику плоскостопия. Мы считаем, что в процессе исследования все поставленные задачи были решены.

В ходе работы, мы изучили научную литературу, познакомились с методами диагностики плоскостопия, а также научились определять разные виды плоскостопия. Зная результаты диагностики и методы профилактики плоскостопия, я совместно с учителем провела классный час «Профилактика плоскостопия» с целью информированности учащихся о заболевании опорно-двигательного аппарата.

Согласно проведенному исследованию, мы пришли к следующим выводам:

Мы выявили наличие плоскостопия у 38% учащихся нашего класса.

Высокий процент заболеваемости связан с малоподвижным образом жизни, а также низким уровнем информированности учащихся о плоскостопии.

Для решения данной проблемы были предложены допустимые методы профилактики.

Список литературы

Айзман Р. Способы определения плоскостопия // Спорт в школе. – 2008. № 13.

Жумагазиев Е. Н. Плоскостопие // Медицинский журнал о здоровье. – 2016.

Попов С. Н. Физическая реабилитация: учебное пособие для академии и институтов физической культуры. – Ростов–на–Дону, — М.: Феникс, 2005г.

Прокопьев Н. Я. Плоскостопие у детей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2004. — № 3.

Прокопьев Н. Я., Романова С. В. Спорт и плоскостопие // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 525-529.

Приложение

А) Мужской Б) женский

2. Знаете ли вы, что такое плоскостопие?

3. Знаете ли вы о последствиях плоскостопия?

4. Есть ли у вас такое заболевание?

А) Да Б) нет В) не знаю

5. Кто-нибудь страдает плоскостопием в вашей семье?

А) да Б) нет В) не знаю

6. Какой образ жизни вы ведете?

А) малоподвижный образ жизни Б) активный образ жизни

7. Знаете ли вы какие-нибудь упражнения для профилактики плоскостопия?

8. Бывают ли у вас боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок?

Инструкция: Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Намажьте ступни жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп. Обведи отпечаток цветным карандашом.

Метод В. А. Штритера.

К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ).

Находится середина отрезка АБ.

Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.

Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.

Измеряются отрезки ГД и ВД.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: I = ГД * 100 / ВД

Оценка результатов:

00,0–36 — экскавированная стопа

36,1–43 — субэкскавированная стопа

43,1–50 — нормальная стопа

50,1–60 — уплощенная стопа

60,1–70 — плоскостопие [5].

Метод И. М. Чижина.

Проводится касательная АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края.

Через середину пятки к основанию 2 пальца проводят линию СД, на которой находится середина, через которую восстанавливается перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б».

Измеряются отрезки аб и бв.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: ИЧ = (аб / бв)