Онтогенез кисти руки

Развитие мелкой моторики в онтогенезе

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система — речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка (А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.).

Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики — пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 — 2,5 годам (Е.П. Ильин, 2003).

Об этом же пишет Н.А. Бернштейн: «Естественный онтогенез моторики складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, — это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями» (1966, с.139).

По данным Е.П. Ильина (2003) дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания.

— Рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей его руки. Если младенец очень голоден, в ответ на такое раздражение он будет поворачивать голову в ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая губы.

— Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери.

— Рефлекс шагания — если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, он производит ногами движения, похожие на ходьбу.

— Хватательный рефлекс — ребенок крепко схватывает любой предмет, коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую минуту.

— Шейно-тонический рефлекс — при повороте в сторону головы лежащего на спине ребенка он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

— Рефлекс Моро — если голове ребенка придать некоторое ускорение, например слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться.

К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (например, рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы. Например, у младенца сосательные движения появляются каждый раз, как ему придают позу кормления, независимо от того, кто его держит на руках — мать или отец. Раньше же эти сосательные движения появлялись лишь при прикосновении груди к губам младенца. В то же время если ребенка держат в вертикальном положении, он не начинает сосать и тогда, когда его подносят к материнской груди.

В первые 3 месяца жизни ребенок выполняет активные непроизвольные (так называемые массивные) движения. На 6-м месяце тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений.

В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определенная осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики — появления произвольных движений (Н.Ф. Шемякин, 1939; А. Пейпер, 1962).

В возрасте около 4 месяцев дети могут успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки еще довольно неуклюжи. Но особенно важно то, что в возрасте 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения схемы тела. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, хватает их, машет ими, стучит, бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения.

Все это становится возможным лишь при определенном уровне регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни ребенка развивается независимо от двигательной. Хорошо выраженное, управляемое затылочным глазодвигательным центром, автоматическое зрительное прослеживание предмета проявляется начиная со 2-го месяца жизни. В возрасте 4-6 месяцев развивается произвольное управление движениями глаз, что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра. Произвольное прослеживание, обеспечивающее получение пространственной зрительной информации детьми этого возраста, осуществляется скачкообразными движениями глаз и лишь на 2-м году жизни переходит в плавное прослеживание. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве.

Когда ребенок тянется за предметом, он не перемещает свою руку прямо и гладко по направлению к предмету, как делают старшие дети и взрослые. Вместо этого рука ребенка двигается, как корабль под управлением неопытного штурмана. Она немного продвигается, останавливается, затем двигается снова в несколько ином направлении, и этот процесс повторяется до тех пор, пока рука наконец не наткнется на предмет. По мере развития младенца его дотягивания до предмета включают в себя все меньшее число движений, хотя они еще не настолько плавны, как у старших детей или взрослых (Е.П. Ильин, 2003).

В младенчестве более эффективным становится и хватание. Большинство 4-месячных детей используют свои пальцы лишь для удержания предметов, сильно сжимая их, как в тисках. Как правило, до 7-8 месяцев дети не пользуются большим пальцем для удержания предмета. Примерно в этом возрасте младенцы начинают располагать кисти рук таким образом, чтобы им было проще ухватить предмет. Например, пытаясь схватить длинный тонкий прут, дети располагают свои пальцы перпендикулярно пруту, что наиболее удобно для хватания. Улучшение управления каждой рукой в отдельности на протяжении младенчества сопровождается возрастающей координацией рук. Хотя 4-месячные дети пользуются обеими руками, их движения не координированы; более того, кажется, что каждая рука действует сама по себе. Младенцы могут неподвижно держать погремушку в одной руке, а другой пытаться ее трясти. Где-то в возрасте 5-6 месяцев дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели. Так, например, ребенок может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его.

