Оказание доврачебной помощи при переломах предплечья

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Оказание первой медицинской помощи при переломах

При переломах пострадавшему необходимо обеспечить покой и неподвижность (иммобилизацию) сломанной кости. Иммобилизация достигается путем наложения стандартных или изготовленных из подручных материалов шин. В качестве подручных средств можно использовать палки, трости, лыжи, зонты, доски, фанеру, пучки веток т.д. Шины накладывают на наружную и внутреннюю поверхности сломанной конечности. Они должны обязательно обеспечивать неподвижность двух прилегающих к месту перелома суставов (рисунок 6). При наложении шин на обнаженную поверхность их необходимо обложить ватой или любым мягким подручным материалом, а затем закрепить бинтом, полотенцем, косынками, ремнями и т.д.

При открытых переломах сначала с помощью жгута останавливают кровотечение, а затем на рану накладывают повязку. После этого пострадавшему вводят обезболивающее средство и обеспечивают иммобилизацию конечности. Если при первичном осмотре трудно отличить ушибы и вывихи от переломов костей, то помощь необходимо оказывать, как при переломах.


Рисунок 6 — Способы иммобилизации при переломах:
а — ребер; б — плеча; в — костей предплечья; г — нижних конечностей

При переломе костей предплечья руку в локтевом суставе сгибают под прямым углом ладонью к туловищу. Шину берут такой длины, чтобы один ее конец охватывали пальцы руки, а второй заходил за локтевой сустав. В таком положении шину закрепляют бинтом, а руку подвешивают на косынке или ремне.

При переломе плечевой кости предплечье сгибают под прямым углом в локтевом суставе, а на сломанную кость плеча накладывают две шины: одну с наружной стороны плеча, а другую от подмышечной впадины до локтевого сустава. Затем обе шины прибинтовывают к плечу и согнутое предплечье подвешивают на ремень или косынку (рисунок 6).

При отсутствии табельной шины или подручных средств согнутую в локте руку подвешивают на косынке, ремне и прибинтовывают к туловищу.

Для наложения шинной повязки при переломе бедра необходимо иметь как минимум две большие шины. Одну из них накладывают по наружной поверхности конечности, при этом один ее конец должен находиться подмышкой, а другой немного выступать за стопу. Вторую шину накладывают по внутренней поверхности ноги так, чтобы один ее конец достигал области промежности, а другой выступал за край стопы. В таком положении шины прибинтовывают к туловищу.

В случае отсутствия табельных шин или подручных средств поврежденную ногу следует прибинтовать к здоровой.

При переломе голени первую помощь оказывают так же, как и при переломе бедра.

При переломе таза пострадавшего необходимо уложить на спину и подложить под колени валик (скатку пальто, куртку, подушку, чтобы уменьшить напряженность мышц бедер и живота).

Раненного в позвоночник следует очень бережно в горизонтальном положении положить на твердую подстилку (щит, доску), избегая при этом любых сотрясений и сгибания позвоночника.

При переломах ребер на грудную клетку нужно наложить тугую круговую повязку.

При переломе ключицы в подмышечную впадину с травмированной стороны подкладывают ком ваты и плечо туго прибинтовывают к туловищу, а предплечье подвешивают на косынке, второй косынкой прикрепляют руку к туловищу.

При переломах челюсти нужно прикрыть рот и зафиксировать челюсть повязкой.

Оказание помощи при переломах и вывихах

Одно из основных мероприятий первой помощи при переломах – иммобилизация поврежденной конечности. Иммобилизация (обездвиживание) – применение различного вида повязок и фиксирующих устройств, призванных обеспечить стабильную неподвижность отломков кости и смежных суставов.

Транспортная иммобилизация осуществляется непосредственно на месте травмы. Её целью является обездвижение поврежденного сегмента конечности и смежных суставов на период доставки в больницу. Транспортная иммобилизация является средством профилактики травматического шока, кровотечений вследствие повреждения костных отломков, инфекционных осложнений; создает покой области повреждения, уменьшает болевой синдром, предотвращает дополнительное повреждение тканей отломками кости, предохраняет от возобновления остановившееся кровотечение. Она проводится табельными шинами и подручными средствами (доска, картон, лыжа и т.д.).

Общие правила наложения шин. Шина должна фиксировать минимум два сустава выше и ниже места перелома, а при переломе бедра – три. Конечность должна быть в наименее болезненном положении. Шину следует накладывать на одежду или обернуть мягкой тканью. При перекладывании пострадавшего поврежденную конечность должен поддерживать помощник. Длину и форму шины (если она моделируется), необходимо моделировать по здоровой конечности. Дистальный отдел поврежденной конечности должен быть свободен и открыт для контроля сохранения кровоснабжения после наложения шины. На жгут шину не накладывают.

