Кисть левой руки гитара

Содержание:

Приёмы игры на гитаре

Постановка левой руки гитариста

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ ГИТАРИСТА

Постановка левой руки

Если функция правой руки состоит в извлечении звуков, то левая рука эти звуки изменяет и подготавливает. Четыре пальца левой руки — указательный, средний, безымянный и мизинец — используются для прижатия струн на ладах. Большой палец не прижимает струны, его место за грифом.

Распрямленный или слегка согнутый, он находится примерно против среднего пальца с обратной стороны грифа и почти параллельно по отношению к металлическим порожкам. Ногти левой руки должны быть коротко острижены, чтобы не касаться ими грифа. Пальцы кончиками-подушечками прижимают струны под прямым углом к грифу. Ладонь не соприкасается с нижней стороной грифа.

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами:

Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары

Доброго времени суток, уважаемые посетители U-rock.com.ua! В предлагаемой вашему вниманию статье подробно рассматривается игра на гитаре левой рукой, правильное положение и постановка левой руки на гитаре. Кроме этого, значительное внимание уделено «классическому» и «роковому» (оно же блюзовое) положению левой руки, а также ситуациям, в которых игра на гитаре требует смены положения вашей левой руки.

В статье будут использоваться названия различных частей гитары, поэтому если вы не знакомы с устройством гитары, настоятельно рекомендую сделать это, перейдя по следующей ссылке. Также, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что дальнейший материал представлен с позиции гитариста с ведущей правой рукой. В то же время, если вы левша, это не создаст вам особых трудностей в освоении положения левой руки на гитаре. Все что в таком случае нужно – гитара под левую руку и внимательность.

Итак, приступим. Как вы уже знаете, игра на гитаре требует активного участия обеих рук: правая, ведущая рука создает колебания струн гитары, цепляя их медиатором или пальцами, в то время как левая рука гитариста прижимает струны гитары на грифе, тем самым изменяя частоту и высоту звучащих нот. О правильной постановке правой руки мы говорили в предыдущей статье, а сейчас обратим внимание на правильную технику игры на гитаре левой рукой.

В самом начале хочу сказать, что единственно правильного, универсального положения левой руки на гитаре не существует. Вместо этого в практике игры на гитаре известны два типа игры на гитаре левой рукой, положение которой меняется, в зависимости от партии которую вы играете на гитаре. Общепринятыми названиями этих положений левой руки на гитаре являются классическое и роковое.

Классическое положение левой руки на гитаре

Своим названием классическое положение левой руки на гитаре обязано одноименному направлению в музыке. Именно поэтому курс обучения игре на гитаре в музыкальной школе начинается с усвоения данного положения левой руки. Возможно, вы не собираетесь играть на гитаре классику, но классическое положение левой руки на гитаре используется не только для исполнения классических произведений, а широко применяется во всех остальных направлениях: рок, блюз, метал, джаз и т. д. Но не будем забегать вперед.

Поверните вашу левую руку ладонью вверх, и представьте, что держите в ней яблоко. Все пальцы левой руки слегка согнуты в суставах, а большой палец находится примерно напротив среднего. Теперь возьмите гитару и обратите внимание на следующие рисунки.

Большим пальцем ваша левая рука упирается в заднюю часть грифа гитары, примерно посередине его ширины, остальные, «рабочие» пальцы левой руки слегка согнуты, а их кончики расположены на струнах.

Слегка прогните левую руку в запястье, чтобы обеспечить пальцам большую свободу, и следите за тем, чтобы широкая часть кисти вашей левой руки (где расположены костяшки пальцев) была параллельна грифу гитары. Непросто и немного неудобно, не так ли? Ничего, привыкнете. Кажущееся поначалу неестественным классическое положение левой руки на гитаре является незаменимым при игре быстрых пассажей и соло на гитаре, поскольку обеспечивает значительную свободу действия пальцам левой руки. Чтобы потренироваться в классическом положении левой руки на гитаре, поиграйте гаммы.

Распространенные ошибки при игре на гитаре левой рукой в классическом положении:

* Запястье левой руки не выгнуто должным образом, из-за чего костяшки пальцев левой руки расположены не параллельно струнам, а мизинец вообще не задействуется.

