Как развить пальцы левой руки

Упражнения на координацию

Упражнения для левой руки:

Перейдем к рассмотрению некоторых упражнений, необходимых для разогрева и координации рук. Выполним приведенные ниже упражнения применяя оговоренный ранее принцип, помня при этом, что пальцы левой руки будем использовать следующим образом:

  • Первый палец ( указательный ) — используется для зажимания струн на первом ладу.
  • Второй палец ( средний ) — используется для зажимания струн на втором ладу.
  • Третий палец ( безымянный ) — для зажимания струн на третьем ладу.
  • Четвертый палец ( мизинец ) — зажимает струны на четвертом ладу.

Упражнения (очень простые):

1. Извлеките звук из открытой (любой) струны .
2. Затем, извлеките звук из той же струны, зажатой на первом ладу.
3. Извлеките звук из открытой струны (любой, и советую разнообразить).
4. Затем, извлеките звук из той же струны, зажатой на втором ладу.
5. Извлеките звук из открытой (любой) струны .
6. Теперь, извлеките звук из той же струны, зажатой на третьем ладу.
7. Извлеките звук из открытой (любой) струны .
8. Затем, извлеките звук из той же струны, зажатой на четвертом ладу.
9. А теперь на каждой струне извлеките звуки, играя поочередно первые четыре лада ( 1-я струна: 1-2-3-4 лады; 2-я струна: 1-2-3-4 лады и т.д.), тем самым извлекая по 4 ноты.

10. Следующим упражнением мы изучим очень простую мелодию «В траве сидел кузнечик» (урок )
11. Более сложное и более эффективное упражнение для пальцев левой руки (разминка).

Упражнения для правой руки:

Пальцы правой руки используются следующим образом:

Большой палец — для извлечения звуков басовых струн ( шестой, пятой, четвертой ).
Указательный — для извлечения звуков третьей струны.
Средний — для извлечения звуков второй струны.
Безымянный палец — для извлечения звуков первой струны.

Как развить пальцы рук

8-499-344-03-52

Запись на тренировку

Заполните эту форму, и мы с вами свяжемся

  • Главная
  • Статьи
  • Упражнения
  • Как развить пальцы рук

Развитию пальцев рук мало кто уделяет достаточно внимания. Между тем, развитие ловкости, гибкости и силы пальцев благоприятно сказывается не только на спортивных показателях, но и улучшает работу мозга. При регулярных занятиях совершенствуется память, внимание и мышление. Тренировка пальцев рук возможна как с помощью специальных приспособлений, так и без них.

1.Сила пальцев рук развивается упражнениями с кистевыми эспандерами. Они могут быть металлическими и резиновыми. Сжимайте и разжимайте эспандер до чувства усталости. Сделайте три подхода с перерывом для отдыха в 3-5 минут. Полезно выполнять отжимания на пальцах в упоре лежа. Можно подбрасывать мешочек с песком или металлический шарик и ловить его пальцами.

2.Цепкость пальцев рук тренируется упражнениями на перекладине и удержанием тяжелого предмета пальцами. Висите на перекладине до тех пор, пока пальцы не разожмутся. После небольшого отдыха повторите упражнение. В качестве отягощения подойдет диск для штанги. Возьмите для начала диск весом 5 кг. Обхватите его пальцами и удерживайте, пока он не выпадет из руки. По мере привыкания увеличивайте вес диска.

3.Для развития ловкости рекомендуется приобрести нефритовые шары с засечками, магнитные или металлические шары. Вращайте сначала два шара в руке по часовой стрелке и против нее. Старайтесь, чтобы шары не соприкасались между собой. Когда они будут вращаться легко, добавьте третий шар. Высший пилотаж – одновременное вращение четырех шаров.

4.Тренировка гибкости помогает не только увеличить подвижность пальцев рук, но и снять с кистей напряжение. Согните правую кисть, обхватите большой палец правой кисти левой рукой и тяните по направлению к внутренней стороне предплечья. Затем разогните кисть и потяните большой палец в противоположную сторону, к внешней стороне предплечья. Повторите упражнение для большого пальца левой руки.