И всех видов переломов длинных трубчатых костей наиболее сложным является перелом бедренной кости.

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Лучшая стандартная шина при повреждениях бедра – это шина Дитерихса. Иммобилизация будет более надежной, если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени. Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 на туловище, 3 на нижнюю конечность.

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами (рис. 36). Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы «Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.

Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец её также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют бинтами.

Точно также, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами. При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.

Ошибки при иммобилизации лестничными шинами:

Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.

Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.

Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).

Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.

Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.

Иммобилизация подручными средствами выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов.

Схема 9. Алгоритм первой помощи при повреждениях длинных трубчатых костей

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой, либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах.

Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Первая помощь при переломах голени. Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120 см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см. Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют бинтами.

Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:

Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).

Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.

Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.

Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.

Сдавление ноги тугим бинтованием при укреплении шины.

Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.

Первая помощь при переломах плеча. Иммобилизация табельными шинами – наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча. Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2-3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.

Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты.

Подготовка шины: 1. Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом.

2. Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом.

3. Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.

4. Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.

5. Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.

6. Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона.

7. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.

8. К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см.

Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе.

Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать.

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.

Возможные ошибки при иммобилизации плеча лестничной шиной:

Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.

Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.

Плохое моделирование шины.

Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

Иммобилизация медицинской косынкой возможна двумя способами (рис. 44 а,б).

Первый способ (а): косынку накладывают при согнутой в локтевом суставе конечности, приведенной к туловищу. Поврежденную руку укладывают на среднюю часть косынки, а длинные острые концы ее связывают сзади, на шее. Тупой угол косынки подворачивают кпереди и фиксируют локоть и нижнюю часть плеча. Этот угол косынки закрепляют безопасной булавкой.

Второй способ (б): косынку завязывают сзади на уровне здоровой лопатки так, чтобы один из концов узла был возможно длиннее. Косынку фиксируют к туловищу приблизительно на уровне мечевидного отростка. Вершина косынки (ее тупой угол) должна свисать по передней поверхности бедра поврежденной стороны. Эту вершину поднимают вверх и в нее укладывают больную руку. Длинный конец от узла на спине связывают с вершиной косынки сзади туловища. Если концов косынки для связывания не хватит, то их можно удлинить носовым платком или другим материалом.

Второй способ надежнее фиксирует руку, чем первый.

Иммобилизация подручными средствами. Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью.

Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо (рис. 45).

Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать.

Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.

Первая помощь при переломах предплечья. Иммобилизация лестничной шиной – наиболее надежный и эффективный вид транспортной иммобилизации при повреждениях предплечья. Лестничная шина накладывается от верхней трети плеча до кончиков пальцев, нижний конец шины выстоит на 2-3 см. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а кисть обращена ладонью к животу и незначительно отведена в тыльную сторону, в кисть вкладывают ватно-марлевый валик для удержания пальцев в положении полусгибания.

Лестничную шину длиной 80 см, обернутую серой ватой и бинтами, сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава таким образом, чтобы верхний конец шины находился на уровне верхней трети плеча, участок шины для предплечья изгибают в виде желоба. Затем прикладывают к здоровой руке и исправляют недостатки моделирования. Подготовленную шину накладывают на больную руку, прибинтовывают на всем протяжении и подвешивают на косынку.

Верхняя часть шины, предназначенная для плеча, должна быть достаточной длины, чтобы надежно обездвижить локтевой сустав. Недостаточная фиксация локтевого сустава делает иммобилизацию предплечья неэффективной.

При отсутствии лестничной шины, иммобилизацию осуществляют с помощью фанерной шины, дощечки, косынки, пучка хвороста, подола рубахи.

Особенности оказания первой помощи при переломах костей таза. Переломы костей таза относятся к тяжелым повреждениям. Сопровождаются значительной кровопотерей до 2 л с развитием травматического шока. При повреждении органов полости таза кровопотеря может составить 4 л.

Вызвать скорую помощь

Оценить сознание, дыхание, пульс

Стабилизировать шейный отдел позвоночника пока не исключается его травма

Пострадавшего на спину с валиком высотой 30 см и полусогнутыми коленями (рис. 48А).

Перевязать таз подручными материалами (рис. 48Б)

Если пульс едва прощупывается (подозреваем шок) поднять нижний конец носилок на 30-45 см, укрыть пострадавшего.

