Лфк при плоскостопии и для его профилактики

Упражнения при плоскостопии у детей

Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни вашего ребенка. Это обычно проявляется в нарушениях нормального функционирования как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы: появлении болей в ногах и тазовой области после долгой ходьбы, быстрой утомляемости и пр. Как автомобиль с изношенными рессорами трясет на каждом ухабе, так и для человека с плоскостопием каждая лишняя нагрузка — порядочная встряска всего организма. Поэтому так важно обнаружить плоскостопие именно в период роста и развития опорно-двигательного аппарата вашего ребенка. Только в этом случае лечебно-профилактические мероприятия и упражнения при плоскостопии окажутся эффективными. Кстати, форма стопы имеет прямую связь с осанкой ребенка. Почти у всех детей с плоской стопой бывает и неправильная осанка. Казалось бы, между этими явлениями нет никакой связи. А между тем, у 60-70% исследуемых детей именно плоскостопие — причина сколиозов и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормальной формы стопы может пагубно отразиться на гармоничном физическом развитии вашего ребенка. Выносливость плоской стопы ограничена, амплитуда движений в суставах минимальна, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль.

Чтобы узнать, есть ли у вашего ребенка плоскостопие, попросите его походить босиком по полу в разных направлениях, чтобы его ноги во всех положениях были вам хорошо видны. Особое внимание следует обратить на внутренние края стопы и степень ее уплотненности. Есть и другой способ: кусочком ваты покрасьте ребенку ступни ног, а затем поставьте его на чистый лист бумаги. Полученный отпечаток остается сравнить с изображением нормальной стопы. С помощью таких отпечатков вы сможете проследить и за эффективностью лечебных процедур или упражнений против плоскостопия. При этом не стоит забывать, что ставить ребенку до 4 лет диагноз «плоскостопие» преждевременно. У малышей на ножках есть особая жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы, то можно увидеть как бы уплощение, которое на самом деле не является таковым.

Плоскостопие — это приобретенное или врожденное уплощение поперечного и реже продольного сводов стопы. Известно три его разновидности: паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие. Паралитическое наблюдается при полиомиелите, травматическое — после перелома лодыжек или костей стопы. Наиболее распространенный вид плоскостопия — статическое: оно возникает в результате перегрузки стопы, осложненной непрочностью соединительной ткани. Оно возникает у детей, потому что их мышцы еще слабы и часто не выдерживают нагрузки. Главная сила, которая поддерживает свод стопы на нормальной высоте, — мышцы-супинаторы. Если эти мышцы плохо работают, свод стопы опускается, кости стопы и голени смещаются. В результате стопа удлиняется и расширяется в средней части, а пятка отклоняется наружу. Врожденное плоскостопие наблюдается редко. Гораздо чаще оно приобретается с возрастом, возникает, если ребенок после года жизни еще ходит в пинетках. С целью по возможности предотвратить его развитие, врачи советуют подклеивать к пинеткам каблучки толщиной в один слой кожи. Такая обувь укрепляет мышцы стопы, формирует правильную осанку.

Если плоскостопие не выявлено еще в раннем детстве, вылечить этот недуг практически невозможно. Его можно только до определенной степени укротить, заставить не оказывать слишком большого влияния на повседневную жизнь. При врожденном плоскостопии используется массаж, а в особо сложных случаях — фиксация гипсовыми повязками. При приобретенном главное внимание следует уделять ортопедической обуви и специальным гимнастическим упражнениям против плоскостопия. Делать их ребенок может под присмотром родителей. Разучить же необходимый комплекс физических упражнений против плоскостопия поможет педиатр.

Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:

  1. Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.
  2. Верчение стоп.
  3. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.
  4. Ходьба только на пальцах.
  5. Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.
  6. Полуприседания на пальцах.
  7. Приседание на гимнастической палке.
  8. А это упражнение будет напоминать ребенку зиму. 1-3 минуты пускай он ходит на пальцах, как на лыжах.
  9. Для гимнастики потребуются и два мяча. Маленький очень полезно 1-3 минуты качать пальцами ног. На большой (так называемый медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать. А потом пусть попробует сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.
  10. Подскоки на пальцах.
  11. Купите гимнастический обруч. Пусть ребенок научится катать его пальцами ног.
  12. Поднимание разных предметов пальцами ног.
  13. В исходном положении сидя с выпрямленными ногами: колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
  14. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
  15. В исходном положении — сидя на стуле: сгибать пальцы стоп.
  16. Приведение стоп внутрь.
  17. Кружение стопами внутрь.
  18. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).
  19. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
  20. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.
  21. Пальцами ног подтягивать тонкий коврик.
  22. В исходном положении: стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
  23. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
  24. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
  25. Ходьба по бревну боком.

Есть и упражнения при плоскостопии, не требующие специального детского спортивного оборудования, но лечебный эффект их огромен. Используйте для этого погожий летний день. Прежде всего, пусть ребенок ходит как можно больше босиком. Во-вторых, не бойтесь, если после теплого дождика ребенок немного помесит грязь и побегает по лужам.

И еще одно замечание. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии. Начинать тренировку можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению.

Игровой метод лечебной гимнастики для профилактики плоскостопия

Плоскостопие — это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Плоскостопие — заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Существуют следующие причины плоскостопия:

Основная причина — слабость связок и мышц; «отвечающих» за поддержание свода стопы.

Неправильно подобранная обувь: тесная или слишком свободная, с узким носком, высоким каблуком. Плохо, когда обувь с толстой негнущейся подошвой — она лишает стопу ее естественной гибкости. Также нежелательно «увлечение» стоптанными тапочками и валенками.

Для профилактики плоскостопия можно предложить следующее:

Выполнение физических упражнений, укрепляющих мышцы ног.

  • Закаливание: общее и местное (ножная ванна).
  • Босохождение. Особенно полезно по рыхлой почве, песку, камешкам, гальке, по воде возле берега (по асфальту босиком лучше не ходить).

Не желательно находиться в помещении в утепленной обуви, особенно в кроссовках. Желательно, чтобы и дома, и в детском саду дети носили туфли и ботинки на жесткой подошве и с небольшим каблучком.

Приучите ребенка не стоять долго в одном положении. Например, ожидая автобуса, лучше переминаться с ноги на ногу, время от времени перенося нагрузку на наружный край стопы.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь — мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.

Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, вводите в упражнения элементы игры. Для детей дошкольного возраста наиболее эффективными являются игровые методы обучения. Игровой метод придает учебному процессу привлекательную игровую форму. Занятие без игры в дошкольном возрасте не удовлетворяет детей. И хотя основным видом деятельности уже является не игра, а обучение движениям, тем не менее игры занимают большое место в жизни дошкольника.

Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное — упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.

Цель: Формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи:

  • Исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т.д.);
  • Укрепление мышц, формирующих свод стопы;
  • Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне.

Оборудование и инвентарь:

  • ребристая дорожка;
  • массажная дорожка;
  • массажные ролики;
  • батуты;
  • лестница;
  • доска с наклоном;
  • массажные мячи;
  • кочки;
  • гимнастические палки — 3 синих, 3 красных;
  • обручи — 3 синих, 3 красных;
  • платочки — 3 синих, 3 красных;
  • валики — 3 синих, 3 красных;
  • раздаточный материал для игры (ягодки).

С о д е р ж а н и е

I. Построение в шеренгу. 30 сек.

Мы пойдем сегодня в гости «В царство обезьян». Обезьянки похожи на детей, но они всё могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.

1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба. 15 сек.

2. Здесь высокая трава не зевай, руки вверх ты поднимай, на носочках шагай. Ходьба на носках, руки вверх. 15 сек.

3. Болото, идти опасно. Идем на пяточках, строго по кочкам. Ходьба по следовой дорожке. 15 сек.

4. А здесь ручей течет, но нам совсем не страшен он. Мы по бревнышкам пойдем и речей перейдем. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке. 15 сек.

5. Утята, важные ребята, гуляют возле ручья. Ходьба в полуприседе по массажной дорожке, руки на плечевых суставах. 15 сек.