5.Потяните мизинец правой руки к подушечке большого пальца, надавливая сверху левой рукой. Последовательно тяните безымянный, средний и указательный палец. Потом растяните пальцы по направлению к тыльной части кисти. Сделайте то же самое для левой руки. Прекращайте упражнение при появлении сильной боли. Развивайте гибкость пальцев постепенно.

Как развить пальцы левой руки

Ко мне недавно пришло письмо такого содержания:

Здравствуйте Сергей! Скажите пожалуйста, что бы разработать беглость пальцев сколько времени нужно уделять упражнениям которые Вы рекомендуете?
Сколько раз желательно в день играть эти упражнения что бы добиться хороших результатов?

И я решил опубликовать ответ здесь, т.к. многим может быть интересно.

В принципе, можно развить технику, играя только произведения и совсем не играя упражнения для развития беглости. Просто для этого понадобится гораздо больше времени.

Развитие беглости пальцев рук зависит от времени формирования мышечных пучков, а также от скорости ответа от головного мозга, если вдаваться в подробности. Т.е. если Вы, например, можете быстро печатать на клавиатуре компьютера, то, скорее всего, техника игры на пианино пойдёт у Вас гораздо быстрее, чем у того человека, который тычет в клавиатуру одним пальцем. Если Вы быстро учитесь выполнять упражнения на мелкую моторику (умеете быстро шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и др), то скорее всего, технику игры Вы разовьёте быстро, если нет — то медленнее.

Опять же, возраст: моложе-быстрее, старше-труднее.

Важно также не только быстро перемещать пальцы по клавиатуре, но и переставлять их в определенном ритме, т.е. чётко выдерживать промежутки между нажатиями клавиш (а также делать ударения на нужных нотах). Поэтому для отслеживания этого нужно вначале делать большие промежутки и следить за ними (т.е. играть медленно), а также сильно ударять по клавишам (чтобы развить мышечные пучки и настроить их на движения отдельными пальцами, а не всей «пятернёй»), потом увеличиваете скорость и уменьшаете силу нажатия. В конце концов должно получаться плавно и быстро.

Наилучшие результаты показали упражнения для развития скорости игры, опубликованные в отдельной статье — «Упражнения на развитие скорости игры«. Для того, чтобы максимально быстро развить скорость игры, лучше всего воспользоваться принципом тренировки в тренажерном зале — играете упражнение правой рукой в максимально быстром, но контролируемом, темпе до тех пор, пока не заболят мышцы предплечья и не начнёт падать скорость игры. Тут же прекращаем выполнение упражнения и сразу начинаем делать это же упражнение левой рукой. Срабатывает условно-рефлекторный механизм, согласно которому одна рука отдыхает быстрее, если вторая рука начинает интенсивно работать. Играем левой рукой также до тех пор, пока не заболят мышцы и если правая рука уже отдохнула и мышцы перестали болеть (обычно нужно около минуты на отдых), то переключаемся на отработку упражнения правой рукой. Так поочерёдно меняя руки, отрабатываем по 3 подхода на одно упражнение. После этого делаем перерыв на 2-3 минуты и начинаем отрабатывать второе упражнение, также попеременно меняя руки. После отработки второго упражнения делаем опять небольшой перерыв и на сегодня упражнения на развитие беглости можно прекратить, либо сделать ещё один подход через несколько часов.

Эффект от таких занятий просто сумасшедший! Не сравнить с обычной игрой гамм двумя руками! Можно в 2 раза увеличить скорость игры уже за неделю, занимаясь по 10 минут 2 раза в день!

1. Когда мы играем упражнение одной рукой, то мы даем на эту руку максимально возможную нагрузку и мышцы подключаются на полную мощность. В устаревшем варианте отработки скорости игры с помощью гамм, отработка идет в большей степени за счёт СЛАБОЙ руки, которая играет медленнее. Согласитесь, что у того, кто «правша», слабой всегда будет левая рука и правая рука никогда в этом случае не добьётся хороших успехов в скорости игры. А по сути дела, в любом произведении, чаще нужна повышенная скорость пальцев именно в правой руке.