При самостоятельной транспортировке – мягкая фиксация коленных суставов и стоп (рис. 48В) и надежная фиксация пострадавшего к носилкам.

Транспортная иммобилизация заключается в укладывании раненого на носилки с деревянным или фанерным щитом в положении на спине.

Щит накрывают одеялом и подкладывают ватно-марлевые прокладки под заднюю поверхность таза для предупреждения образования пролежней. На область таза накладывают тугую повязку широкими бинтами, полотенцем или простыней. Ноги полусогнуты в тазобедренных и коленных суставах и разведены. Под колени подкладывают скатку шинели, вещевой мешок, подушки, одеяла и т.д., создавая так называемое положение лягушки. Больного фиксируют к носилкам простыней, широкой полосой ткани, простынями.

Ошибки иммобилизации при повреждении таза:

Неосторожное перекладывание больного, что приводит при переломах к дополнительному повреждению острыми концами костных отломков мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, крупных сосудов.

Транспортировка пострадавшего на носилках без щита.

Отсутствие фиксации больного к носилкам.

Травмы таза могут сопровождаться повреждением мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, поэтому во время эвакуации необходимо обращать внимание – мочился ли больной, какого цвета моча, есть ли в моче примесь крови и своевременно сообщать об этом врачу. Задержка мочеиспускания более чем на 8 часов требует катетеризации мочевого пузыря.

Особенности оказания первой помощи при переломах позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Признаками тяжелых повреждений шейного отдела позвоночника являются: невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении; искривление шеи; полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга; кровотечение; свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.Иммобилизацию проводят лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем, обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой. Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14-16 см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй – подкладывает и прибинтовывает шину.

Иммобилизация картонно-марлевым воротником (типа Шанца). Воротник может быть заготовлен заранее. Он успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника. Из картона делают фигурную заготовку размерами 430х140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки. Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Иммобилизация ватно-марлевым воротником. Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14-16 см. Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях шейного отдела позвоночника:

Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.

Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.

Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.

Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.

Транспортировка пострадавших с повреждениями шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.

Пострадавшие с травмой позвоночника нуждаются в особо бережной транспортировке, так как возможно дополнительное повреждение спинного мозга. Иммобилизация показана при переломах позвоночника как с повреждением спинного мозга, так и без его повреждения.

Признаки повреждения грудного и поясничного отделов позвоночника: боли в области позвоночника, усиливающиеся при движениях или в положении сидя; при осмотре – деформация линии позвоночника; отростки поврежденных позвонков могут выпячиваться, болезненные при ощупывании; мышцы в области травмы напряжены; боли в животе, задержка мочи, вздутие кишечника.

При повреждении спинного мозга: «спинальный шок» – резкое падение артериального давления; онемение участков кожи на туловище или конечностях ниже места повреждения; задержка мочи и кишечного содержимого; нарушение терморегуляции, ведущее к переохлаждению.

Транспортная иммобилизация у пострадавших с повреждениями грудного и поясничного позвоночника достигается тем, что каким-либо способом устраняют провисание полотнища носилок. Для этого на них укладывают обернутый одеялом фанерный или деревянный щит (доски, фанерные, лестничные шины).

Схема 10. Алгоритм первой помощи при травме позвоночника

Иммобилизация с помощью лестничных и фанерных шин. Четыре лестничные шины длиной 120 см, обернутые ватой и бинтами, укладывают на носилки в продольном направлении. Под них в поперечном направлении укладывают 3-4 шины длиной 80 см. Шины связывают между собой бинтами, которые с помощью кровоостанавливающего зажима продергивают между просветами проволоки. Аналогичным порядком могут быть уложены фанерные шины. Сформированный таким образом щит из шин сверху укрывают сложенным в несколько раз одеялом или ватно-марлевыми подстилками. Затем на носилки осторожно перекладывают больного.

Иммобилизация подручными средствами. Деревянные рейки, узкие доски укладывают и прочно связывают между собой. Затем накрывают их подстилкой достаточной толщины, перекладывают пострадавшего и фиксируют его. При наличии широкой доски допустимо уложить и привязать пострадавшего на ней.

Для транспортировки и переноски раненого можно приспособить снятую с петель дверь. Вместо досок можно использовать лыжи, лыжные палки, жерди, уложив их на носилки. Однако следует очень тщательно обезопасить от давления те участки тела, с которыми эти предметы будут соприкасаться, чтобы предупредить образование пролежней.