* Струны на грифе гитары прижимаются не кончиками пальцев левой руки. Чтобы извлечь ноту на гитаре вам необходимо прижать струну на грифе кончиком согнутого в суставах пальца. Постарайтесь, чтобы палец прижимал струну почти вертикально, для чего вам, возможно, понадобится сильнее выгнуть запястье вашей левой руки. Такая постановка левой руки на гитаре обеспечивает хорошее давление пальцев левой руки на струны гитары и в то же время предотвращает касание пальцами близлежащих струн, что позволит избежать дребезжания или же несвоевременного глушения расположенных рядом струн. Исключением из этого правила является прием баррэ.

* Большой палец левой руки, призванный противодействовать давлению остальных пальцев на струны, расположен не посередине грифа гитары, а обхватывает его сверху – это элемент рокового положения левой руки на гитаре, но в классическом положении – это недопустимая ошибка.

Роковое (блюзовое) положение левой руки на гитаре

Гитара – очень удобный инструмент. Ее удобно держать в руках и естественное положение левой и правой рук на гитаре фактически соответствует правильному их положению во время игры на гитаре. Значительное количество риффов и соло на гитаре играются в классическом положении левой руки, но использование некоторых приемов игры на гитаре требует сменить его на роковое.

Роковое положение левой руки отличается от классического тем, что большой палец левой руки обхватывает гриф гитары сзади, упираясь в него сверху. Обратите внимание на следующий рисунок.

Роковое положение левой руки отлично подходит для игры на гитаре простых аккордов, интервалов и дабл-стопов. Также, в роковом положении, большой палец служит отличным «глушителем» для 5-й (A) и 6-й (E) струн, когда это необходимо.

Без рокового положения пальцев левой руки не обходятся такие приемы игры на гитаре как бенды («подтяжки») и вибрато, поскольку за счет изменения положения большого пальца достигается необходимый жесткий контроль грифа гитары и противодействие силе пальцев левой руки, подтягивающих струны гитары. Сами по себе эти приемы довольно сложны для исполнения и будут рассмотрены позже в отдельной статье.

Распространенные ошибки при игре на гитаре левой рукой в роковом положении:

* Большой палец левой руки не обхватывает гриф гитары. Эта, недопустимая в классической позиции, ошибка является необходимым элементом рокового положения левой руки.

* Для игры бендов и вибрато используется исключительно сила пальцев. Эти приемы необходимо играть, используя мускулы предплечья. Вытяните руку и нарисуйте указательным пальцем воображаемый круг. Чувствуете, какие мышцы задействованы? Те же мышцы используются во время игры на гитаре бендов и вибрато.

* Во время игры бендов на гитаре большой палец левой руки не используется в качестве рычага противодействия. Он должен сопротивляться силе предплечья подтягивающего струны.

Запомните! Во время игры на гитаре ваши пальцы должны прижимать струны не на порожках (иногда называются ладами или ладовыми перегородками) (металлические полоски на грифе гитары, отделяющие один лад от другого – авт.), а между ними или же между верхним и первым порожками. К примеру, если вы хотите сыграть ноту на 5 ладу, вам необходимо прижать струну между 4-м и 5-м порожками. Для достижения наиболее чистого звука рекомендуем вам прижимать струну к грифу гитары пальцами левой руки ближе к верхнему порожку, а не строго посередине между ними. Такое положение левой руки на гитаре также позволит избежать дребезжания струн.

Игра на гитаре левой рукой требует крепких, выносливых пальцев, но не пытайтесь искусственно ускорить процесс укрепления пальцев левой руки. Вы можете найти рекомендации различные рекомендации касательно повышения выносливости пальцев вашей левой руки, но самый лучший способ — это просто играть на гитаре, в том числе упражнения для развития и разминки пальцев левой руки.

Поскольку игра на гитаре левой рукой требует усилий, другие части вашего тела также будут напрягаться и уставать. Старайтесь не напрягать левое плечо, расслабляя его во время игры на гитаре. Также следите за тем, чтобы ваш левый локоть не торчал в сторону, как у невоспитанного гостя за столом. Расслабьте локоть и держите всю руку параллельно телу, но, не прижимая ее к себе.

Смотрите так же:  Сыпь на тыльной стороне кистей рук

В поддержании правильного положения левой руки на гитаре важно помнить, что оно должно быть удобным и естественным. Если ваша левая рука начала болеть, перестаньте играть и дайте ей отдохнуть. Как и в любом другом деле, требующем мускульных усилий, отдых поможет вашему телу восстановиться.