Смотрите так же:  Чем лечить артроз пальцев рук

2. При отработке упражнений поочерёдно левой и правой рукой, мы экономим время на отдых! Пока отдыхает одна рука, играет вторая. Вместо того, чтобы «долбить» гаммы по 30-60 минут, мы сокращаем время до 5-10 минут, причем эффективность упражнений выше.

3. Иногда игра двумя руками, особенно сложных гамм, где требуется подставлять разные пальцы в левой и правой руке в разное время, затрачивает кучу мозговой активности. Мозгу нужно время, чтобы сопоставить правильную подстановку пальцев в той или иной гамме в разных руках и мышцы рук играют не на полную мощность только из-за того, что МОЗГ НЕ УСПЕВАЕТ!

Рекомендации:

1. Заниматься каждый день. Стараться выполнять хотя бы одно упражнение для беглости поочерёдно используя левую и правую руки в течение 5-10 минут (лучше не больше 15 минут). Не всегда важно играть «часами» упражнения, иногда важнее 2-3 подхода в день, чтобы оптимизировать тренировки.

2. Стараться развивать другие навыки мелкой моторики — быстро завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, развивать навык печати на клавиатуре компьютера (я, например, печатаю не глядя). Вобщем обращать внимание и на другие упражнения. Это поможет в целом ускорить усвоение навыка игры на пианино.

Как развить пальцы левой руки

Я уже недавно писал, о том как развивать правую руку. Но мы играем не только правой!

Так что это статья посвящена полностью левой руке. Тут вы найдете упражнения для поддержания и развития хорошей беглости и гибкости пальцев.

Это упражнение полезно играть любому, оно разогревает пальцы и заставляет их слушаться. Очень полезно играть его перед началом занятий. Новичкам такое упражнение поможет научится контролировать движение пальцев в разных последовательностях.

Цифры в кружочках обозначают пальцы левой руки !

Указательный палец — 1

Средний палец — 2

Безымянный палец — 3

В этом упражнении нужно следить чтоб ваши пальцы левой руки не далеко «уходили» от грифа. Самый идеальный вариант — это когда пальцы «отходят» на самое минимально расстояние от струн. Это нужно делать медленно и следить за пальцами. Когда вы добьетесь того, что пальцы на «автомате» «отходят» на маленькое расстояние, тогда проблем при быстрой игре, левой рукой, не будет.

Постоянно, начинающие, сталкиваются с проблемой, что пальцы порой следуют друг за другом и не хотят вставать туда куда надо. Такое происходит потому что пальцы левой руки не могут двигаться каждый по отдельности. Навык этот надо развивать, иначе вам не по зубам будет играть более тяжелые песни или пьесы. К тому же, когда пальцы могут двигаться каждый по отдельности, с легкостью даются тяжелые аккорды сложные места в пьесах.

Хочу отметить, что при игре данного упражнения не действующие пальцы должны стоять на струнах. Т.Е. если вы играете (левой рукой) только мизинцем и безымянным , то указательный и средний должны стоять не отрывисто на 5 и 6 ладу на первой струне. Или играя указательным и средним, мизинец и безымянный стоят на 7 и 8 ладу первой струны. Тоже самое происходит с другими пальцами.

Следующее упражнение для выносливости пальцев левой руки. Оно играется на легато. Что такое легато и как это делать. В гитаре ЛЕГАТО — это извлечение звука левой рукой, без помощи правой. Исполняется следующим образом:(к примеру) после того, как левой рукой указательный палец будет поставлен на 1 лад, палец правой руки защипывает струну и извлекает первый звук. Затем средний палец левой руки быстро и с силой опускается на 2 лад, извлекая таким образом второй звук. На данном фото легато обозначаться скобкой соединяющей две цифры в табулатуре.

Легато стоит отрабатывать на каждый палец. Сперва это кажется тяжело, но проиграв хотя бы один раз, уже чувствуется разница при игре. Если становится совсем тяжело играть, лучше дать передышку руке, переигранная рука вам не нужна.

Желаю хороших результатов, занимайтесь и все получится.

Как развить левую руку, если ты – правша?

