Кожа кисти рук под лупой

Рассмотрите кожу кисти руки с двух сторон, если есть лупа Воспользуйтесь и запишите полученные результаты наблюдений

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Презентация по биологии на тему «Значение кожи её строение и функции»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: Изучение строения нового органа, знакомство со значением и функциями кожи. Задача урока: Дать представление о значении и строении кожи и её свойствах.

В конце декабря 1646 года в замке герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Устройством праздника руководил Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век, который наступал после века опустошительных войн. Изображать золотой век должен был мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. В разгар веселья появилась фигура рыцаря из которой появился золотой мальчик и произнес слова приветствия герцогу Моро. Внезапно заболела жена герцога. Гости разошлись и о мальчике все забыли. На следующий день Леонардо да Винчи нашел мальчика в темном углу зала. Он трясся от холода и жалобно плакал. Леонардо три дня ухаживал за мальчиком, пытаясь спасти, но на четвертый день мальчик умер.

Оптическая томограмма кончика пальцев

Гиподерма(Подкожно-жировая клетчатка) слой плотной волокнистой соединительной ткани, в нем находятся: рецепторы; Железы(сальные, потовые, молочные); Корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды. Подкожная клетчатка создает под кожей своеобразную мягкую подкладку, обеспечивающую амортизацию и теплоизоляцию. Подкожная жировая клетчатка образована особым видом соединительной ткани – жировой тканью.

ПРОИЗВОДНЫЕ КОЖИ волосы ногти корень стержень

Игра «Криминалисты» Практическая работа Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы. Цель работы: изучить поверхности кисти руки и выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи. Фамилия имя учащихся: 1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа. 2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную) Запишите свои наблюдения 3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения Выводы

Закрепление: 1- уровень. Заполнить таблицу – найти соответствие. Факты Причины А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. 1. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. 2. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается. 3. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.

2 — уровень. Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ. 1.Кожа – это орган: а) слуха; б) осязания; в) обоняния. 2.Кожа дышит через: а) поры; б) волоски; в) жир. 3.Кожа состоит из трёх слоёв: а) наружная оболочка, жир, кожа; б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир; в) жир, пот, поры. 4.Чтобы на коже не было микробов, надо: а) мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю; б) смазывать кремом. 5.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно: а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка; б) мочалка, мыло, полотенце, крем; в) гуталин, обувная щётка, клей

3 — уровень. Телеграмма «Вставь пропущенные слова: Поддержание постоянства температуры тела называется … . В клетках кожи синтезируется витамины: … . Кровеносные сосуды отсутствуют в … . 4. Производные кожи это……… .

Домашнее задание: параграф — 41 повторить, написать мини-сочинение Эссе «Проблемная кожа» .

Презентация составлена к конспекту урока по теме «Значение кожи её строение и функции».

Изучение строения нового органа, знакомство со значением и функциями кожи.

Образовательные: Дать представление о значении и строении кожи её свойствах .

Развивающие : Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные: Формировать бережное отношению к своему здоровью. Формировать представление о профессиях людей, связанных с темой урока.

Тип урока : частично — поисковый, комбинированный.

Межпредметная связь: Всемирная история

Методы: частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.

Оборудование: лупа, мешочек с предметами — вата, ключ, салфетка, ластик, фломастер, сосуд с жидкостью, презентация.

Урок биологии по теме «Строение и функции кожи. Гигиена кожи»

Разделы: Биология

Цель: сформировать знания о строении и функциях кожи; продолжить работу по развитию у детей умения работать с книгой, вычленять главное, обобщать, логически мыслить; прививать любовь к своему предмету.

Оборудование: таблица “Кожа”, лупы.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Мы изучили тему “Обмен веществ и энергии”, сегодня на уроке мы переходим к новой теме. И наш урок мне хочется начать с небольшого рассказа о золотом мальчике. Четыре с половиной века тому назад, в последние дни декабря 1496 года в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику.

Устройством праздника руководил знаменитый художник Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира и всеобщего благополучия. Изображать золотой век должен был голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного лекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога. Съехались гости. В самый разгар праздничного веселья в огромном зале появился мальчик с крыльями и большой лавровой веткой в руке.