Положение левой руки на электрогитаре

Грифы электрогитар более узкие (с 1 по 6 струны) и длинные (с 1 по 22 (24) лад), чем у акустических гитар. Таким образом, для того, чтобы прижимать струны на электрогитаре нужно намного меньше усилий. В то же время расстояние между струнами значительно меньше, поэтому необходимо играть очень аккуратно, чтобы избежать лишних звуков. В остальном, принципы постановки левой руки на электрогитаре не отличаются от обычной, акустической гитары.

Объединяйте классическое и роковое положение пальцев левой руки, играя на гитаре. Расслабьтесь и прислушивайтесь к собственному телу. Ваша левая рука сама подскажет наиболее удобное, в данный момент, положение. Поначалу вам будет тяжело, но внимательно занимаясь, вы постепенно доведете выбор положения левой руки на гитаре до автоматизма и будете играть в свое удовольствие, не задумываясь об этом.

Устает кисть левой руки — guitar.technique — GuitarPlayer.Ru — Форумы для гитаристов

В последнее время стал замечать что при игре устает кисть левой руки.
Из за это го не комфортно чувствует себя мизиниц, он становится каким то деревянным.

ЗАметил это когда разучивал вивальди, но как то внимания не обратил.
Сейчас при игре Чикен Пикен Это стало заметно очень сильно.

В чем причина? Почему так происходит?

Ну да, возможно ты прав.
Чикен Пикен это довольно шустрая вещь и перед тем как ее играть я даже не разминаю руки.
Не знаю почему, но я всегда считал это лишнем.

Видимо придеться все таки разминать пальцы.

Я играю стоя что дома что на репах

А руки разминать не стесняйся. Поверти кистью туда сюда и поиграй что-нибудь очень простое, например 1-2-3 с нижней по верхнюю и наоборот. Цоя поиграй

Я играю в классической позе гитариста самоучки.
То есть гитара на правой ноге, спина дугой ))) (мля)

но могу и играть в позе гитариста который так скажем учится в муз . школе.
То есть гриф задрат вверх и гитара лежит на левой ноге

Счас только поиграл, всё равно запястье устало.

Ну как сказать. Там растяжка немного о себе знать дает.
пулов и хаммеров в принципе не так много.

Почему то у меня только один мезинец устает.
Из за напряжения в кисти.

Может действительно кисть выгибаю сильно.
thanks. Надо поработать над положением кисти.

Болит кисть! Ошибки при игре? — guitar.technique — GuitarPlayer.Ru — Форумы для гитаристов

И конечно рука должна быть расслаблена, чувствуешь напряг, оставляй гитару на пару минут, массажируй
мышцы предплечья..

Лучше не будет, только хуже))

Хотя раньше я мог играть весь день, не выкладывая гитару из рук, а на данный момент это просто не возможно

5 дней, дааа, ну хоть так, но ты зато работаешь и у тебя деньги есть. Я на всё плюнул и решил немного позаниматься любимым делом, но от этого дела себя не прокормишь, так что и мне скоро только 1 час на гитару будет оставатся(((

Постановка левой руки

Играя на электрогитаре, необходимо учитывать огромное количество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения. К одному из них относится чистота. Отличительной особенностью электрогитары является то, что 95% ее партий играется на перегрузе. С одной стороны, ноту легче выбить, легче зажать, гитара с радостью откликается на прикосновения музыканта. С другой стороны — очередные подводные камни: эти прикосновения должны быть правильными. Нельзя забывать о том, что вместе с «игровой» струной могут зазвучать и остальные, что незамедлительно отразится в звуке из динамика. Отсюда возникает грязь, шум, скрежет, звон и прочие неприятные сопровождения гитарной партии. Чтобы этого не случилось нужно принять ряд мер по изменению режима работы левой руки.

Существует определенный принцип игры на электрогитаре: зажаты или открыты могут быть только «игровые» струны, а «лишние» должны быть заглушены. «Лишними» назовем струны, не используемые во фразе, а «игровыми» — струны, звучание которых необходимо. Под глушением струн подразумеваются действия, которые не позволяют струнам колебаться даже в случае прямого попадания в них медиатором. Как правило, глушение осуществляется ребром ладони правой руки и 1-м пальцем левой. Следует запомнить, что глушение струн происходит непрерывно. В противном случае гитара «заведется» обратной связью от усилителя или же будет издавать шум при любом прикосновении к не заглушенным струнам. Не обязательно даже касаться струн. Просто щелкните пальцем по деке, и каждая не заглушенная струна начнет колебаться. Это одна из наиболее частых проблем, которые преподносит электрогитара для новичков. Если же в случае с правой рукой все довольно очевидно: глушение осуществляется путем становления ребра ладони в зону демпфера, то случай с левой рукой требует отдельных комментариев.

