Обозначение пальцев правой руки на гитаре

Содержание:

Обозначение пальцев, ладов и струн гитары

Что нужно знать, приступая к уроку:

Обозначение пальцев левой руки.

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4:

Поскольку большим пальцем на шестиструнной гитаре струны прижимаются в исключительных случаях, он обозначения не имеет.

Обозначение пальцев правой руки.

Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a:

  • Указательный палец — (i) index
  • Средний – (m) medio
  • Безымянный – (a) anular
  • Большой – (p) pulgar

Мизинец правой руки при игре на гитаре, как правило не используется, поэтому обозначения не имеет.

Обозначение ладов на грифе гитары.

Лады гитары обозначаются римскими цифрами I, II, III, IV и т.д. Нулевой лад, то есть открытая струна обозначается цифрой .

Обозначение струн гитары.

Струны гитары обозначаются арабскими цифрами в кружочке от 1 до 6, снизу вверх (от самой тонкой до самой толстой). При записи табулатур струны могут обозначаться нотами латинской нотации, соответстующими звучанию открытой струны: E A D G H e, при этом нота Ми первой октавы пишется маленькой буквой, а Ми малой октавы — большой. Порядок струн при такой записи, может быть, как сверху вниз, так и снизу вверх.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Обозначение пальцев правой руки на гитаре

Ваш браузер не поддерживает iframe

Ваш браузер не поддерживает iframe

Ваш браузер не поддерживает iframe

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Нотная грамота
  • Гитаристу
  • Обозначения пальцев

Нотная грамота

Обозначения пальцев рук гитариста

В музыкальных произведениях для гитаристов можно встретить рекомендации по аппликатуре пальцев рук. Т.е. каким пальцем правой руки извлекать ноту, каким пальцем левой руки прижать струну. В данной статье мы расскажем об этих обозначениях с рассчётом, что вы зажимаете струны пальцами левой руки, а дёргаете струны пальцами правой руки. Если не так — делайте поправки.

Аппликатура правой руки

Эти обозначения встречаются в гитарных партиях, где гитарист правой рукой играет перебор. Не медиатором играет, не «боем», а именно перебирает струны пальцами правой руки.

Существует как минимум две системы обозначений, рассмотрим обе. Идея обеих систем: под нотой указывается буква, которая соответствует определённому пальцу правой руки. Им и надо извлечь звук.

Система № 1. Пальцы правой руки обозначаются следующим образом:

  • T — большой
  • I — указательный
  • M — средний
  • A — безымянный
  • O — мизинец

Система № 2. В этой системе обозначение следующее:

  • P — большой
  • I — указательный
  • M — средний
  • A — безымнный
  • не имеет обозначения, т.к. считают, что мизинец правой руки не играет.

Наличие двух систем нисколько не сбивает с толку при чтении нот, поскольку мизинец действительно играет крайне редко, обозначения большого пальца запомнить несложно, а остальные три пальца обозначаются одинаково.

Пример нот с расписанной аппликатурой для правой руки. В первом такте мы расписали по системе № 1, во втором — по системе № 2.

Апликатура левой руки

Пальцы левой руки имеют цифровые обозначения:

  • 1 — указательный
  • 2 — средний
  • 3 — безымянный
  • 4 — мизинец

Обозначений для большого пальца левой руки нет, т.к. он не зажимает струны. Если уж совсем никуда не деться и без большого пальца не обойтись (так не бывает), то можно обозначить его буквами Р или Т (как и большой палец правой руки).

Цифра, соответствующая пальцу, пишется рядом с нотой, пример:

В настоящее время распространено и такое обозначение:

Стоит упомянуть, что правильное обозначение пальцев левой руки — это цифра рядом с нотой. Цифра в круге под нотой (или над нотой) обозначает струну, на которой находится нота. Но, поскольку существует программное обеспечение для гитаристов, которое использует обозначение струн, как обозначение пальцев левой руки, мы указываем оба варианта.

Вы изучили обозначения пальцев правой и левой рук, применяемых в нотной записи для гитаристов.