Золотая краска сплошь покрывала его голое тело. Внезапно заболела жена герцога. Гости разошлись. О мальчике забыли, и он остался один в огромном холодном зале.

Лишь на следующий день художник нашёл мальчика, он трясся от холода и плакал.

Леонардо отнес его к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти.

На четвертый день мальчик умер.

— Почему это произошло? Почему умер мальчик?

Мы дадим ответ на поставленный вопрос более точно, после того, как изучим тему “Строение и функции кожи. Гигиена кожи” записываем в тетради.

На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров—защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган с многими функциями. Кожа-это прежде всего своеобразный экран, на нём отражаются процессы, происходящие в организме. Врачи-дерматологи, т.е. кто лечит заболевания кожи, справедливо утверждают, что “никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже.” Волдыри, сыпи, язвы- это как бы “кожная проба”, показатель общего состояния организма. Малейшие воздействия веществ, к которым особенно чувствителен организм, сразу же могут проявиться в виде покраснения, пятен на коже.

Лабораторная работа.

— Вы наблюдали когда-нибудь за собственной кожей? Отмечали её характерные особенности?

— Давайте понаблюдаем за нашей кожей, используя обыкновенную лупу.

1. Рассмотрим под лупой внешнее строение кожи.

— Какие особенности вы увидели?

2. Рассмотрите кожу тыльной стороны, а затем и ладони руки.

3. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти, отпустите.

4. Рассмотрите бороздки пальцев своей руки, бороздки пальцев друг у друга при помощи лупы.

Итак, какими же свойствами наделена кожа?

— Кожа гладкая, упругая, эластичная, имеет розовый цвет, благодаря разветвлению в ней мелких кровеносных сосудов и капилляров. На сгибах ладони различные складки. На мягких подушечках пальцев имеются бороздки, различные у каждого человека свои.

Сообщение: У каждого человека на пальцах свои бороздки. По ним его можно узнать легче, чем по фотографии. Вор может отрастить усы, бороду, надеть очки, но форму бороздок на пальцах ему ничем не изменить. Пальцевые узоры появляются у человека ещё до рождения; на кончиках пальцев собственно кожа вдается в надкожицу многочисленными мелкими выступами- сосочками. Это и создаёт узоры на поверхностном слое надкожицы. Основное свойство пальцевых узоров состоит в том, что они не изменяют своей формы в течение всей жизни человека. Они могут быть искажены разве только глубокой травмой кожи.

Смотрите так же:  Лечебная гимнастика при переломе предплечья

Итак, мы рассмотрели внешний вид кожи, определили её свойства. Кожа- это орган человеческого тела, который имеет свое строение и функции. Нам это и предстоит выяснить.

Открываем учебник стр.133, рис.72 строение кожи, внимательно его рассматриваем и заполняем постепенно опорную схему.

Изучим первый слой эпидермис.

— Из каких слоёв состоит эпидермис? (1.поверхностный — роговой, 2.глубокий-собственно кожа.)

— Дайте характеристику каждого слоя.

(Роговой слой — плотно прилегающие друг к другу мертвые ороговевшие клетки. Развит лучше там, где кожа подвергается механическому воздействию-ладони, подошва. Роговые клетки слущиваются постоянно и заменяются новыми за счет клеток глубокого слоя. Роговой слой выполняет защитную функцию-он не пропускает из внешней среды жидкости, газы, непроницаем также для твердых частиц.

Глубокий (собственно кожа) –клетки живые, способные к делению. Они могут откладывать красящее вещество –пигмент, от количества и состава которого зависит цвет кожи. Под влиянием солнечных лучей интенсивность окраски кожи возрастает. Загорелая кожа защищает тело человека от проникновения внутрь чрезмерного количества УФЛ, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека.)

Функции волос-служат как теплоизолятор (волосы на голове),предохраняют от пыли глаза (ресницы, брови.)

Функции ногтей –защищают фаланги пальцев, служат опорой для мягких тканей.

Функции эпидермиса –защитная, защита организма от механических повреждений, УФЛ, от проникновения микробов и от высыхания.

Рассмотрим второй слой — собственно кожа, стр.132.

— Дайте характеристику этого слоя кожи.