Итак, рассмотрим два варианта постановки левой руки на гитаре: блюзовая и классическая. В обеих ситуациях пальцы необходимо ставить ближе к ладу, к которому нужно прижать струну.

Фундаментальное различие постановок друг от друга заключается в положении большого пальца. В первом случае он обнимает гриф сверху, нависая первой фалангой над 6-й струной. Это влечет за собой изменение направления остальных пальцев, они стоят приблизительно под углом 40-60 градусов к направлению струн.

В данной постановке внутренне ребро ладони полностью или частично прилегает к грифу. Отсюда следует, что в блюзовом хвате левая рука взаимодействует с грифом в одной подвижной и двух неподвижных точках. Подвижной точкой является подушечка пальца, прижимающего струну к ладам, а неподвижные — изгиб большого пальца и основание 1-го пальца. Надеюсь, понятно, что подвижная точка является таковой в случае выполнения гитаристом бендов или вибрато, в остальных случаях фиксация происходит довольно жестко.

Во втором же случае подушечка большого пальца опирается в заднюю часть грифа чуть ниже середины, находясь при этом между 1-м и 2-м пальцами. В этой ситуации остальные пальцы перпендикулярны направлению струн, а между внутренним ребром ладони и грифом есть зазор. Кроме того, произошла утрата одной из неподвижных точек взаимодействия левой руки с грифом, а именно основания 1-го пальца. Таким образом, остается подушечка большого пальца — неподвижная точка, а также подушечка пальца, прижимающего струну к ладам — подвижная точка.

И та, и другая постановка равнозначно используются в гитарной технике в зависимости от ситуаций. Чтобы определить, когда именно играть блюзовой постановкой, а когда классической, необходимо иметь представление об особенностях поведения левой руки в разных постановках при выполнении различных технических элементов, а также некоторый опыт.

В подавляющем большинстве случаев глушение «лишних» струн левой рукой осуществляется 1-м пальцем, за что его и называют «глушителем». В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой. Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу.

В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.

Остальные пальцы участвуют в глушении реже, как правило, для взятия паузы после аккорда. Классическая постановка используется при игре скоростных пассажей, так как необходима максимальная маневренность пальцев. Конечно же, есть исключения из правил в лице Paul Gilbert, Steve Vai, Guthrie Govan, у которых длина пальцев и физиология кисти позволяет выполнять скоростные пассажи на широких аппликатурах и в блюзовом хвате. Кроме того, при игре стоя не всегда удобно использовать классическую постановку, так как это влечет за собой сильный изгиб кистевого сустава.

В блюзовой постановке играются почти все аккорды, в которых участвуют открытые струны, аппликатуры с зажатыми на одном ладу струнами (разными пальцами), а также все то, что играется и в классической. Но поскольку бесплатный сыр только в мышеловке, приходится жертвовать качеством «глушителя». В блюзовом хвате 1-й палец не всегда способен прикрыть нижележащие струны, так как образуется «тоннель», обеспечивающий попавшим в него струнам беспрепятственные колебания.

Необходимо понять, что четкого «распределения обязанностей» между постановками левой руки на гитаре не существует. Как было сказано выше, надо действовать согласно обстановке. В каких-то случаях удобно сыграть фразу в классической постановке, в каких-то — в блюзовой. За время исполнения какого-либо произведения постановка левой руки может измениться 30-100 раз и больше. Охватить все условия смены постановки в одной статье невозможно, впрочем, как и в целой книге. Эта тема требует пристального самоконтроля и солидного багажа опыта. Если научиться правильно и своевременно глушить струны левой рукой, то электрогитара для новичка будет уже не так проблематична.

Болит левая рука при игре на гитаре? Читерский способ расслабления

ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Расслабление левой руки при игре на гитаре. Читерский способ»

Смотрите так же:  Взять бы сердце руки до боли сжать

В этом уроке я расскажу про читерский способ расслабления левой руки. Он достаточно необычен, но в большинстве случаев работает. В свое время он помог мне и многим моим ученикам поймать ощущение расслабления и запомнить его.