При любом способе иммобилизации, пострадавшего необходимо фиксировать к носилкам, чтобы он не упал при переноске, погрузке, при подъеме или спуске по лестнице. Фиксацию осуществляют полосой ткани, полотенцем, простыней, медицинской косынкой, специальными ремнями и др. Под поясницу необходимо подкладывать небольшой валик из серой ваты или одежды, что устраняет ее провисание. Под колени рекомендуется подложить свернутую валиком одежду, одеяло или небольшой вещевой мешок. В холодное время года больной должен быть тщательно укутан одеялами.

При отсутствии стандартных шин и подручных средств, пострадавший с повреждением позвоночника укладывается на носилки в положении на животе.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника:

— отсутствие какой-либо иммобилизации – самая частая и грубая ошибка;

— отсутствие фиксации пострадавшего на носилках со щитом или шине из подручных средств;

— отсутствие валика под поясничным отделом позвоночника.

Эвакуация больного должна осуществляться санитарным транспортом. При транспортировке обычным транспортом, под носилки необходимо подстелить солому и т.д., чтобы свести до минимума возможность дополнительной травматизации. Повреждения позвоночника часто сопровождаются задержкой мочеиспускания, поэтому во время длительной транспортировки необходимо своевременно опорожнять мочевой пузырь больного.

Особенности оказания первой помощи при переломах ребер. Одновременно с повреждением ребер могут возникнуть повреждения межреберных сосудов, нервов и плевры. Острые концы сломанных ребер могут повредить ткань легкого, что ведет к скоплению воздуха в плевральной полости, легкое спадается и выключается из дыхания. Наиболее тяжелые расстройства дыхания наступают при множественных переломах ребер, когда каждое ребро ломается в нескольких местах («окончатые переломы»). Такие повреждения сопровождаются парадоксальными движениями грудной клетки во время дыхания: при вдохе поврежденный участок грудной стенки западает, мешая расправлению легкого, а при выдохе – выбухает.

Признаки переломов ребер: боль по ходу ребер, которая усиливается при дыхании; ограничение вдоха и выдоха из-за болей; хрустящий звук в области перелома при дыхательных движениях грудной клетки; парадоксальные движения грудной клетки при «окончатых» переломах; скопление воздуха под кожей в области перелома; кровохарканье.

Иммобилизация при переломах ребер осуществляется тугим бинтованием, которое выполняют при неполном выдохе, иначе повязка будет свободной и никакой фиксирующей функции выполнять не будет. Однако необходимо учитывать, что тугая повязка ограничивает дыхательные движения грудной клетки и длительная иммобилизация может привести к недостаточной вентиляции легких и ухудшению состояния больного.

Особенности оказания первой помощи при переломах ключицы. Наиболее частым повреждением ключицы следует считать переломы, которые, как правило, сопровождаются значительным смещением отломков. Острые концы костных отломков расположены близко к коже и легко могут ее повредить. При переломах и огнестрельных ранениях ключицы могут быть повреждены, расположенные рядом, крупные подключичные сосуды, нервы плечевого сплетения, плевра и верхушка легкого.

Рис. 57. Механизм парадоксального движения грудной стенки при «окончатых» переломах ребер

Рис. 58. Фиксирующая бинтовая повязка при переломе ребер

Иммобилизацию при повреждениях ключицы осуществляют бинтовыми повязками. Наиболее доступный и эффективный способ транспортной иммобилизации – прибинтовывание руки к туловищу с помощью повязки Дезо.

Особенности оказания первой помощи при переломах нижней челюсти. Транспортная иммобилизация при закрытых и открытых переломах, обширных ранах и огнестрельных ранениях нижней челюсти осуществляется стандартной пластмассовой пращевидной шиной. Шина состоит из двух основных деталей: жесткой подбородочной пращи, изготовленной из пластмассы, и матерчатой опорной шапочки с отходящими от нее резиновыми петлями.

Техника применения. Опорная матерчатая шапочка одевается на голову и укрепляется с помощью тесемок, концы которых связывают в области лба. Пластмассовую пращу выстилают с внутренней поверхности слоем серой компрессной ваты, завернутым в кусок марли или бинта. Пращу прикладывают к нижней челюсти и соединяют с опорной шапочкой при помощи отходящих от нее резинок. Для удержания пращи, обычно, достаточно применения по одной средней или задней резиновой петли с каждой стороны.

В случае длительного обездвиживания пластмассовой подбородочной шиной возникает необходимость поить и кормить больного. Кормить следует только жидкой пищей через тонкую резиновую или полихлорвиниловую трубочку длинной 10-15 см, введенную в полость рта между зубами и щекой до коренных зубов. Конец полихлорвиниловой трубочки следует предварительно оплавить, чтобы не повредить слизистую оболочку полости рта.