Обозначения пальцев гитариста

Нередко в произведениях можно встретить различные обозначения над нотами в виде цифр и латинских букв. Давайте разберем основные назначения этих знаков.

Эти знаки показывают нам какими пальцами (как левой, так и правой руки) необходимо играть. При этом пальцы левой руки нумеруются от 1 до 4, где указательный палец имеет цифру 1, средний — 2, безымянный -3, мизинец 4, а большой палец обозначается буквой «Т». Таким образом, данные цифры располагающиеся над нотой показывают каким пальцем левой руки необходимо зажимать данную ноту.

Смотрите так же:  Пальцы руки как называются

Пальцы правой руки имееют буквенное обозначение (по идее первые буквы иностранных слов, обозначающих перевод самих пальцев). И того получается следующим образом: Большой палец обозначается буквой «р», указательный — «i», средний — «m», безымянный — «a», мизинец — «е» (кстати говоря, мизинец редко встречается в игре современных музыкантов-любителей, хотя если к нему привыкнуть, то играется даже легче)

Иллюстрация обозначения пальцев рук:

Пример использования в нотах данных обозначений:

Здесь в кружочках обозначаются пальцы левой руки, а латинскими буквами — пальцы правой.

Так же скажем пару слов про ногти. Если вы играете не медиатором , а ногтями, то желательно если вы смотрите на ладонь прямо внутрь, чтобы ногти едва выходили за подушечку пальцев. Такими ногтями намного удобнее играть.

Обозначение: пальцев, ладов и струн на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 04.04.2015 · Обновлено 20.09.2017

Сегодня мы узнаем как обозначаются пальцы, лады и струны на вашей гитаре. Это простые понятия и сложностей у вас не должно возникнуть.

Обозначение пальцев правой руки

Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a, e

  • Большой – (p) pulgar
  • Указательный палец — (i) index
  • Средний – (m) medio
  • Безымянный – (a) anular
  • Мизинец — (e) extremo

Как правило мизинец не задействован в игре, но существуют техника «тремоло», в которой он задействован и играет свою роль.

Обозначение пальцев левой руки

Пальцы на правой руке обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4.

Не понятно почему, но своего обозначения большой палец не имеет. На мой взгляд, это как-то не правильно, так как большим пальцем можно зажимать басовые струны в аккордах с барре и порой это намного удобнее, чем брать само барре.

Обозначения ладов на грифе гитары

Лады на грифе гитары обозначаются римскими цифрами I, II, III, IV, V и так далее. Нулевой лад или открытая струна, обозначается цифрой 0.

Обозначение струн на гитаре

Струны гитары обозначаются снизу вверх (от самой тонкой до самой толстой) арабскими цифрами от 1 и до 6 (зависит от количества струн). При записи табулатуры, открытые струны обозначаются нотами, которые записываются латинскими буквами E, B, G, D, A, E (зависит от строя гитары).

Постановка правой руки.

Правая рука гитариста — основа техники. Поэтому постановка правой руки и отработка звукоизвлечения должны стать задачей номер 1 на начальном этапе.

Если уделить недостаточно внимания этому этапу, или вообще его пропустить, это негативно скажется на протяжении всего обучения и существенно ограничит ваши технические возможности.

Правая рука — это фундамент, на котором строится техника гитариста. Неверно заученное положение руки и звукоизвлечение потом очень сложно исправить. Нужно будет учиться заново, с нуля, и это будет гораздо сложнее, чем сразу научиться правильно. Переучиваться всегда сложнее, старая привычка будет мешать.

Обозначение пальцев правой руки:

Мизинец при игре классической техникой не используется.

Общее представление о постановке

Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:

  1. Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
  2. Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.

Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.

Теперь рассмотрим более подробно.

Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.

Поставьте палец p на шестую струну.
i — на третью,
m — на вторую,
a — на первую, как показано на фото ниже.

На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.

Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.

Принципов постановки всего 5.

5 правил постановки правой руки:

  1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  3. Палец p чуть впереди пальца i.
  4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Иллюстрации к правилам:

Комментарии к правилам:

1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.

В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.

Смотрите так же:  Означает кольцо безымянном пальце левой руки

А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.