Собственно кожа состоит из клеток и переплетающих между собой упругих волокон. Они придают коже эластичность, благодаря им кожа не мешает совершаемым организмом движениям.

— Что здесь находится?

(1. потовые железы

2. сальные железы

4. кровеносные сосуды)

— Дайте краткую характеристику потовым и сальным железам, отметьте их функции и запишите это в опорной схеме.

1. Потовые железы имеют вид трубочек, свернутых в клубочки. Выделяемый железами пот через проток выводится на поверхность кожи. У взрослого человека при комнатной температуре в сутки выделяется от 700 до 1300 мл. пота. Так кожа выполняет выделительную функцию. Пот содержит воду, мочевину, мочевую кислоту, аммиак, некоторые АК и другие вещества. В коже 2 млн. потовых желез. Их функция: служат для выделения веществ и поддержания постоянства температуры тела — выделительная.

2. Сальные железы выделяют секрет — кожное сало. Оно смазывает волосы, смягчает кожу, покрывает её поверхностным тонким слоем. Жир препятствует проникновению в тело воды и других жидкостей. Кислоты, входящие в состав пота, разлагают сало на поверхности кожи, что приводит к образованию жирных кислот, обладающих характерным запахом.

Функция: кожное сало смачивает волосы и кожу, придавая ей эластичность, предохраняя от высыхания и смачивания — защитная.

3.Рецепторы-окончания чувствующих нервов, воспринимающих раздражения. Окончания отдельных нервных волокон расположены на различной глубине, имеют разное строение и возбуждаются при действии только определенных раздражителей .Возникшее возбуждение передаётся по нервам в мозг, вызывая то или иное ощущение. Так, раздражение одних нервных окончаний вызывает ощущение боли, других- ощущения прикосновения, третьих- ощущение давления.

Особенно сложно строение нервных окончаний, чувствительных к холоду и теплу. Разнообразие нервных окончаний даёт нам возможность раздельно ощущать прикосновение к коже, боль, тепло, холод и тем самым вовремя предохранять себя от повреждений или от действия каких-нибудь вредных, раздражающих веществ, а также вовремя устранять вредное влияние слишком высокой или слишком низкой температуры. Больше всего в коже имеется рецепторов болевого чувства, в среднем на каждый квадратный сантиметр кожи число их доходит до 50. В разных частях кожи количество рецепторов неодинаково. На кончиках пальцев -100 на квадратный см, На коже голени- лишь 10. Утратив кожную чувствительность человек становится жертвой постоянных травм.

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: «Строение, функции и гигиена кожи»

III. Лабораторная работа.

Учащиеся рассматривают с помощью лупы кожу кисти руки. Ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят. Невольно возникает вопрос — почему?

При необходимости на этот вопрос отвечает учитель: «Сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку. Через поры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая ее эластичной.

На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек.

Далее учащиеся рассматривают с помощью микроскопа особенности внутреннего строения кожи. Изучаются слои кожи; приспособления к регуляции теплоотдачи; лотовые железы, кровеносные сосуды; рецепторы (болевые, осязательные, холодовые и тепловые), механизм воздействия на них адекватных факторов окружающей среды.

Опыт: наблюдение за температурной адаптацией рецепторов кожи.

Адаптацией называется способность органов чувств снижать свою возбудимость при длительном действии раздражителя. О наличии адаптации можно убедиться на примере ощущения холода и тепла. В результате адаптации к теплу резче ощущается холод, и наоборот

Для демонстрации температурной адаптации в три сосуда наливают воду с температурой +10°С, +25°С, +40°С. В первый сосуд помещают правую руку, а в третий — левую. Затем переносят обе руки в средний сосуд с температурой 25°С. В правой руке при действии средней температуры возникает ощущение тепла, левая же будет ощущать холод.

Объяснить результаты, сделать вывод.

IV. Возрастные особенности строения и функции кожи.

Одной из основных особенностей кожи детей н подростков является то, что поверхность кожи у них относительно больше, чем у взрослых (так, на 1 кг массы тела у ребенка 1 года приходится 528 см2, у школьников 10 лет — 428 см2, у подростка 15 лет — 378 см2 и у взрослого — 221 см2). Следовательно, организм ребенка имеет большую теплоотдачу. А регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается только к 9 годам.

Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 9 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Их развитие в основном завершается к 7 годам. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.

Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Их активность достигает высокого уровня перед рождением ребенка. Они создают «смазку», облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения ребенка секреция сальных желез затухает и её усиление вновь происходит в период полового созревания, Появляются юношеские утри. Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.

V. Закаливание организма.

Рассматривается закаливание как планомерное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции. Так, при охлаждении тела сужаются кровеносные сосуды, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет. При этом учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается артериальное давление, появляется озноб (непроизвольное сокращение мышц). Все это ведет к усилению теплопродукции. Температура тела при этом повышается. Затем кожа краснеет и возникает ощущение тепла во всем теле, так как теплопродукция превышает потерю тепла организмом.

Методическая разработка урока по биологии(8 класс) по теме: Значение кожи ее строение и функции.

Тема урока: Значение кожи ее строение и функции.

Изучение строения нового органа, знакомство со значением и функциями кожи.

Образовательные: Дать представление о значении и строении кожи её свойствах .

Развивающие : Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные: Формировать бережное отношению к своему здоровью. Формировать представление о профессиях людей, связанных с темой урока.

Тип урока : частично — поисковый, комбинированный.

Межпредметная связь: Всемирная история

Методы: частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.

Оборудование: лупа, мешочек с предметами — вата, ключ, салфетка, ластик, фломастер, сосуд с жидкостью, презентация.

  • Королева Марина Николаевна
  • 1232
  • 03.03.2015

Номер материала: 419769

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 03.03.2015
  • 411
  • 03.03.2015
  • 1413
  • 03.03.2015
  • 388
  • 03.03.2015
  • 402
  • 03.03.2015
  • 8627
  • 03.03.2015
  • 471
  • 02.03.2015
  • 1800

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Смотрите так же:  Разрыв связок фаланги пальца руки

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок по биологии на тему «Строение и функции кожи»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учительница химии и биологии МБОУ «Шоркасинская СОШ» Канашского района Петрова Юлия Ивановна

О каком органе идёт речь: -Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов. -Это самый тяжёлый орган человеческого тела. -Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха –бледнеет.

«Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте

Верите ли вы, что … 1. … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни». 2. … секрет потовых желёз не имеет запаха. 3. … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы. 4. … кожа – сложный орган со многими функциями. 5. … кожа тесно связана с нервной системой. 6. … в коже происходит образование витамина Д. 7. …2% кислорода в организм поступает через кожу. 8. …молочные железы – это изменённые потовые железы.

Строение и функции кожи. «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте

Кожа Дерма Эпидермис Ногти Потовые железы Пигмент Сальные железы Волосы Гиподерма

Галерея картин Леонардо да Винчи

Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи

Верите ли вы, что … 1. … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни». 2. … секрет потовых желёз не имеет запаха. 3. … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы. 4. … кожа – сложный орган со многими функциями. 5. … кожа тесно связана с нервной системой. 6. … в коже происходит образование витамина Д. 7. …2% кислорода в организм поступает через кожу. 8. …молочные железы – это изменённые потовые железы.

Физкультминутка А теперь, ребята встали Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело

Восстановите текст Площадь кожи взрослого человека составляет …м2. Масса кожи … кг. Толщина кожи, покрывающая бедра и спину, равняется около … мм. Самая тонкая кожа на веках глаз — … мм. Цвет кожи обусловлен пигментом меланином, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в коже образуется витамин Д. На поверхности кожи кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через поверхность кожи теряется более …% тепла. …% кислорода в наш организм поступает через кожу. В сутки выделяется до … мл пота, который на …% состоит из воды и на …% — из мочевины, молочной лимонной и мочевой кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 кожи приходится до … рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение. 99; 4; 100; 1; 0,4;1,5 — 2; 500; 2,7; 2;80.

Денотантный граф К ключевому слову «Кожа» подбираются только глаголы КОЖА

Врач-дерматолог врач-косметолог пластический хирург Визажист консультант по косметике парикмахер мастер по маникюру и педикюру массажист … Все профессии хороши- выбирай любую.