Когда отсутствует стандартная пращевидная шина, иммобилизация нижней челюсти осуществляется широкой пращевидной повязкой или мягкой повязкой «уздечка». Перед наложением повязки под нижнюю челюсть необходимо подложить кусок плотного картона, фанеры или тонкую дощечку размером 10х5 см, обернутую серой ватой и бинтом. Пращевидную повязку можно сделать из широкого бинта, полосы легкой ткани.

Повязка «уздечка» (рис. 60) применяется для удержания перевязочного материала при ранениях нижней челюсти. Первые закрепляющие круговые ходы идут вокруг головы. Далее по затылку ход бинта ведут косо на правую сторону шеи, под нижнюю челюсть и делают несколько вертикальных круговых ходов, которыми закрывают темя или подчелюстную область в зависимости от локализации повреждения. Затем бинт с левой стороны шеи ведут косо по затылку в правую височную область и двумя-тремя горизонтальными циркулярными ходами вокруг головы закрепляют вертикальные туры бинта.

В случае повреждения в области подбородка, повязку дополняют горизонтальными круговыми ходами с захватом подбородка.

После выполнения основных туров повязки «уздечка», проводят ход бинта вокруг головы и ведут его косо по затылку, правой боковой поверхности шеи и делают несколько горизонтальных круговых ходов вокруг подбородка. Затем переходят на вертикальные круговые ходы, которые проходят через подчелюстную и теменную области. Далее ход бинта через левую поверхность шеи и затылок возвращают на голову и делают круговые туры вокруг головы, после чего все туры бинта повторяют в описанной последовательности.

При наложении повязки «уздечка» раненый должен держать рот приоткрытым, либо под подбородок во время бинтования подкладывается палец, чтобы повязка не мешала открывать рот и не сдавливала шею.

Пращевидная повязка (рис. 61) позволяет удерживать перевязочный материал в области подбородка. Неразрезанной частью пращу закрывают асептический материал в области раны, а концы ее перекрещивают и связывают сзади (верхние – в области шеи, нижние – на затылке либо на темени).

Транспортировка пострадавших с повреждениями нижней челюсти и лица, если позволяет состояние, осуществляется в положении сидя.

Первая помощь при переломах костей

Транскрипт

1 Первая помощь при переломах костей При оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС как временной фактор, так и правильность выполненных манипуляций имеют первостепенное значение для быстроты заживления ран и предупреждения осложнений и соответственно в дальнейшем — предупреждения стойкого снижения трудоспособности и инвалидности. Признаки переломов костей. При переломах костей конечностей в месте перелома обнаруживаются сильная припухлость, кровоподтек, бывает и так, что конечность согнута вне сустава; при открытом переломе концы кости могут выступать из раны. Место перелома очень болезненно. При случайных движениях можно заметить ненормальную подвижность конечности в том месте, где нет сустава; иногда при этом слышен хруст от трения отломков кости. Пытаться сгибать конечность вне сустава для того, чтобы убедиться в наличии перелома, нельзя, так как это может привести к опасным последствиям. При некоторых переломах костей конечностей все перечисленные признаки обнаружить не удается. Поэтому главными признаками, указывающими на повреждения костей, следует считать резкую постоянную боль и невозможность какого-либо движения поврежденной частью конечности. Перелом ребра можно заподозрить в тех случаях, когда после ушиба или сдавления грудной клетки пострадавший из-за сильных болей не может глубоко дышать, а при ощупывании места перелома возникает сильная боль. Повреждения плевры и легкого, которые иногда возникают при переломе ребер, сопровождаются кровотечением в грудную полость или попаданием в нее воздуха, что приводит к расстройству дыхания и кровообращения. При повреждении легкого характерно кровохарканье. При переломе костей таза пострадавший не может встать, повернуться на бок, поднять ноги. Переломы костей таза, особенно при огнестрельных ранениях, часто сопровождаются повреждением мочевого пузыря и кишечника. Переломы позвоночника ниже V шейного позвонка можно определить по наличию сильной боли в спине, пареза и паралича конечностей. Нередко при этом бывает непроизвольное выделение мочи и кала вследствие повреждения спинного мозга. Если спинной мозг не поврежден, то главными признаками перелома позвоночника нужно считать резкую боль в спиче, невозможность движения туловищем. Переломы костей, особенно крупных, иногда сопровождаются повреждением кровеносных сосудов и нервов, проходящих около костей; возможно опасное кровотечение. При закрытых переломах в месте перелома скапливается кровь (образуется гематома). Повреждение сосудов и нервов может произойти как в момент перелома, так и позднее, вследствие ранения их острыми концами отломков кости. Резкая боль, а также кровотечение могут привести к развитию шока, особенно если после перелома не наложена шина ; которая препятствует движению отломков костей. Отломки кости могут повредить кожу, в результате чего закрытый перелом превращается в открытый. Поэтому всякие движения в месте перелома очень опасны. При открытом переломе в рану легко проникают микробы. Общие правила оказания первой помощи при переломах костей. 1. Не снимать одежду и обувь. Для того чтобы осмотреть место перелома и наложить повязку на рану (при открытом переломе), одежду и обувь разрезают. 2 Остановить кровотечение и наложить на рану асептическую повязку. 3.Придать поврежденной части тела удобное положение и обязательно наложить иммобилизирующую повязку. 4. Для уменьшения болевых ощущений, предупреждения шока ввести под кожу (или внутримышечно) промедол из шприц-тюбика или дать таблетку промедола внутрь. Дать выпить мл водки (если не поврежден живот). Для создания неподвижности (иммобилизации) сломанной конечности используют стандартные шины или подручные материалы. На снабжении имеются следующие стандартные шины, упакованные в фанерном ящике-комплекте Б-2: 1) фанерные длиной 100 см 2) лестничные металлические длиной см; 3) транспортные для иммобилизации нижних конечностей (шина Дитерихса); 4) пращи (шины) подбородочные. В месте чрезвычайной ситуации для иммобилизации нередко используют подручный материал (доски, палки, куски картона, фанеру пучки прутьев, связки соломы, камыша и т.д.). Для укрепления шины, наложенной на поврежденную конечность, кроме бинтов, можно использовать носовой платок, шарф, поясной ремень, веревки, полоски материи и т.п. При отсутствии шин или подручного материала при переломах руки ее плотно прибинтовывают к туловищу (сгибая в локтевом суставе под прямым углом). При переломах ноги поврежденную ногу привязывать к здоровой не рекомендуется.