2. Ладонь в одной плоскости со струнами.

Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.

3. Палец p чуть впереди пальца i.

Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.

Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.

При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.

4. Пальцы ima к струнам под углом 90°

В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.

5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.

Теперь рассмотрим распространенные ошибки.

  1. Изгиб запястья спереди.
  2. Обратный изгиб запястья.
  3. Вогнутое к деке запястье.
  4. Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
  5. Разворот ладони наружу.
  6. Разворот ладони к себе.
  7. Пальцы ima загнуты в ладонь.
  8. Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).

Иллюстрации ошибок с комментариями:

Самая распространенная ошибка. В некоторых школах такая постановка является нормальной, но в той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, она неприменима. О разных школах и подходах к звукоизвлечению я подробней остановлюсь в отдельном уроке.

Имейте ввиду: у начинающих, в процессе игры, тенденция к искривлению запястья есть всегда. Если постоянно не контролировать этот параметр на начальном этапе, рука обязательно искривится, и вы этого даже не заметите. Играйте перед зеркалом, если занимаетесь самостоятельно.

Эта ошибка возникает в тех случаях, когда вы заметили у себя постоянное появление ошибки 1, и теперь усиленно держите запястье вниз, чтобы уже наверняка запястье не ушло вверх. Изгиб вниз так же неестественен, как и изгиб вверх. Но его труднее заметить в зеркале, потому что он не так ярко выражен, подвижность суставов в этом направлении меньшая.

Симптомом данной ошибки будет ощущение постоянного напряжения в руке. Если ученик говорит что у него напрягается рука с прямым положением запястья, как правило имеет место обратный изгиб. В руке с прямым запястьем попросту нечему напрягаться, это естественное положение руки. Достаточно чуть-чуть поднять запястье вверх, буквально на миллиметры, и напряжение исчезнет. Но тут же надо следить, чтобы оно не ушло вверх.

Контролировать положение запястья в этой плоскости гораздо легче чем спереди. Тут все отлично видно. Просто следите за тем, чтоб запястье было слегка выпуклым.

В таком положении пальцы теряют в подвижности. Двигать прямыми пальцами намного легче, чем изолированной частью пальца. Диагностируется ошибка просто — представляйте что держите яблоко или мячик. Такой плоской рукой, как на иллюстрации никто мячик не держит. По опыту скажу, что лучше отдалить ладонь от струн чуть дальше, чем ближе.

Наиболее распространен разворот ладони наружу (ошибка 5). Разворот ладони к себе (6) появляется как правило, при попытке исправить ошибку 5 наверняка.

Обе ошибки ограничивают подвижность пальцев и приводят к неправильному звукоизвлечению. Ошибка 8 к тому же мешает правильной работе большого пальца.

Обозначение пальцев. Правило постановки

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Впервые обозначение пальцев ввели в Испании. Эти правила актуальны и по сей день.

Смотрите так же:  Лечение боли в мышцах рук народными средствами

Обозначение пальцев происходят от испанских названий.

Большой палец левой руки не участвует в игре, а служит для помощи остальным пальцам. Находится он с обратной стороны и грифа и создаёт давление при игре.

Стараться нужно, чтобы большой палец стоял перпендикулярно грифу, а остальные пальцы были более округлые. Это предаёт удобство играющему, ну и конечно эстетичный вид.

При игре правой рукой, чаще всего большой палец ставится на шестую струну (самую верхнюю), а три другие на первую, вторую, третью струны соответственно. Мизинец используется крайне редко.

Рука должна быть расслаблена. Хотя поначалу кажется, что чем больше вы её напряжёте, тем легче играть. Нет! Это заблуждение, пальцы должны быть расслаблены и плавно перебирать струны.

Сядьте правильно, операясь на предыдущие уроки, поставьте правую и левую руки правильно. Добейтесь полного удобства и комфорта. Соблюдайте осанку. Если всё получилось попробуйте попереберать струны, расслабьте руки.

Обозначение пальцев правой руки на гитаре

Внесите вклад в его развитие!