Чтобы понять мотив дальнейших действий, нам нужно разобраться с причиной возникновения напряжения и боли в левой руке при игре на гитаре. На самом деле причин много, и я думаю, что мы неоднократно в рамках этого цикла будем обсуждать причины и способы их устранения.

Почему болит левая рука при игре на гитаре? Причина возникновения напряжения

Сейчас рассмотрим наиболее частую причину возникновения напряжения. Это напряжение, возникающее в результате чрезмерного смыкания контура, образованного из прижимных пальцев с одной стороны и большого пальца с другой стороны грифа. Естественно, чтобы зажать струны нужно этот контур замкнуть. Зачастую люди прилагают слишком большое усилие при нажатии. В результате левая рука постепенно напрягается, испытывает боль и дискомфорт, зачастую на растяжке теряет беглость и выносливость при забеге на дальнюю дистанцию. Те же легато или picking оказываются недоступны при таком напряжении. С учетом вышесказанного становится очевидно, что для того, чтобы избавиться от боли в левой руке при игре на гитаре, нам нужно минимизировать напряжение в этом контуре, уменьшив усилие нажатия пальцами.

Устранение боли и напряжения в левой руке при игре на гитаре

Как это делается? Я предлагаю это делать от обратного. Утрируем ситуацию. Пробуем снять большой палец левой руки и прижимать струны к ладам без его помощи с разорванным контуром. Для этого понадобится инвентарь. Тряпочка, носок или шарфик, любое изделие из ткани, выполняющее функцию глушения лишних струн. Обычно по умолчанию эту функцию выполняет указательный палец левой руки или ребро ладони правой. Как это работает можно посмотреть в видеоуроках или в общих уроках в рамках этого цикла.

В данном случае мы вынуждены отказаться от использования правой руки на глушении, чтобы обеспечить некий противовес усилию левой руки. Оно возникает при попытке зажать струну без большого пальца, разомкнув контур между прижимным и большим пальцем. Это и есть усилие, требующее противодействия.

В данном случае мы одним пальцем правой руки нажмем на точку примерно в центре деки. Удержание баланса гитары одним пальцем не позволит чрезмерно прижимать струны пальцами левой руки при разомкнутом контуре. Раз контура нет, значит и напряжения нет.

Можно сказать, что мы сейчас ловим ощущение расслабленности левой руки при игре легато. Еще раз напоминаю, что у нас правая рука выполняет функцию противодействия левой, которая за счет небольшой тяги на себя осуществляет прижим к струнам. Тряпочка выполняет функцию глушения лишних струн. Поиграйте легатные пробежки без большого пальца. Естественно, координация левой руки нарушится, потому что отсутствует ориентир, который выполнял большой палец, находясь с обратной стороны грифа. Но для того, чтобы поймать ощущение расслабленности этого достаточно.

Попробуйте научиться играть любую легатную фразу таким способом относительно стабильно. Т.е. закрыв глаза на звуковые неточности, которые возникают при нарушении координации левой руки. Возможны нарушение динамики, небольшая аритмия, и даже могут звенеть лишние струны под тряпочкой. В данном случае это не важно. В читерском способе мы гонимся не за качеством звукоизвлечения, как мы это делаем обычно в подавляющем большинстве случаев при работе с инструментом, а за ощущениями расслабления левой руки.

Фраза, которую вы будете играть не обязательно должна быть шестиструнная. Она может быть трехструнная или на одной струне. Выбирайте ту, которую вам проще играть на данный момент.

Когда научитесь ее играть относительно стабильно без большого пальца левой руки с обратной стороны грифа, верните его на свое законное место. Ребро ладони правой руки расположите ближе к струнам, как оно обычно расположено при игре на гитаре. И сохраняя ощущение, которое запомнила левая рука, попробуйте поиграть ту же самую фразу. Если ощущение сохранилось, это говорит о том, что вы минимизировали до необходимого значения усилие, которое возникает в этом контуре. Соответственно напряжение уйдет.

Конечно же, надо понимать, что природа напряжения в левой руке может быть достаточно разнообразной, и мы рассмотрели только одну из причин, которая возникает в этом контуре.

В будущем мы также постоянно будем касаться левой руки и обсудим другие причины напряжения и как с ними бороться.

Постановка левой руки.

В этой главе я расскажу о базовых принципах постановки левой руки при игре классической техникой на классической гитаре.