6. Чтоб пройти этот перевал, нужно в гору нам подняться. По наклонной доске иди, равновесие держи. Руки в стороны, спуск по ребристой дорожке. 15 сек.

7. Вот мы и пришли «В царство обезьян». Давайте подойдем к домикам обезьян. Обычная ходьба, построение вдоль обручей. 15 сек.

II. Общеразвивающие упражнения.

А где же сами обезьянки? Давайте посмотрим, где они? 6 — 8 раз

Подъем на носки, руки на поясе — вдох. И.п.- выдох.

«Окно» — давайте посмотрим в окно. 6 — 8 раз

И.П. — стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

«Откроем двери». Обезьянок не видно зайдем к ним в гости. по 3 — 4 раза

И.п. — с левой стороны обруча, правой ногой пальцами захватить платочек и перенести на другую сторону обруча.

«Вытираем ноги». 2х30 сек.

И.п. — Попеременно стопой ноги катаем массажный мячик.

«Приветствие». 8 — 10 раз

И.п. — сидя на полу, упор рук сзади. Работа ступней на себя от себя.

«Гусеница». 30 сек.

И.п. — сидя на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

«Поссорились, помирились». 8 — 10 раз

«Поглаживание». 3 — 4 раза

И.п. — сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену.

Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

«Кораблик». 8 — 10 раз

И.п. — сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая, подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

«Барабанщик». 30 сек.

И.п. — тоже. Стучим носками ног, не касаясь его пятками.

И.п. — сидя на полу, катать вперед-назад, валик. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

«Разбойник». 8 — 10 раз

И.п. — сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

И.п. — массажный мячик берем стопами ног и катаем.

Самомассаж стопы. 2 мин.

б) держа левой рукой пятку, правой рукой поднять и опустить все пальцы вверх и вниз;

в) растирать подошву и тыльную сторону стопы от пальцев до голеностопного сустава;

г) пальцами обеих рук разминать и растирать основания пальцев ног с подошвенной стороны, затем растирать и разминать пятки;

д) массировать поглаживающим приемом двумя руками стопу со всех сторон от носка к голеностопному суставу;

е) обхватить кистями рук правую ногу в области лодыжек и делать глубокое массирующее поглаживание от голеностопного до коленного сустава, затем выполнить в том же направлении разминание и снова поглаживание;

ж) так же массировать бедро — от коленного сустава до паховой области, повторяя каждый прием;

з) в завершение массируется двумя руками со всех сторон нога целиком — от голеностопного сустава до паховой области приемом поглаживания.

Давайте обойдем вокруг домика обезьянки, может, мы повстречаемся. Ходьба по обручу вправо, влево. 30 сек.

III. Основные виды движения.

Прыжки на батутах. 3 мин.

Ходьба на четвереньках по лежачей лестнице. 3 мин.

Игра «Кто быстрее соберет ягоды»? 2 — 3 мин.

Массаж стоп по массажеру «ролик». 30 сек.

Упражнения для занятия физкультурой при плоскостопии

Плоскостопие – это нарушение (деформация) стопы человека (детей или взрослых) под влиянием различных факторов. Для того чтобы стопа приобрела правильную форму, необходимо выполнять упражнения от плоскостопия. При регулярных занятиях лечебной физкультурой ваша походка станет правильной и красивой, появится лёгкость в ногах, улучшится осанка, а так же общее самочувствие.

К развитию плоскостопия могут привести следующие причины:

  • недостаточная нагрузка для ног человека (редкие прогулки пешком, отсутствие физических нагрузок, сидячая работа),
  • слишком большая нагрузка на стопы (избыточное увлечение беговым спортом, работа в стоячем положении),
  • неудобная обувь (постоянная носка каблуков или тесной обуви приводит к поперечному плоскостопию),
  • большая масса тела, которая создаёт избыточную нагрузку для ног,
  • заболевания или травмы стоп.

На стопе человека есть два углубления (свода): продольный (вдоль стопы) и поперечный (проходит у основания пальцев поперёк стопы). В зависимости от того, какой из сводов стопы подвергается деформации, различают продольное и поперечное плоскостопие. В статье рассмотрим упражнения для избавления от поперечного плоскостопия, так как оно на практике встречается чаще всего.