2 Общие правила наложения шины 1.Чтобы создать неподвижность отломков костей, шину нужно наложить так, чтобы стали невозможными движения в двух соседних суставах (выше и ниже места перелома). Если длина имеющейся шины недостаточна, то плотно связывают между собой несколько коротких шин. 2.Острые края и углы шины должны быть сглажены. Металлическую шину перед наложением изгибают по форме конечности. 3.Под шину подкладывают мягкую подстилку (сено, солому, траву, листья, паклю, мох), особенно в местах костных выступов, чтобы не вызвать болей при транспортировке. Оголенную часть тела обертывают толстым слоем серой ваты. Рекомендуется заранее сделать ватно-марлевые прокладки с тесемками и прикрепить их к стандартной шине. Если шину накладывают поверх одежды и обуви, то мягкую подстилку кладут только в области костных выступов. 4.При переломе ноги шину рекомендуется накладывать с двух сторон. 5.При открытых переломах нельзя прикладывать шину к тому месту, где наружу выступает сломанный конец кости (вправлять такие отломки может только врач). 6. Повязки поверх шин следует накладывать равномерно, плотно, но не очень туго, чтобы при транспортировке от сдавливания не нарушилось кровообращение. Нельзя прибинтовывать шину повязкой на уровне перелома. Наложение шин при отдельных видах переломов Переломы ключицы и лопатки. Для иммобилизации в этих случаях накладывают повязку Дезо и руку подвешивают на косынке или бинте. Переломы плеча, повреждения плечевого и локтевого суставов. Лестничную шину накладывают от середины лопатки здоровой стороны. Затем шина идет по спине, огибает плечевой сустав, спускается по плечу до локтевого сустава, изгибается под прямым углом и идет по предплечью и кисти до основания пальцев. Перед наложением шины оказывающий помощь предварительно придает ей нужную форму прикладывая к себе: укладывает свое предплечье на один из концов шины и, захватив свободной рукой другой конец, направляет ее по задненаружной поверхности конечности через надплечье и спину до надплечья противоположной стороны, где и фиксирует рукой. Покачивая туловище из стороны в сторону, получают нужный изгиб шины. В области предплечья шину изгибают в форме желоба, затем обертывают ватой и накладывают на пострадавшего. Чтобы верхний конец шины не смещался, его связывают двумя марлевыми тесемками с ее нижним концом (на кисти). Тесемки огибают спереди и сзади плечевой сустав на здоровой стороне. В подмышечную впадину на стороне повреждения до наложения шины вкладывают комок ваты или свернутую косынку. Шину укрепляют бинтом. Переломы костей предплечья. Лестничную шину изгибают под прямым углом так, чтобы один конец ее соответствовал длине предплечья и кисти до основания пальцев, а другой — длине 2/3 плеча. Руку, согнутую в локте под прямым углом, укладывают на шину; шину прибинтовывают. Если при переломе предплечья или кисти нет под рукой шин и подручных материалов, руку, согнутую в локте под прямым углом, фиксируют, привязав к туловищу косынкой и ремнем. Переломы костей кисти. Лестничную шину развертывают на длину предплечья и сгибают в виде желоба. Пальцы укладывают на рулон, а предплечье — в желоб; шину укрепляют бинтом. Можно положить кисть и предплечье на кусок доски, фанеры, подложив под ладонь комок ваты или материи, чтобы пальцы были полусогнуты. Переломы бедра и верхней трети голени. Обеспечивают неподвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, накладывая шину Дитерихса, Она состоит из двух раздвижных деревянных бранш (наружной и внутренней), подошвы и закрутки. В браншах есть прорези для косынок, ремней или бинтов. Перед наложением шину подгоняют по росту: раздвигают так, чтобы поперечная перекладина наружной бранши упиралась в подмышечную ямку, а поперечная перекладина внутренней бранши — в пах. Нижние концы обеих бранш должны выступать за стопу на см. Подогнанные бранши на уровне шпеньков связывают бинтом. Затем в каждую пару прорезей бранш продевают по одной косынке, сложенной в восемь слоев, или поясные ремни. Вместо косынок и ремней можно заранее заготовить пояса из хлопчатобумажной ткани. К внутренней поверхности обеих половин шины, а также к поперечным перекладинам прибинтовывают толстый слой ваты или полоски, вырванные из ватника. Область голеностопного сустава покрывают толстым слоем серой ваты и подошвенную часть шины прибинтовывают к стопе, причем особенно тщательно укрепляют пяточную область, на которую приходится основное усилие при вытяжении. Затем нижние концы бранш проводят через проволочные скобы подошвы и прилаживают к боковым поверхностям конечности и туловища. В области выступов большого вертела, коленного