Эти многочисленные изменения в дотягивании и хватании хорошо иллюстрируются тем, как дети учатся есть. Р. Кайл (2002) приводит следующие примеры: Шестимесячным детям часто дают кусочки еды, такие как разрезанный банан или зеленые бобы. Дети могут легко брать в руку подобные продукты, но донести их до рта не так просто. Рука с зажатым в нем вкусным кусочком может подняться к щеке, затем передвинуться к уголку губ и наконец добраться до рта. Задача выполнена, но лишь со многими отклонениями от цели. Координация глаз-рука быстро улучшается, так что довольно скоро различные по размеру, форме и структуре продукты попадают прямо в рот.

Годовалые дети обычно уже готовы пробовать пользоваться ложкой. Сначала они просто играют ложкой, окуная ее в тарелку с едой или посасывая пустую ложку. С некоторой помощью они учатся наполнять ложку едой и отправлять ее в рот, хотя это движение является неуклюжим, так как дети не поворачивают кисть в запястье. Вместо того большинство годовалых детей наполняют ложку, располагая ее прямо над тарелкой и опуская вниз до тех пор, пока ложка не окажется полной. Затем они поднимают ложку ко рту, — все это время не поворачивая кисть. Напротив, двухлетние дети вращают кисть в запястье, зачерпывая ложкой еду и направляя ее в рот тем же движением, которым это делают взрослые (Р. Кайл, 2002, с.107-108).

Первые элементарные манипуляции с предметами неточны и сопровождаются синкинезиями. На 5-м месяце ребенок может брать предмет двумя руками. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз. Это обеспечивает формирование в 5-6 месяцев единой глазодвигательной системы. В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого. Однако игры с предметами у детей до 10 месяцев имеют еще чисто манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д.

Смотрите так же:  Лечение наложением рук по методу джуны

В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной — ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются. В своих действиях начинают подражать взрослым — «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу.

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности — заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные.

М.М. Кольцова (1973) пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи (Л.В. Фомина, 1991).

Таким образом, сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми. На роль слова в осуществлении произвольных движений указывают многие авторы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Так, Л.С. Выготский (1960) в этой связи отмечает, что высшие формы регуляции движений рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения — сначала с помощью громкой речи, а потом внутренней.

А.Р. Лурия по этому поводу пишет «. на первых этапах речевой приказ взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще ни задержать их, ни направлять и корректировать длительное протекание движений. Лишь на последующих этапах речь взрослого, а затем и речь самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом» (1970, с. 145). Как указывал И.П. Павлов, вторая сигнальная система является внешним регулятором человеческого поведения.

Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.

В целом проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский (1978) писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом. ), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Список литературы:

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966. — 349 с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН СССР, 1960. – 500 с.
3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 384с.
4. Кайл Р. Тайны психики ребенка. 3-е междунар. изд. — СПб. Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. – 413 с.
5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
6. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1970. – 495 с.
7. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978. — 96 с.
8. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. — М.: МГПИИЯ, 1971. – С.36-40.

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • Выяснить, как живёт и развивается зародыш человека.
  • Выявление основных наркотических, лекарственных веществ, отрицательно влияющих на развивающийся плод.
  • Почему беременность не всегда заканчивается рождением ребенка?
  • Учащиеся готовят сообщения.
  • Учитель совместно с учащиеся готовят презентацию.
  • Я славлю миг
    Рождения ребенка,
    Когда впервые
    От шлепка руки
    Он вдруг зальется
    Трепетно и звонко,
    И расцветут глаза
    Как васильки.
    Нет, он не плачет,
    Он совсем не плачет.
    Пока мы вяжем
    Узел на пупке –
    Он радуется жизни,
    Но иначе,
    На непонятном
    Взрослым языке.