– Что было вам известно о коже? – Что было новым для вас? – О чём думали иначе? – Какие у вас остались вопросы? Ребята, какой материал был для вас наиболее интересным? Какие моменты урока помогли вам узнать новое? Рефлексия

Помните! Гигиена и здоровье, Спорт, закаливание, труд, Травы, овощи и фрукты Рука об руку идут. Маски, ванны и массажи Нам полезны, спора нет. Ну а лень, обжорство, пьянство Оставляют тоже след Кожа – зеркало здоровья! Все недаром говорят. Ты запомни это точно Это важно для ребят!

Домашнее задание: Рассказ наоборот. Кожа – это внутренний покров тела, площадь которого около двух килограммов и количеством в 2 слоя. Она вмещает в себя кровеносные и лимфатические сосуды, корни волос, солёные и потовые железы. Глубже расположен запас воды, питательных солей, которые постоянно делятся. За счёт этого кожа регенерирует. Под кожей находятся многочисленные рецепторы, которые чувствуют боль, вкус, холод, запах. За счёт кожи температура окружающей среды сохраняется в пределах 36,60С. В коже вырабатывается белый пигмент, который предотвращает развитие рахита, и витамин D, который предотвращает тепловой удар. Чтобы организм меньше болел, нужно его закаливать по 8-16 часов в сутки, обливаясь холодной водой. Загорать лучше с 11 часов дня до 16 часов. Потеря зимой кожной чувствительности может привести к ожогам. При оказании первой помощи надо накинуть на человека одеяло, повалять его по полу, напоить растительным маслом, наложить теплоизолирующую повязку. Самым полезным является употребление спиртных напитков. Они позволяют сохранить кожу здоровой и в мороз, и в жару.

Спасибо за работу! Успехов!

Использованы материалы сайтов: Мадона Лита http://www.antikwariat.ru/artpictures/thumbnails.php?album=280&page=3&sort=dd Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи http://pda.privet.ru/blog/9415705

Итак, следующий этап нашего урока – работа в группах. Класс разделяется на 3 группы по названию слоев кожи. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 163 — 167 (учебник «Биология. Человек. 8 класс» Авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш)и используя информационные листы оформите у себя в тетради таблицу «Строение и значение кожи». Перескажите друг другу в группе строение и функции кожи вашего слоя, один из вас будет выступать у доски.

Ученики работают с текстом.

Приложение 1. Информационный лист по теме «Строение и функции кожи».

1.Кожа — внешний покров тела человека, состоит из 2 слоёв: эпидермиса и дермы. Площадь кожи среднего человека = 1,5-2 м2, масса кожи среднего человека = 2,7кг.

А) защитная – защита от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, микробов, высыхания,

Б) рецепторная — воспринимает холод, тепло, прикосновения,

В) выделительная – водный, солевой, углеводный, жировой и витаминный обмен (образование витамина Д)

Г) терморегуляторная – защита от переохлаждения и перегрева,

Д) дыхательная – 2% от общего газообмена.

3.Кожа, её строение и функции.

Слои, образующие кожу

1.Эпидермис– наружный, эпителиальный слой кожи

А) поверхностный (роговой) слой, состоит из плотно прилегающих друг к другу погибших клеток. Клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми.

Защитная от внешних воздействий, от проникновения инфекции

Б) более глубокий слой образован живыми клетками. В них находиться пигмент, от его количества зависит цвет кожи

Защитная от ультрафиолетовых лучей

образован соединительной тканью

А)много эластических волокон

Придаёт коже упругость, она легко растягивается при движении

Б) Рецепторы – нервные окончания

Воспринимают холод, тепло, прикосновения, боль

В) Кровеносные сосуды

Питают клетки кожи, участвуют в терморегуляции

Г) Потовые железы – имеют вид трубочек, свёрнутых на концах в клубочки. Пот содержит воду, мочевину, минеральные соли. Сам по себе секрет потовых желёз не пахнет, запах появляется в результате деятельности бактерий, которые живут на поверхности кожи.

Молочные железы являются видоизменёнными потовыми железами, вырабатывают молоко (только у женщин)

Выделительная функция, терморегуляция

Д) Сальные железы – имеют микроскопические размеры. Каждый см кожи насчитывает несколько десятков, а на коже носа, лба и верхней губе – более сотни сальных желёз. Их нет на коже ладоней и подошв

Предохраняют кожу от высыхания, образования трещин, разрывов и подавляют развитие вредных микробов

Е) Волосяные луковицы. Волосы на теле развиты слабо, обильнее на голове

Образование волос. Защита от воздействия лучей солнца

Подкожная жировая клетчатка

Из жировых соединительных тканей

-Предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения.