Ответ на этот вопрос кроется в особенностях работы человеческого мозга. Левое полушарие контролирует логическое мышление, речь, письмо и отвечает за работу правой половины тела, а правое — средоточие интуиции, творческого восприятия, координирует левую половину.

По наблюдениям арт-терапевтов, рисунки, выполненные левой рукой, отличаются необычайной образностью, эмоциональностью и реалистичностью. Это характерно и для художников, и тех, кто никогда не занимался рисованием. Кроме того, люди, сумевшие развить левую руку наряду с правой, отмечают, как изменилась их жизнь с включением в неё интуиции и активизации творческого восприятия действительности.

Согласно одной из теорий классической психологии, человеческая личность – это набор субличностей – разных внутренних образов: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Первые два – критичные, рассудительные и рациональные. Они обитают в левом полушарии. А третий, Внутренний Ребёнок, спонтанный, иррациональный, креативный — в правом.

Следовательно, развитие левой руки – это налаживание контакта с творческой сутью самого себя.

Развивая левую руку, человек заставляет продуктивнее работать мозг, подключая к логике и рационализму интуитивные, творческие каналы.

Есть несколько действенных способов развития левой руки, и регулярные тренировки обязательно приведут вас к достижению намеченной цели.

Научиться писать левой рукой

Это увлекательное, хотя и непростое занятие. Чтобы добиться успеха в этом деле, необходима мотивация. Для человека, стремящегося к саморазвитию, целью станет обогащение логического мышления творческим потенциалом.

Чтобы тренировки стали приятными, нужно комфортно оборудовать для себя рабочее место. Настольная лампа теперь находится справа, а левая часть стола остаётся свободной, так как там теперь располагаются рука и блокнот для письма.

Стильная ручка и яркий блокнот с тетрадью создадут соответствующий эмоциональный настрой, чтобы при взгляде на них возникало желание работать. Для письма понадобится разлинованная бумага, так как придётся учиться писать заново. Главное, чтобы процесс письма левой рукой приносил радость, иначе тренировки в скором времени наскучат и станут малоэффективными.

Как расположить тетрадь? Чтобы руки меньше уставали в процессе работы, верхний левый угол нужно разместить немного выше правого, а левый локоть удобно расположить на столе.

Для письма левой рукой потребуются пишущие принадлежности длиннее обычных, так как левша держит карандаш чуть выше правши, расстояние от листа бумаги до места обхвата ручки равно 3 – 4 см.

Для развития техники письма понадобятся прописи для левшей, чтобы выводить сначала буквы, а потом фразы, как это делают первоклассники. Так разовьётся техника письма и выработается красивый почерк. Если такие занятия не по вкусу, то можно записывать свои мысли или выписывать понравившиеся цитаты из книг, крылатые выражения.

На первых этапах тренировки лучше писать печатными буквами, затем переходить на прописные. Начать нужно с написания алфавита. Можно использовать и приём обведения ручкой текста, написанного карандашом. Для развлечения подходит метод зеркального письма. Письмо наоборот, с разворотом букв на 1800, поможет добиться желаемого результата. Так делал Леонардо да Винчи, у которого обе руки были развиты одинаково. Кроме того, письмо справа налево естественно для левшей с доминирующим правым полушарием.

Для достижения успеха, необходимо заниматься регулярно по несколько минут. Это принесёт больше пользы, чем редкие, но длительные тренировки.

Смотрите так же:  Киста на кости в запястье

Тренировки не ограничиваются специально отведённым для этого временем. Левую руку нужно нагружать при каждом удобном случае. Например, записывать номера телефонов, рецепты и другую полезную информацию.

Тренировка левой руки требует немало терпения, времени и сил.

И вряд ли удастся сразу добиться видимых быстрых результатов, поэтому на пути к саморазвитию придётся запастись терпением и выдержкой. Не стоит ожидать хорошей скорости письма на первых этапах тренировок, важнее будет качество написания, то есть отработанный навык, управление ранее непослушной левой рукой. Скорость письма разовьётся на следующем этапе работы.