Плоскостопие часто встречается у детей (в некоторых случаях оно бывает врождённым: передаётся ребёнку от родителей). Гимнастика при плоскостопии может проводиться дома или в кабинете ЛФК. Занятия ЛФКв поликлинике более предпочтительны как для детей, так и для взрослых, так как они проводятся под контролем медицинского персонала. Квалифицированный врач или медсестра составят для вас комплекс упражнений с учётом формы и степени заболевания, подскажут, как их правильно выполнять, предоставят необходимые инструменты для занятий. Для того чтобы записаться в поликлинику и выполнять упражнения для избавления от плоскостопия под присмотром инструктора, нужно обратиться к врачу-ортопеду, который поставит диагноз, определит вид плоскостопия (поперечное или продольное), а затем даст направление на занятия ЛФК.

Программа эффективных упражнений для дома

Лечебная физкультура при плоскостопии эффективна как для взрослых, так и для детей. Однако в детском возрасте мышцы и кости стоп более восприимчивы к упражнениям ЛФК, поэтому исправляются проще и быстрее. Для лечения необходимо составить комплекс упражнений и заниматься несколько дней в неделю.

Комплекс ЛФКможет включать в себя следующие упражнения против плоскостопия:

  • сгибание-разгибание стоп (выполняется сидя),
  • сгибание-разгибание пальцев ног (выполняется сидя),
  • вращение стоп по кругу,
  • подъём на носки (можно выполнять сидя или стоя),
  • ходьба на носках, ходьба на пятках (выполняйте по 1 минуте),
  • ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы (по одной минуте),
  • разведение пяток (выполняется сидя или лёжа): не отрывая носков друг от друга, разводите пятки по сторонам, затем сводите обратно,
  • перекаты стопы: пятками упритесь в пол (носки вверху, не касаются пола) и плавно двигайте стопой, перекатывая ногу на носок (в последнем положении пятка вверху), затем повторите движение в обратном порядке.

Описанные упражнения при плоскостопии можно выполнять двумя ногами вместе или поочерёдно правой и левой. Каждое из них повторяйте по 15–20 раз.

Программа упражнений с использованием специального оборудования

Предыдущий комплекс упражнений можно выполнять дома, так как он не требует использования дополнительного гимнастического оборудования. Существуют также упражнения для избавления от плоскостопия, при выполнении которых вам потребуются специальные приспособления: гимнастическая стенка, палочки, мячи, массажные коврики и доски.Такая гимнастика при плоскостопии включает в себя следующий комплекс упражнений:

  1. Захват мяча стопами. Садитесь на стул, положите мяч перед собой на пол. Возьмите его стопами ног и поднимайте наверх, затем опускайте обратно. Такое же упражнение можно делать и с использованием более мелких предметов (например, палочек).
  2. Работа пальцами ног. Садитесь на стул, перед собой на полу разместите несколько небольших предметов: палочек, карандашей, небольших лёгких камешков. Затем захватывайте эти предметы пальцами ног и держите по несколько секунд в таком положении, затем отпускайте обратно.
  3. Возьмите небольшую гладкую палку диаметром примерно 3–5 сантиметров, положите её перед собой, сами присаживайтесь на стул. Поставьте стопы на палку и катайте её вперёд-назад.
  4. Взбирайтесь по гимнастической стенке вверх и спускайтесь вниз, вставая на перекладины серединой стопы.
  5. Походите по ребристой доске, массажному коврику (примерно по одной минуте).
  6. Походите по гимнастической палке, ставя ноги поперёк.

Такая гимнастика эффективна для избавления от поперечного и продольного плоскостопия.Зарядка может выполняться в кабинете ЛФК или дома, при наличии описанного оборудования. Необходимые приспособления можно изготовить самим (гимнастическая палка) или приобрести в магазине.

Рекомендации по проведению занятий

Чтобы восстановить правильную форму стопы, важно, чтобы гимнастика от поперечного и продольного плоскостопия проводилась регулярно (2–3 раза каждую неделю). На каждом занятии выбирайте по 5–6 упражнений (желательно всегда разных: тогда зарядка будет более эффективной).