-Откладывается запасные питательные вещества — жир

4. Производные эпидермиса: волосы и ногти.

Предполагаемые выступления 1 гр. Капитан объясняет о строении и функции эпидермиса.

1 –ый слой кожи называется эпидермис. Толщина эпидермиса колеблется от 0,01-4 мм и зависит от области тела. Самый толстый эпидермис на ладонях и подошвах, а самый тонкий – на слуховом проходе и на веках .

Учитель: — Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы увидели?

— Как вы думаете, для чего они? (Через поры кожа дышит, впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке).

Возьмите лупу и рассмотрите поверхность с тыльной стороны кисти, что вы видите?(Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки. Как вы думаете, зачем они нужны? Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами. Вывод: Мы узнали, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней. Основная функция эпидермиса – защитная. Опыт 3.

.- Рассмотрите кожу на кисти рук. Потрогайте её. Какая она? (Гладкая, мягкая, эластичная, тонкая, прочная).

Смотрите так же:  Аутоиммунные болезни на кистях рук

В наружном слое кожи находится меланин. Его избыток в коже ведёт к появлению пигментных образований – родинок. У некоторых они были с рождения, а у некоторых появились в процессе жизни.

Выступления 2-ой группы.

Толщина собственно кожи(дермы)- 1-2,5 мм и образована соединительной тканью.В её состав входит: потовые, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы, кровеносные сосуды.

Сальные железы больше всего на голове, лбу, подбородке. За сутки человек выделяет 20 гр. Сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.

Потовые железы больше всего находятся на ладони, лбу, в подмышечных впадинах.

Учитель: ) Опыт 1.

— Закройте глаза. Руки положите на парту перед собой. А теперь левой рукой погладьте правую руку. Что вы почувствовали? (тепло)

— Теперь возьмите слегка ущипните себя за руку. Что вы почувствовали?

— Какой можно сделать вывод:

(Кожа очень важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло,холод, жару, мороз, боль, иногда заменяет глаза).

Возьмите лупу, рассмотрите свою ладонь. Что вы видите?(блестящие капельки). Знаете ли вы, что у человека до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а в жаркую – до 10-15 л, иногда до 4 л.в час.

— Для чего наш организм выделяет пот- жидкость, состоящая из воды, минеральных солей и мочевины? (Для охлаждения)

— Каким образом вода может попасть к потовым железам?(Из крови) А как восполнить потери воды? (Нужно пить)Значит потовые железы – участвуют в выделении и терморегуляции.- Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?(Протоки потовых желез много на ладонных поверхностях)

-Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. У человека на 1 кв. см -до 100 чувствительных окончаний. На поверхности кожи до 8 млн., из них1 млн. болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания. Давайте проверим работу ваших рецепторов.

— Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете?(Прикосновение) Возьмите ручку и дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете?(Боль)

— Кто смелый пойти на эксперимент?

Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают. При этом ученик описывает предмет, его форму, оббьем, из какого материала сделан. Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, т.к. там находятся рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остается на всю жизнь. Приходим к выводу, что рецепторы выполняют чувствительную функцию.

Выступления 3 группы: 3 слой называется гиподерма или подкожная жировая клетчатка. Этот слой состоит из жировой соединительной ткани. Предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения.

-Откладывается запасные питательные вещества – жир.

А теперь давайте представим, сколько различных веществ находится на поверхности нашей кожи: постоянно отшелушивающиеся клетки рогового слоя эпидермиса, секреты потовых и сальных желез, пыль, бактерии. Все это надо периодически удалять с поверхности кожи, чтобы она могла нормально выполнять все свои функции. Умываться следует водой комнатной температуры, т.к. очень теплая вода приводит к потере кожей упругости, а очень холодная способствует закупорке пор и образованию угрей .

– Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.

Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.

– Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными. (Слайд 14)

После того как ученики пересказали друг- друга и выступили у доски проводится физкультминутка:

А теперь, ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Ответ детей сопровождается презентацией и показом видеороликов.