______________________________________

Обозначения пальцев правой руки на нотной записи

В гитарных нотах используются свои специфические обозначения, которые помогают гитаристам без труда исполнять музыку, в буквальном смысле, читая ее с листа. Без этих специальных обозначений играть по нотам было бы значительно труднее. В этой небольшой заметке вы узнаете, каким образом обзначаются в гитарных нотах пальцы правой руки.

Существуют две системы обозначения пальцев правой руки в гитарной пузыки. Первая система – назвовем еесистемой букв, вторая – система точек. Буквами латинского алфавита пользуются в международной практике написания нот, в том числе и в России. Точками изредко обозначаются пальцы правой руки в отечественных нотных сборниках. В западных изданиях я ни разу не встречал, чтобы пальцы правой руки обозначали точками.

Итак, буквенная система обозначения пальцев правой руки: p i m a.

Буквой p обозначается большой палец правой руки, Pulgar по-испански обозначает большой.

Буквой i обозначается указательный палец правой руки, от слова Indice.

Буквой m обозначается средний палец правой руки, от слова Medio.

Буквой a обозначается безымянный палец правой руки, от слова Anular.

Мезинец правой руки в игре на гитаре не задействуется.

Один из вариантов запомнить обозначения пальцев с помощью ассоциации. Есть такой зверь – пума, по английски puma. Так вот, чтобы легко было запомнить обозначения пальцев нужно вместо буквы u подставлять букву i, и тогда из puma получится pima, что будет соответствовать обозначению пальцев правой руки.

Второй вариант, используя который можно запомнить очередность обозначения пальцев правой руки –это женское имя Рита. Если писать прописью, то кириллические буквы имени P и m а будут соответствовать (кроме i ) латинским обозначениям пальцев правой руки.

Также пальцы правой руки на нотном письме могут обозначаться точками (за исключением большого пальца).

+ плюсиком обозначается большой палец;

. одной точкой обозначается указательный палец;

.. двумя точками – средний палец;

тремя точками – безымянный.

На мой взгляд, буквенные обозначения значительно удобнее для визуального восприятия, в отличие от целых рядов точек возле нот, от которых только в глазах рябит.

Постановка правой руки на гитаре.


Постановка правой руки.

Правая рука должна лежать чуть ниже локтевого сгиба на краю обечайки гитары на уровне нижнего порожка. (как ориентир). Кисть правой руки при игре должна отклонена вправо, для того, что бы было удобнее извлекать звук. Ногтевая сторона пальцев при этом располагается почти параллельно струнам. Пальцы, кроме большого сгибаем, до появления округлой формы.

На 3 струне располагаем указательный палец. Большой палец располагается на одной из верхних, басовых струн (4,5,6), при игре направлен в сторону грифа и немного сгибается к указательному пальцу. Но нужно постоянно следить, чтобы он не был слишком близко к нему. Это его «бич». 🙂
Средний палец ставим на вторую струну, а безымянный на первую.

Для обозначения пальцев правой руки используют следующие буквы:
p – большой палец
i — указательный
m – средний
a – безымянный
Мизинец из-за редкого использования, обозначения не получил.

Два способа извлечения звуков:

Ногти на пальцах должны быть не менее 1,5-2 мм., выступать за подушечки пальцев и иметь гладкую, округлую форму Удар по струнам производится кончиком подушечки пальца – и струна соскакивает на ноготь.
Ногтевым способом пользуются многие современные гитаристы-профессионалы.

Можно догадаться, что удары (щепок) по струнам производятся только подушечками пальцев.
Звук при таком способе получается значительно тише по сравнению с первым способом.

Тренировка большого пальца:

Разместив пальцы правой руки согласно выше описанной схемы, сначала приводим в движение большой палец, ударяем по 6 струне так, чтобы после действия он оказался на 5 струне. Остальные 3 пальца находятся при этом на струнах.

Кисть руки не должна двигаться вместе с пальцем. Суть тренировки в том, чтобы развить большой палец. В результате чего он должен перебирать 3 басовые струны поочередно (сверху в низ) не останавливаясь. Когда добьетесь результата, то учитесь при этом не смотреть на него.