Поправить форму стопы может не только гимнастика от разных видов плоскостопия, но имассажи с физиотерапией. Кроме того, очень эффективное средство для профилактики и исправления деформаций – ходьба в ортопедической обуви или с ортопедическими стельками. Особенно тщательно нужно подходить к подбору обуви для детей. Обязательно смотрите, чтобы внутренняя стелька не была плоской. На внутренней части стопы должно быть выпуклое место, повторяющее правильную форму ног человека.

Очень важно, чтобы гимнастика от разных видов плоскостопия проводилась удетей в профилактических целях, так как в детском возрасте стопа наиболее подвержена деформации. Дети могут заниматься ЛФК в детских садах или дома, с участием родителей.

Выполняйте эти упражнения – и очень скоро заметите, что гимнастика для избавления от плоскостопия даёт положительный результат. Правильная форма стопы обеспечит комфорт при ходьбе, ощущение лёгкости в ногах и улучшение самочувствия.

Доклад на тему «ЛФК при плоскостопии»

Тема: Лечебная физкультура при плоскостопии

Физические упражнения как главное средство предупреждения плоскостопия у детей.

Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод профилактики, и реабилитации больных средствами физкультуры и спорта.

Физические упражнения подбираются в соответствии с состоянием больного, особенностями заболевания. Сейчас мы рассматриваем физические упражнения на предупреждение плоскостопия.

Основным средством профилактики плоскостопия является ЛФК, которое понимается в широком смысле этого слова. Лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях.

Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта.

Цель ЛФК: 1. Поддержание оптимального двигательного режима; 2.укрепление мышечного корсета в целом; 3.развитие и укрепление мышц голени, стопы и пальцев; 4.формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.

Проводят специальные занятия по предупреждению плоскостопия. Продолжительность занятий – 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

1. «Окно» — ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.

2. «Каток» — ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой. 3. «Разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

4. «Сборщик» — И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

5. «Художник» — И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» — И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

7. «Серп» — И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

8. «Мельница» — И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.

9. «Барабанщик» — И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.

10. «Веселые прыжки» — И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.

11. «Носильщик» — поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

12. И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.

13. И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.

14. И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

С физическими упражнениями сочетают все виды классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Профилактике и лечению начальных форм плоскостопия способствует ходьба босиком по неровной почве, рыхлому песку, гальке.

Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.

Задачи лечебной физкультуры при плоскостопии у детей.

Общие задачи: 1. Общее укрепление организма ослабленного ребёнка; 2. Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне; 3. Профилактика нарушения осанки.

Специальные задачи: 1. Исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т.д.) 2. Укрепление мышц, формирующих свод стопы; 3. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

Средства, используемые для поставленных задач:

Лечебная физическая культура во всём своём многообразии.

Физические упражнения при плоскостопии, как общеразвивающие, так и специальные, проводятся в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) – лёжа, сидя, особенно в начале курса ЛФК. По мере укрепления мышечно – связочного аппарата голени и стопы в основной части курса вводятся упражнения, в исходном положении стоя, в ходьбе.

Все специальные упражнения выполняются в сочетания с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, и общеразвивающими упражнениями — в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.

Подготовительная часть занятия 4 – 5 минут. 1. Ходьба по массажному коврику 30 – 45 сек. На маленьком коврике переступать с ноги на ногу. Темп медленный. 2. И.п. – лёжа на спине; 1 – руки через стороны вверх, посмотреть на кисти рук – вдох. 2 – руки через стороны вниз – выдох. При движении кисти рук касаются пола. На выдохе подбородок тянется к груди.3 – 4 раза, темп медленный. 3. И.п. – то же, руки в стороны ; 1 – поворот вправо, ладони вместе; 2 – и. п. 3 – 4 – то же влево. Пятки на полу. Стопы расслаблены. 2 – 3 раза в каждую сторону, темп медленный. 4. И. п. – то же, руки заголову; 1 – 4 – попеременное (одновременное сгибание ног в суставах). Сгруппироваться без помощи рук 2 – 3 раза, темп средний.