Рисовать левой рукой

Наиболее удачный способ тренировки. Ведь развивается правое полушарие мозга, где заложен творческий потенциал. Рисование позволяет лучше развить моторику левой руки. Для начала следует на бумаге поставить точки, затем соединить их, сделать схематичный рисунок. Полезно начать синхронное рисование, задействовав обе руки, постепенно оставляя в работе левую руку.

Американские арт-терапевты рекомендуют следующие упражнения для развития левой руки:

  • Попробовать изобразить симметричный предмет, одновременно задействовав для этого и левую, и правую руки.
  • Без синхронных действий постараться нарисовать одно и то же, каждая рука двигается по-своему.
  • Рисовать одновременно правой и левой руками, однако рисунки и траектория движения рук различные.
  • Сделать рисунок правой рукой, затем то же самое нарисовать левой.

Более подробную инструкцию можете найти в статье «Как научиться красиво рисовать«.

Использовать левую руку в повседневном труде

Постоянно использовать левую, а не правую руку в бытовых ситуациях: чистить зубы, причёсываться, пользоваться вилкой, ложкой и другими столовыми приборами. Когда навыки ещё не отработаны, нельзя использовать острые предметы: нож, иголку, опасную бритву, чтобы не нанести себе травмы.

Левой рукой нужно постоянно пользоваться, доводя движения до автоматизма. Не стоит забывать и о целях развития левой руки, подкреплять работу положительной мотивацией, чтобы занятия не наскучили и принесли пользу.

Не забывать о тренировках помогут следующие приёмы. Например, написать на ладонях: «Правая», «Левая». Выполняя то или иное действие, пользоваться не правой, а левой рукой. Зрительная память обязательно сработает. Пригодится ношение часов не на левой, а на правой руке. Непривычное ощущение напомнит, что все теперь делает левая рука. Можно наклеить стикеры с надписью: «Левая» на различные предметы обихода (ручки дверей, телефон, холодильник, электрочайник).

Сделать левую руку сильнее

Кроме письма, для тренировки левой руки необходимы физические упражнения.

  1. Занятия с мячом. Подбросить теннисный мячик вверх и поймать с помощью левой руки. Ударив мячом о стену, поймать его левой рукой. Целесообразно использовать ракетки и по мере совершенствования навыка менять большие на маленькие. Занятия в спортивном зале с баскетбольной площадкой помогут усовершенствовать действия левой руки. Встать справа от баскетбольной корзины и забрасывать в неё мяч левой рукой. Совершить 10 – 20 бросков. Кроме этого, полезно научиться вести мяч так же легко левой рукой, как и правой. Для достижения результата правую руку при этом держать за спиной.
  2. Игра в бадминтон левой рукой принесёт ощутимый результат.
  3. Поднятие тяжестей. Следует переложить силовые нагрузки с правой руки на левую. Для этого подойдут ручные эспандеры, гантели. Вес нужно увеличивать постепенно.
  4. Жонглирование. Это полезное, увлекательное и зрелищное занятие, развивающее ловкость и координацию движений. Жонглировать нужно тремя – четырьмя мячами.
  5. Игра на музыкальных инструментах. Устройство большинства музыкальных инструментов требует работы обеих рук в равной степени. Так, можно научиться игре на гитаре. Гитаристы большое внимание уделяют развитию пальцев левой руки. Для этого разработана целая система упражнений. Полезно будет научиться выбивать барабанную дробь.
  6. Занятие плаванием. Отлично развивает координацию и, соответственно, мозг. Во всех видах плавания одинаково задействованы обе руки.
  7. Кручение поев. Ещё один хороший способ развить левую руку. Для занятия понадобятся мячики на верёвках. Взявшись за концы верёвок руками, выполняют вращательные движения.

Список упражнений может дополнить каждый, кто хочет заниматься саморазвитием, в соответствии с собственной фантазией и увлечениями.

Развитие моторики позитивно отражается на работе мозга, делает реакцию быстрее, мышление становится гибким. Однако на первых порах не стоит ждать быстрого результата. Возможен противоположный эффект. Вследствие увеличения нагрузки на мозг скорость мышления и концентрация внимания значительно замедляются, но как только мозг адаптируется, он начнёт работать гораздо эффективнее, чем прежде.