Делаю такое пояснение специально, в виду того, что при игре на разных типах гитар постановка будет отличаться.

Обозначение пальцев левой руки:

Большой палец левой руки при игре классической техникой на классической гитаре не прижимает струны.

8 правил постановки левой руки:

  1. Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
  2. Кисть округлая.
  3. Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
  4. Кисть выдвинута вперед.
  5. Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
  6. Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
  7. Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
  8. Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.

Иллюстрации:

Комментарии:

К правилу 1

Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
В зависимости от позиции пальцев, прижимающих струны, большой палец может принимать разные положения. На средней линии грифа, чуть выше, чуть ниже, под углом. Но он всегда касается грифа подушечкой пальца. Не серединой пальца и не всей поверхностью, лежа вдоль грифа. Также он не должен торчать над верхней частью грифа.

К правилу 2

Кисть округлая.
Округлая форма кисти способствует оптимальной работе пальцев. Конечно, идеально круглую кисть не всегда возможно держать, бывают разные позиции. Здесь речь идет о примерном ощущении в руке. Она должна быть скорее круглой, чем плоской.

К правилу 3

Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
Свободное пространство между ладонью и грифом дает большую свободу пальцам при игре на разных струнах. Прилипшая снизу ладонь эту свободу ограничивает.

К правилу 4

Кисть выдвинута вперед.
При выдвижении кисти вперед гораздо проще дотянуться до верхних струн (басов).

К правилу 5

Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
Таким образом, все пальцы находятся в одинаковых условиях. Каждый палец готов к работе в любой момент времени, и чтобы прижать струну требуется минимум движений.

К правилу 6

Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
Это правило дополняет предыдущее. Если ладонь параллельна нижней части грифа, то и пальцы прижимают примерно под прямым углом. Не всегда удается соблюсти это правило, иногда первый или четвертый палец прижимают под другим углом из-за анатомических особенностей, это нормально.

К правилу 7

Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
Чем ближе точка прижатия к ладовой пластине, тем меньше усилий требуется приложить для качественного прижатия. Чем дальше, тем больше вероятность возникновения треска и других призвуков. Сразу привыкайте прижимать струну правильно.

К правилу 8

Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.
Кончик пальца тверже, и прижать им легче. Это во-первых. Во-вторых, прижимая кончиком пальца мы не глушим соседние струны.

  1. Торчащий над грифом большой палец.
  2. Лежащий вдоль грифа большой палец.
  3. Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
  4. Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
  5. Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
  6. Прижатие струны далеко от лада.
  7. Прижатие струны подушечками пальцев.

Иллюстрации

Комментарии:

К ошибке 1

Торчащий над грифом большой палец.
Дело не в самом пальце. А в том, что таким образом у остальных пальцев меньше свободы и меньше длины для доступа к басовым струнам. Кисть уходит вниз. На широком грифе классической гитары это имеет значение. На узких и полукруглых грифах эстрадных гитар такое положение большого пальца является нормальным, там он даже участвует в прижатии струн.

К ошибке 2

Лежащий вдоль грифа большой палец.
Такое положение пальца абсолютно неприемлемо. Нельзя потому что нельзя 🙂 Даже не могу толком объяснить почему, но играть так неудобно. Эту ошибку не иллюстрировал бы, но она иногда встречается у самоучек.

К ошибке 3

Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
Часто встречающаяся ошибка. Такое положение зажимает кисть левой руки и сковывает движения пальцев.

К ошибке 4

Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
Пальцы должны как бы нависать над струнами. Так им гораздо легче достать до любой струны, до любого лада при минимальных движениях. Чем больше кисть уходит за гриф, тем сложнее дотянуться до басовых струн, нужно делать больше движений.

К ошибке 5

Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
Развернутая влево кисть осложняет прижатие струн третьим и четвертым пальцами. Они находятся гораздо дальше от струн, чем первый со вторым. Чтобы из такого положения прижать струну четвертым пальцем нужно вращать всю кисть. Ниже на анимациях это видно.

Прижатие 4 пальцем из правильной позиции

Прижатие 4 пальцем при развернутой кисти влево

К ошибке 6

Прижатие струны далеко от лада.
Одна из основных причин треска — неточное прижатие струны. Прижимая струну максимально близко к ладу вы не только уменьшаете вероятность возникновения треска от недожима, но и экономите усилия, ведь чем ближе к ладу, тем меньше усилий требуется для качественного прижатия.