5. И. п. – то же; 1 – отвести правую ногу в сторону; 2 – И. п; 3 – 4 – то же левой. При движении носок на себя. 4 раза каждой ногой, темп средний.

Основная часть занятия 20 мин. 6. И. п. – то же, руки вдоль туловища; 1 – поднять правую ногу; 2 – присоединить к ней левую: 3 – согнуть стопы в голеностопном суставе; 4 – и. п. Дыхание произвольное, ноги в коленях не сгибать. 3 – 4раза, темп средний. 7. И. п. – сидя на полу с опорой на предплечье – «Ловись, рыбка»; 1 –согнуть стопу, поднять ногу; 2 – и. п., стопа расслаблена; 3 – 4 – то же другой ногой. Ногу поднимать медленно, чтобы рыбка не сорвалась с крючка. 3 – 4 раза каждой ногой, темп медленный. 8. И. п. – то же; 1 – 4 согнуть пальцы и удержать их; 5 – 6 – развести пальцы в стороны. Методист проверяет работу всех пальцев, особенно мизинца. Последний раз – кто сильней (удерживать 10 – 12 счётов). Стопа находится в согнутом положении. 4 – 6 раз, темп медленный. 9. И. п. – лёжа на спине, руки и ноги в стороны; 1 – 2 – поза «плод», кисти рук на стопах. В группировке кисти подтягивают передний отдел стопы. 2 – 3 раза, темп средний. 10. И. п. – сидя, руки в упоре сзади; 1 – правая стопа согнута, левая старается разогнуть её, надавливая на передний отдел; 2 – то же правой ногой. Следить за прямой спиной ребёнка. Усилие выбирает ребёнок. 3 – 4 раза каждой ногой, темп медленный.

11. И. п. – то же; «встряхнуть» ноги – сгибание и разгибание коленей. Пятки касаются пола. Дыхание произвольное. 4 – 6 раза, темп средний. 12. И. п. – сидя, руки в стороны; ходьба на ягодицах взад вперёд, назад. Смотреть вперёд, положение рук может быть разным. По 10 «шагов» в каждом направлении. 13. И.п. – то же; «гусеница» большая и «гусеница» маленькая. Большая «гусеница» — передний отдел стопы поднимается над полом, маленькая – пальцы соприкасаются с полом.2 – 3 раза, темп средний. 14. И.п. – то же; 1 – поднять платочек пальцами. 2 – отпустить. Выполнять попеременно или одновременно.4 – 6 раз каждой ногой, темп средний. 15. И.п. – то же; собрать шарф стопами, в среднем отделе собрать небольшой валик. Расправить шарф в обратном направлении. Пятка остаётся на месте, движение выполняют передний отдел стопы и пальцы.1 – 2 раза, темп средний.

16. И.п. – то же; «Каракатица» — поднять платочки пальцами каждой ноги и идти вперёд, затем назад .Если ребёнок уронит платок следует его поднять и продолжать движение в заданном направлении.10 – 12 шагов в каждом направлении. 17. И.п. – лёжа; «Я на солнышке лежу». Расслабиться.15 – 20 сек. 18. И.п. – сидя на стуле, стопы на гимнастической палке; Спина прямая, смотреть перед собой.12 – 16 раз, темп средний. 19. И.п. – то же стопы вместе; 1 – поднять пятки; 2 – развести в стороны и поставить на пол; 3 – 4 вернуться в и.п. Надплечья расслаблены. Положение рук различное.4 – 6 раз, темп средний. 20. И.п. – то же; 1 – одновременно согнуть стопы и пальцы; 2 – и.п., расслабить стопу. Движение выполняется плавно.6 – 8 раз, темп средний. 21. Игра на месте. Дети сидят по кругу, у одного ребёнка шарф в пальцах. Передавать шарф по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Учитывается лучшее время всей команды в каждом направлении. Отличаются дети, не уронившие шарф.2 – 4 раза.

Заключительная часть занятия 4 – 5 минут.