3 сустава и лодыжек подкладывают вату. Для лучшей иммобилизации конечности по задней поверхности ее укладывают лестничную шину. Шину Дитерихса прикрепляют к туловищу косынками, поясами или ремнями, продетыми в прорези бранши. Концы шнурков закрутки продевают через отверстия поперечной планки и в кольца подошвы, выводят обратно через отверстие планки и завязывают вокруг закрутки. Затем, взявшись руками за стопу производят вытяжение ноги до тех пор. пока поперечные перекладины бранш не упрутся в пах и в подмышечную ямку; в этом положении стопу фиксируют закруткой. После вытяжения шину фиксируют, привязав к ноге циркулярными ходами бинта. Необходимо учитывать, что слишком сильное вытяжение может вызвать боли и пролежни от давления в области тыла стопы и ахиллова сухожилия. При отсутствии шины Дитерихса можно использовать для иммобилизации лестничные шины. Две шины связывают на такую длину, чтобы удлиненная шина, проходя по наружной поверхности конечности и туловища, одним концом упиралась в подмышечную впадину, а другим — огибала подошву в виде стремени. Третья шина должна проходить по внутренней поверхности конечности, упираясь одним концом в пах, а другим огибая подошву в виде стремени. Четвертая шина должна прилегать к задней поверхности конечности от ягодицы до стопы. Перелом костей голени. Используют три лестничные шины. Одну из них накладывают по задней поверхности голени от кончиков пальцев до середины бедра, две другие — по боковым поверхностям голени так, чтобы они охватывали стопу в виде стремени. При отсутствии лестничных шин по наружной и внутренней поверхности голени накладывают фанерные шины, а на заднюю поверхность — лестничную, как это указывалось выше. Переломы костей стопы. Накладывают две лестничные шины. Одну — от кончиков пальцев по подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом, вдоль задней поверхности голени, почти до коленного сустава. Шину моделируют по очертанию задней поверхности голени, а избыточную часть отгибают кзади. Вторую шину, изогнутую в форме буквы Г, накладывают вдоль наружной поверхности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины прибинтовывают к конечности. При отсутствии лестничных шин можно использовать две сетчатые. Переломы черепа. Раненого осторожно укладывают на носилки, под голову подкладывают мягкую подстилку (шинель, бушлат, вату и т. д.) с углублением. По бокам головы кладут мягкие валики. Если раненого надо поднимать в вертикальном положении (из какого-либо сооружения), то ему предварительно накладывают на шею ватно-марлевый воротник (шею обертывают несколькими слоями серой ваты и поверх нее плотно, но не туго, накладывают бинт). Такой же ватно-марлевый воротник делают при переломе шейных позвонков. Переломы ребер. Туго бинтуют нижние отделы грудной клетки, причем перед началом этой процедуры раненый должен выдохнуть воздух. В момент вдоха бинтование временно прекращают, но при этом натягивают свободный конец бинта. Переломы челюстей. Для временной иммобилизации накладывают пращевидную повязку. Более надежная иммобилизация достигается наложением стандартной подбородочной пращи (шины), которая состоит из повязки, надеваемой на голову, и подбородочной пращи из пластмассы. Праща прикрепляется к головной повязке резинками. Во избежание болей и пролежней подбородочную пращу перед наложением заполняют ватно-марлевой прокладкой, которая должна заходить за края пращи. Переломы позвоночника. При повреждении грудной или поясничной части позвоночника раненого надо осторожно уложить на жесткую поверхность (на санитарные носилки кладут доски, при их отсутствии — фанерные или лестничные шины, длина которых должна соответствовать росту раненого) строго в горизонтальном положении. При отсутствии досок к спине и бокам плотно прибинтовывают четыре лестничные шины. Переломы костей таза. Как и при переломах позвоночника, раненого укладывают на жесткую поверхность с разведенными и согнутыми в тазобедренных и коленных суставах нижними конечностями: под колени подкладывают вещевой мешок или скатку шинели. В лечебных учреждениях, куда эвакуируют раненого с переломами костей, шины наложенные при оказании первой помощи, снимают. Чтобы удержать отломки в правильном положении, применяют различные методы: ручное вправление отломков с последующим наложением гипсовой повязки, вытяжение за спицу, оперативный метод лечения.