Смотрите так же:  Отек кистей рук у детей

К ошибке 7

Прижатие струны подушечками пальцев.
Прижатие подушечкой неточное, неэффективное, и глушит соседние струны. Пальцы должны работать как молоточки, прижимая струну кончиком пальца, твердой его частью.

Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн

Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Уроки гитары — Положение рук на гитаре: левая рука — Урок 5

Старайтесь не перепрыгивать с урока на урок, а последовательно отрабатывайте все задания и положения — это принесет больше пользы в дальнейшем.

Итак…
Примите классическую позицию.
Правую руку положите обечайку гитары сверху для более прочного удержания гитары пока мы будем с Вами заниматься левой рукой.
Левую руку опустите вертикально вниз в её естественное положение и максимально расслабьте…

Естественно приподнимая предплечье, поставьте кисть на высоту первых ладов и расположите большой палец на средней линии задней части грифа.
Приподняв и округлив запястье, свободно согните пальцы и последней фалангой (естественно – на которой находится ноготь 🙂 ) прижмите струны к грифу.

Большой палец является той силой, которая противостоит нажиму на струны рабочих пальцев.
Нужно следить, чтобы большой палец не давил на гриф очень сильно, иначе кисть левой руки очень быстро устанет и могут появиться болевые ощущения в кисти.

Не выставляйте большой палец сверху грифа — он должен находиться за грифом приблизительно посередине и упираться в него подушечкой пальца.


Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев. Свобода действий пальцев требует, чтобы кисть находилась на некотором расстоянии от грифа. В таком случае пальцы действуют с легкостью и каждый из них по необходимости охватывает максимальный отрезок грифа.
Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца.
Совершая эту ошибку, затрудняют действия мизинца и делают невозможным правильное исполнение баррэ (когда один палец прижимает все струны сразу на каком-либо ладу с 1-ой по 6-ую струны) на всех струнах указательным пальцем.

«Если мы защипнем натянутую обычным способом струну, — писал Агуадо, — то вследствие ее колебаний возникнет звук, который будет длиться до тех пор, пока не прекратятся колебания струны. Когда колеблется вся струна, точками ее опоры служат верхний порожек и подставка. Это то, что называют открытой струной. Но если на струну поставят палец, так чтобы он прижал ее к грифу, длина колеблющейся части уменьшится, и точками ее опоры будут, с одной стороны, подставка, а с другой — палец»

(Точнее, металлический порожек лада, на котором палец прижимает струну.).

Отсюда мы можем сделать следующие принципиальные выводы:

1. Палец, который прижимает струну, должен это делать с достаточной силой, чтобы хорошо зафиксировать одну из опорных точек колеблющейся части струны, которая при звукоизвлечении будет давать чистый звук без дребезжания, но не более того.
2. Эта сила должна быть равномерной и постоянной в течение всего времени использования колебания струны.
3. Для того чтобы прекратить звучание, достаточно остановить колебания струны.

Кисть левой руки должна быть параллельна грифу.
Нельзя излишне напрягать кисть, иначе она утратит пластичность.
Ее роль заключается в том, чтобы удерживать пальцы на уровне тех ладов, на которых прижимаются струны, и содействовать растяжению пальцев и их свободному движению по всему грифу.

Большой палец поддерживает кисть, служит ей опорой, способствуя ее устойчивому положению, а также уравновешивает силу нажима на струны других пальцев.
Добившись естественного действия руки, необходимо следить за сохранением ее правильного положения.
Когда кисть передвигается выше XII лада, большой палец, скользя по шейке грифа, перемещается к нижнему краю грифа у места его соприкосновения с верхней декой.

Пальцы, находящиеся на струнах, должны оставаться закругленными (это хорошо видно на рисунках).
При обратном движении большой палец занимает свое обычное положение.

Пальцы левой руки передвигаются по отношению к струнам в двух направлениях — поперечном и параллельном.
Зависящие от всей руки, эти движения включают в себя еще два движения, относящихся исключительно к пальцам:
— сближение и
— растяжение последних.

В целом, передвижение пальцев по грифу состоит из сочетания указанных движений. Последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу даже в случае нажатия на крайние, басовые — пятую и шестую — струны. При игре на ближних — первой или второй — струнах локоть несколько отводится назад и изгиб пальцев увеличивается. Усилие сосредоточивается на кончике каждого пальца.