22. Ходьба с правильной установкой стоп. Движения непринуждённые, спинка прямая,30 сек. – 1 мин. 23 . Ходьба на носках, пятках 30 сек. – 1 мин. 24. Стоя взявшись за руки, перекаты с пятки на носок. Каждый старается поддержать партнёра.4 – 6 раз, темп средний. 25. Стоя, встряхнуть правую ногу, затем левую.2 раза.

Подвижные игры при плоскостопии.

1. «Ловкие ноги». Дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, стопами удерживают мяч. Перекладывают мяч в сторону, передавая его другому игроку.

2. «Великаны и Карлик». «Великаны» ходят приподнимаясь на носках как можно выше, «Карлики» передвигаются присев на корточки.

Каждый хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми. Почему же многие юноши и девушки, школьники и младшие дети ходят «не поднимая ног», опустив голову, с сутулой спиной, расслабленными мышцами живота, с безвольно опущенными руками, сидят, сгорбившись, вобрав голову в плечи?

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – задача каждой семьи.

Начинать нужно с профилактики заболеваний грудного возраста детей.

Профилактике плоскостопия нужно уделять отдельное внимание, т.к. стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.

В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых ЛФК занимает ведущее место.

Очень важно эмоциональное состояние в семье.

Нужно воспитывать у родителей ответственность за своих детей и продолжать работу с родителями о соблюдении ортопедического режима в домашних условиях.

Рациональное питание, свежий воздух, солнце, водные процедуры, движения, физкультура, спорт – залог здоровья наших детей.

Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить.

Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу»,2 – е изд. – М.: Медицина, 1983 г.

Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

Данько Ю.И. «Очерки физиологических упражнений». М.: Медицина 1974 г.

Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». М. 1994 г.

Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М.,2002 г.

«Лечебная физкультура : справочник»/Под. ред. В.А. Епифанова. –М.: Медицина 1988 г.

Лечебная физкультура при плоскостопии (2)

Главная > Реферат >Культура и искусство

Московский Педагогический Государственный

Реферат по физической культуре

«Лечебная физкультура при Плоскостопии»

Введение (Описание ЛФК) 3

1.1. Определение плоскостопия 4

1.2. Виды плоскостопия 6

1.3. Причины плоскостопия 7

1.4. Лечение плоскостопия 10

1.5.Современные взгляды на профилактику плоскостопия.………………….12

Комплекс упражнений при плоскостопии (лечебная гимнастика)…………. 16

Введение ( Описание ЛФК)

Лечебная физкультура (ЛФК) — Совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах.

В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки применительно к больным и ослабленным. Различают общую тренировку — для укрепления и оздоровления организма в целом, и тренировки специальные — направленные на устранение нарушенных функций определенных систем и органов.

Гимнастические упражнения в лечебной физкультуре классифицируются:
а) по анатомическому принципу — для конкретных мышечных групп (мышцы рук, ног, дыхательные и т.д.);
б) по самостоятельности — активные (выполняемые полностью самим больным) и пассивные (выполняемые больным с нарушенной двигательной функцией с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Для осуществления задачи подбирают те или иные группы упражнений (например, для укрепления мышц живота — упражнения, в положении стоя, сидя и лежа), в результате которых организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует (выравнивает), вызванные заболеванием нарушения.

Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях — врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания.

Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться

ЛФК при плоскостопии

1.1. Определение плоскостопия

Стопа выполняет опорную и рессорную функцию, опираясь на площадь опоры пяточной костью и головками плюсневых костей. Кости стопы, соединяясь с помощью суставов и мощных связок, образуют выпуклые кверху дуги – поперечный и продольный своды стопы. При ослаблении мышц и сухожилий своды стопы опускаются, и развивается плоскостопие. При плоскостопии длительные физические нагрузки на нижние конечности (ходьба, бег, прыжки, подвижные спортивные игры и т.д.) ведут к болевым ощущениям в стопах. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопы.