Скептики задаются вопросом: не миф ли это? И стоит ли прикладывать столько усилий? Однако учёными давно доказана связь между мануальным развитием и работой мозга. При воздействии на рефлекторные точки, расположенные на кистях рук, происходит посыл импульсов в центральную нервную систему. Точечный массаж воздействует на внутренние органы. Например, при массаже большого пальца руки достигается повышение мозговой активности.

Развитие левой руки улучшает не только мозговую деятельность, заставляя активнее работать «серые клеточки», но и побуждает к занятиям спортом, заставляет больше двигаться, совершенствовать тело. И как результат – достижение следующей ступени на пути к самосовершенствованию.

Обретение навыка владения обеими руками в одинаковой степени – это развитие нового мышления, переход на качественно новый уровень жизни, обогащение логического, рационального начала творческим потенциалом и интуицией.

Гитарные упражнения для развития пальцев левой руки

Для того, чтобы развить ловкость, точность, силу и независимость пальцев друг от друга, предлагаем вам взять на вооружение эти 4 упражнения, которые, на первый взгляд, могут показаться несколько необычными. Но если регулярно отрабатывать гитарные упражнения для развития пальцев левой руки, то поверьте, результаты не заставят себя ждать!

Упражнение 1

Это упражнение идеально подходит для того, чтобы развить точность. Вы наверняка уже обратили внимание, что здесь задействовано 5 ладов — на первых порах это будет создавать небольшие неудобства. Играется оно всеми 4 пальцами, только одним из них вам придется делать слайд. Данное упражнение хорошо тем, что вы не только можете играть его на каждой струне вдоль всего грифа, но и менять палец, которым делаете слайд.

Упражнение 2

Упражнение позволит развить независимость пальцев, каждый из которых закреплен за своим ладом. Самая неудобная часть — это переход на 2 и 3 палец. Сперва отработайте этот переход медленно, а уже потом увеличивайте темп. Очень важно понимать, что скорость придет со временем, но мы часто повторяем это, когда даем советы начинающим гитаристам.

Упражнение 3

На первых порах, из-за пропущенной струны в данном упражнении могут возникнуть трудности. Извлечение звука происходит при помощи хаммеров (hammer on), так что следите за тем, чтобы каждый звук получался четким.

Упражнение 4

Идея следующего упражнения заключается в том, чтобы с каждым ударом медиатора менять палец, которым зажат лад. И это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Также следите за постановкой вашей руки, в частности за большим пальцем.

Для развития руки прекрасно подойдут хроматические гаммы, которые изучаются в самом начале обучения игры на гитаре, для того, чтобы получить нужную растяжку пальцев левой руки. Данные гаммы также можно использовать для набора скорости.
Для этого вам нужно, прежде всего, играть с первой по шестую струну по 1-2-3-4-му ладу. То есть играйте сначала на 6-й струне по 1-2-3-4-му ладу, причём каждый палец левой руки должен стоять на своём ладу. После чего играете всё то же самое, только на 5-ой струне и так до первой.
После нескольких прогонов данного упражнения используете всё то же самое, только с точностью наоборот: играете с первой струны по шестую 4-3-2-1.

Хроматические гаммы типа «До мажор»

Данное упражнение поможет вам как для развития скорости и координации, так и для импровизации.

Использование специальных мини-заготовок

Смотрите так же:  Под мышкой шишка рука болит

Под мини-заготовками подразумевается использование уже подготовленных специально для разгона руки упражнений. Мы специально рассказываем о них в самую последнюю очередь, так как вам необходимо сначала идеально владеть предыдущими, а уже после переходить к данным. Эти мини-заготовки чем-то напоминают небольшие партии соло с постоянно повторяющимися фрагментами. Фрагменты даются только самые используемые и часто встречающиеся среди соло партий.
Мы рассказали вам сейчас обо всех основных способах развития скорости левой руки. Вам остаётся только тренироваться, используя данные упражнения. Удачи.

Тренировка для гитариста – учимся играть быстро

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.

Автор текста – Молянов Павел