5 Для наложения гипсовых повязок используют гипс — мелкий порошок прокаленного сернокислого кальция. В смеси с водой он образует кашицу, которая довольно быстро затвердевает При хранении гипс поглощает из воздуха влагу отчего качество его ухудшается; поэтому хранить гипс нужно в сухом месте. Гипс не должен иметь комков и крупинок. Если в порошке гипса имеются комки, то перед употреблением его просеивают через сито. Кашица, приготовленная из равного количества гипса и воды, должна затвердеть в течение 5-6 мин. Гипс, потерявший свои свойства в результате поглощения воды из воздуха, можно использовать, предварительно прокалив при температуре не выше 140′ J C. Перед наложением гипсовых повязок готовят гипсовые бинты. Для этого на стол, накрытый клеенкой, кладут конец бинта, насыпают на него немного гипса и втирают его ладонью в бинт Нагипсованный конец закатывают рыхло в валик и раскручивают следующий отрезок бинта, в который также втирают гипс. Так прогипсовывают весь бинт Непосредственно перед употреблением про-гипсованный бинт кладут в таз с теплой водой и ждут, когда он пропитается водой, т е. когда из него перестанут выделяться пузырьки воздуха. Затем вынимают из воды и отжимают так, чтобы не выдавливать гипсовую кашицу. Чтобы гипсовый бинт не затвердел раньше, чем будет наложен, следует накладывать повязку быстро. Заживление переломов В ближайшие после травмы дни в месте перелома развивается воспалительный процесс — ткани пропитываются серозной жидкостью и лейкоцитами, происходит распад излившейся крови. Это проявляется местным повышением температуры кожи в области перелома и увеличением припухлости; нередко бывает небольшое повышение температуры тела. Затем все эти симптомы начинают стихать, болезненность и припухлость уменьшаются, К му дню между отломками костей появляется первичная мягкая костная мозоль, которая образуется из размножающихся клеток надкостницы и костного мозга. Первичная мозоль сначала эластична и слабо соединяет отломки кости. Затем она пропитывается солями извести и превращается в плотную костную мозоль, которая прочно спаивает отломки костей. Это наступает обычно через 1-2 месяца, Процесс срастания отломков костей может нарушиться из-за ненормального положения концов костных отломков (когда они сильно смещены, удалены друг от друга или между ними попали мягкие ткани); плохой фиксации отломков кости; развития инфекции; ослабления организма вследствие сильной кровопотери; изнуряющих заболеваний (туберкулез, острые инфекционные болезни), В таких случаях отломки не срастаются, и в месте перелома наблюдается подвижность, т.е. образуется ложный сустав. Отломки кости приходится соединять, применяя различные хирургические способы

Смотрите так же:  Болит локоть горячий