Усилие должно быть не больше, чем необходимо для извлечения звука соответствующей громкости и длительности

Для достижения большей протяженности и слитности звука необходимо, чтобы при передвижении кисти пальцы как можно меньше приподнимались над струнами.
В принципе нажатие на струну надо прекращать только по окончании звучания извлекаемой ноты. Если следующий звук на той же струне должен извлечь тот же палец, то он, прекращая нажим, при передвижении тем не менее полностью от струны не отрывается.

Только в результате постоянных и сосредоточенных занятий гитарист сможет усвоить логичную и естественную аппликатуру, которая позволит ему более легко и художественно исполнять разучиваемые произведения.

Как Вы уже знаете из раздела «Строение гитары» гриф состоит из 19 ладов.
Лады на гитаре считаются от верхнего порожка.
Первый лад – это первый МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ порожек.

Лады обозначаются римскими цифрами:
I – II III – IV – V – VI – VII – VIII – IX – X – XI – XII – XIII – XIV – XV – XVI – XVII – XVIII – XIX

На гитарах начального уровня лады V, VII и IX (или X) помечаются белыми кружочками или другими метками для облегчения поиска ладов при обучении.
Иногда такие метки находятся сбоку грифа.

Если у Вас таких меток нету, то Вы можете наклеить на боровую поверхность грифа маленькие кусочки изоленты в районе указанных ладов для облегчения отработки последующих упражнений.

Обозначение пальцев левой руки

Система обозначений пальцев рук при игре на любом музыкальном инструменте называется АППЛИКАТУРОЙ.
Вы уже сталкивались с этим термином в статье «аппликатура»

Струны на гитаре обозначаются арабскими цифрами в кружочках:

Сейчас, соединив свои знания об обозначениях ладов, струн и пальцев левой руки сделайте следующее:

① -ю струну необходимо прижать:

— 1-м пальцем на I-м ладу
— 2-м пальцем на II-м ладу
— 3-м пальцем на III-м ладу
— 4-м пальцем на IV-м ладу

Не забывайте, что пальцы должны быть закруглены, запястье полукруглое.
Струны прижимаются возле металлических ладов самыми кончиками пальцев таким образом, чтобы ногтевая фаланга была как можно более перпендикулярной плоскости грифа.

Посмотрите ещё раз все приведенные в этом уроке фотографии…

Указательный палец и мизинец могут немного отклоняться в стороны, но они должны стоять перпендикулярно.

Очень нежелательно ставить руку в положение, показанное как на рисунке внизу:

Из такого положения будет тяжело играть.

Самостоятельная проверка положения левой руки:
— Головка грифа находится не ниже плеча
— Большой палец находится за грифом приблизительно в середине грифа и напротив указательного пальца.
— Четыре пальца стоят кончиками пальцев на первой струне возле металлического порожка перпендикулярно плоскости грифа
— Кисть левой руки параллельна длине грифа
— Кисть равноудалена внутренней поверхностью ладони от грифа (приблизительно 3 см)
— Запястье прямое, без сильных изгибов и искривлений
— Локоть левой руки отведён немного влево
— Плечо левой руки расслаблено

Постановка пальцев и направление прижима струн

Упражнение на левую руку
1.
Прижмите слегка первым пальцем левой руки первую, самую тонкую, струну на третьем ладу.
Большим пальцем, который сзади грифа, немного увеличьте давление.
Постарайтесь сохранить правильное положение руки. Не страшно, чесли звук плохой: струна прижата не полностью.
Не жмите на струну все время, экономьте силы. Пальцы не должны прогибаться, и давят на струну не сбоку, а сверху, молоточками.
Играем ударом апояндо парой пальцев i-m на прижатой струне. Не спешим. Проверяем правую и левую руку.
Ставим на первую струну третий палец на пятом ладу.
Играем парой пальцев m-a.
Не заботимся о звуке, следим за руками. Особенно за правой.
Теперь следим за обеими руками и играем то на 1-й, то на 2 -й, то на 3-й струнах, прижимая их разными пальцами левой руки на разных ладах, кроме первого: он самый трудный.
Палец левой руки лучше ставить на струну не в середине лада, а ближе к ладу.

Не торопитесь на следующий урок, лучше несколько дней поработайте над тем, что есть. Не ускоряйте и не зажимайте руки. Дайте пальцам окрепнуть. Это очень важно.
Больше часа не занимайтесь, иначе переутомите пальцы. Поиграйте так 2-3 дня.