Учитель: перед вами лежит текст (приложение № 2). Работая в парах, восстановите его, вставив пропущенные цифры:

Площадь кожи взрослого человека составляет …м2. Масса кожи … кг. Толщина кожи, покрывающая бедра и спину, равняется около … мм. Самая тонкая кожа на веках глаз — … мм. Цвет кожи обусловлен пигментом меланином, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в коже образуется витамин Д. На поверхности кожи кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через поверхность кожи теряется более …% тепла. …% кислорода в наш организм поступает через кожу. В сутки выделяется до … мл пота, который на …% состоит из воды и на …% — из мочевины, молочной лимонной и мочевой кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 кожи приходится до … рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

99; 4; 100; 1; 0,4;1,5 — 2; 500; 2,7; 2;80.

Учитель: а теперь переверните лист и сверьте с образцом, который там записан (приложение № 3)

Площадь кожи взрослого человека составляет 2 м2. Масса кожи 2,7 кг. Толщина кожи, покрывающая бедра и спину, равняется около 4 мм. Самая тонкая кожа на веках глаз – 0,4 мм. Цвет кожи обусловлен пигментом меланином, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в коже образуется витамин Д. На поверхности кожи кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через поверхность кожи теряется более 80 % тепла. 2 % кислорода в наш организм поступает через кожу. В сутки выделяется до 500 мл пота, который на 99 % состоит из воды и на 1 % — из мочевины, молочной лимонной и мочевой кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 кожи приходится до 100 рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

Учитель: Теперь вспомним все функции кожи и поиграем в игру «Денотантный граф» -(размещаю информацию в пространстве). К ключевому слову «Кожа» подбираются только глаголы.(работа в парах или индивидуально).

– Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.

Защита у доски по каждой группе.(Предполагаемый ответ)

Выделяет защищает воспринимает предохраняет украшает

согревает дышит образует состоит

Дышит, защищает, чувствует.

Надёжная защита всего организма!

Учитель:Беседа по вопросам:

– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд 14)

Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.

– Скажите, специалист имеет право на ошибку?

– Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?

– Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. (Слайд 3) Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.

Рефлексия. Беседа по вопросам:

– Что было вам известно о коже?

– Что было новым для вас?

– О чём думали иначе?

– Какие у вас остались вопросы?

(учитель биологии). Мы с вами очень интересно провели время. Сегодня на уроке мы говорили о том как ухаживать за кожей, волосами, ногтями чтобы они всегда оставались здоровыми. Что – то вам уже было известно, а что – то для вас стало новым знанием, надеюсь, теперь вы будете более тщательно заботиться о своём здоровье (слайд презентации урока)

Гигиена и здоровье,

Спорт, закаливание, труд,

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Маски, ванны и массажи

Нам полезны, спора нет.

Ну а лень, обжорство, пьянство

Оставляют тоже след

Кожа – зеркало здоровья!

Все недаром говорят.

Ты запомни это точно

Это важно для ребят!

– Спасибо, сегодня вы хорошо работали. Домашнее задание (слайд 15

Домашнее задание. Найти не менее 20 ошибок, составить правильный ответ

Кожа – это внутренний покров тела, площадь которого около двух килограммов и количеством в 2 слоя. Она вмещает в себя кровеносные и лимфатические сосуды, корни волос, солёные и потовые железы. Глубже расположен запас воды, питательных солей, которые постоянно делятся. За счёт этого кожа регенерирует.

Под кожей находятся многочисленные рецепторы, которые чувствуют боль, вкус, холод, запах.

За счёт кожи температура окружающей среды сохраняется в пределах 36,60С. В коже вырабатывается белый пигмент, который предотвращает развитие рахита, и витамин D , который предотвращает тепловой удар.

Чтобы организм меньше болел, нужно его закаливать по 8-16 часов в сутки, обливаясь холодной водой. Загорать лучше с 11 часов дня до 16 часов.

Потеря зимой кожной чувствительности может привести к ожогам. При оказании первой помощи надо накинуть на человека одеяло, повалять его по полу, напоить растительным маслом, наложить теплоизолирующую повязку.

Самым полезным является употребление спиртных напитков. Они позволяют сохранить кожу здоровой и в мороз, и в жару.