Осмотр стопы проводят во время ходьбы босиком по полу в разных направлениях и стояния на коленях на стуле (лицом к его спинке) при свободно свисающих стопах. Обращают внимание на внутренние края стоп и степень уплощения продольного свода (нормальный, повышенный, плоский). При плоскостопии отмечается удлинение стоп, расширение их в средней части, увеличение ширины перешейка. На внутренней стороне перешейка образуется компенсаторный мышечный валик, легко определяемый при пальпации, уплощение продольного свода, некоторая выпуклость линии наружного края стопы, пронация пятки – отход ее кнаружи от средней линии. Кроме того, при осмотре следует обращать внимание на состояние поперечного вида, деформацию пальцев (молоткообразные пальцы). Исследование стопы проводят с помощью плантографии (отпечаток стопы) и кодометрии – измерения стопы стопометром, например упрощенным стопометром Фриндлянда.

Для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять опечаток ее подошвенной части – плантограмму. Для этого берется водный раствор какого-нибудь красителя (например, 1%-ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого) и смазывается поверхность подошвы обследуемого. Затем ему предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером не менее 30?40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге. После этого проводят оценку плантограмы по методу В.А. Яралова-Яраленда (рис. 1). Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АСили располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС – стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ – плоскостопие 2-й и 3-й степени.

Рис. 1. Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яраленда:

а – нормальная форма стопы;
б – плоскостопие 1-й степени;
в – плоскостопие 2-й или 3-й степени.
АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком

Полученную плантограмму можно оценить и по методу И.М. Чижина (рис. 2). Для этого надо провести касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание второго пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии проводим перпендикуляр до пересечения с касательной и с наружным краем отпечатка стопы. Затем вычисляем индекс: отношение длины отрезка А к длине отрезка Б.

Рис. 2. Оценка плантограммы по И.М. Чижину:

индекс от 0 до 1 – стопа нормальная;
индекс от 1 до 2 – стопа уплощенная;
индекс более 2 – стопа плоская

1.2. Виды плоскостопия

Возникает при функциональной перегрузке или переутомлении передней и задней большеберцовых мышц.

Продольный свод стопы теряет амортизационные свойства, а под действием длинной и короткой малоберцовых мышц стопа постепенно поворачивается внутрь.

Короткие сгибатели пальцев, подошвенный апоневроз и связочный аппарат стопы не в состоянии поддерживать продольный свод. Ладьевидная кость оседает и, в результате этого, происходит уплощение продольного свода стопы.Риску развития этого вида плоскостопия чаще всего подвергаются люди с большой массой. Чем больше вес, тем больше нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие.

Чаще от этой патологии страдают женщины. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16-25 лет.

Развитие этого вида плоскостопия зависит от слабости подошвенного апоневроза в сочетании с теми же причинами, что и при продольном плоскостопии.

Симптомы поперечного плоскостопия очень характерны. Это широкий передний отдел стоп, выступающая внутрь, увеличенная за счет костно-хрящевых разрастаний головка первой плюсневой кости. Её часто ее называют «косточкой» или «подагрой». Отклонение большого пальца кнаружи или, иначе, Халлюкс вальгус, болезненные натоптыши со стороны подошвы, молоткообразная деформация второго, а иногда и третьего пальцев, мозоли на пальцах.

Чем больше деформация, тем больше больные жалуются на боли, трудности в подборе и использовании обуви, быструю утомляемость.

Поперечное плоскостопие, как правило, сочетается с искривлением первого пальца стопы к наружи.

Поперечное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 35-50 лет.

Часто обе формы плоскостопия сочетаются. От плоскостопия не умирают, конечно, но его развитие приводит к появлению целого ряда проблем, среди которых боли в спине, коленных и тазобедренных суставах, нарушение осанки и прочие последствия, снижающие качество жизни. Поэтому следует уделять особое внимание своевременной диагностике и профилактике плоскостопия.

1.3. Причины плоскостопия

Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.

Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.

Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.

Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме – пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи.

Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто – различными нарушениями осанки.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.

В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия (Олонцева Г.Н., 1985 г.).

Вальгусная деформация ног.

О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами.

Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не подследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности.

Одной из наиболее вероятных причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно сказывается на состоянии ног излишний вес ребенка. Однако у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у худых. Девочки страдают чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленом суставе. Неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.

Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие (Красикова И.С., 2002 г.).

Смотрите так же:  Чем снять отеки на ногах мази