    (Врач Виктор Дзюба)

    Большинство людей воспринимают свою половую принадлежность как непреложный факт; человек может быть либо мужчиной, либо женщиной. Если биологический пол человека строго разделяется на мужской и женский, то признаки и поведение, присущие тому или иному полу, зависят от целого ряда факторов. Некоторые из этих факторов имеют биологическую природу и влияют на человека в пренатальной жизни, т.е. до его появления на свет. Другие имеют социальную и психологическую природу и действуют на человека в постнатальной жизни, т.е. после его рождения.

    Биологические факторы играют большую роль в определении половой идентичности человека. К числу этих факторов относятся генетические детерминанты, половые железы, гормональная система и половые органы. Все они начинают формироваться до рождения человека (слайд)

    Развитие организма ребёнка начинается в тот момент, когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются, образуя одну новую клетку. Рост и развитие эмбриона начинаются с момента оплодотворения.

    Этапы развития эмбриона (слайд).

    Рост и развитие эмбриона начинаются с момента оплодотворения. К концу четвёртой недели эмбрион имеет длину около 6 мм. У него уже есть недоразвитая сердечная мышца, которая способна биться. Начали развиваться головной мозг, спинной мозг, нервная система, глотка, лицо, формируются глаза. Тело имеет удлинённую форму и заканчивается маленьким остроконечным хвостом.

    К концу второго месяца эмбрион вырастает до 2 см. У него уже лучше сформированы глаза и уши, становится заметна шея. Появляются руки, ноги, кисти, ступни, а также кровеносные сосуды и мышцы. Развивающиеся органы постепенно покрываются кожей. Пока ребёнок находится матке, он получает питание и кислород из плаценты, которая развивается частично из тканей матери, частично из тканей зародыша и содержит в себе кровеносные сосуды того и другого. Кровь и кислород из кровеносных сосудов матери поступают в кровеносные сосуды младенца по вене, находящейся в его пуповине. Продукты жизнедеятельности из тела ребёнка выводятся через две артерии в пуповине и попадают в кровь матери. После 8-й недели эмбрион уже обычно называют плодом.

    К концу 3-го месяца появляются ногти на руках и ногах и веки. Под дёснами угадываются зубы. Устанавливается правильное соотношение размеров конечностей и туловища. Становятся заметными мужские и женские половые органы, так что можно определить пол плода. Сформировались и ограниченно функционируют все основные органы. К концу первого триместра плод вырастает до 7,5см. На четвёртом месяце тело плода формируется окончательно. По мере развития физических черт становятся хорошо видны ногти, брови и ресницы. Кожа покрывается тонкими, как пух, волосками. Плод достигает длины около 12см и веса 100-120г. К пятому месяцу кожа плода покрыта смазкой, которая остаётся до рождения. Открываются глаза, на голове появляются длинные волосы. К концу шестого месяца плод достигает 30см длины и веса 500-600г. К концу седьмого месяца мозг и нервная система плода полностью развиты, на теле почти исчезают похожие на пух волоски; начинается отложение жира под кожей, и она становится более гладкой; веки открываются. Плод становится больше, пространство между ним и маткой сокращается, поэтому мать и плод чувствуют движение друг друга. Плод засыпает, если ощущает покачивание; его можно напугать громкими звуками, но он обычно успокаивается, когда мать говорит тихо и мягко.

    Смотрите так же:  Растяжение кисти руки повязка

    В последний месяц плод вырастает до 45-50см и весит около 3кг. В этот момент период из-за недостатка места он менее активен, чем прежде. В какой-то момент последних месяцев внутриутробной жизни большинство младенцев принимают положение вниз головкой внутри матки.

    Учитель Вещества, влияющие на развитие плода (слайд):

    Ученик (сообщение, слайд): Вредное пристрастие к курению.

    В табачном дыме имеются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, мышьяк, аммиак эфирные масла и другие химические соединения. Наиболее ядовитые компоненты табака – никотин и синильная кислота. У будущей матери последствия курения могут сказаться на течении беременности, вызвать выкидыш, осложнить роды. Кроме того, накопление вредных веществ в организме (радиоактивных изотопов полония, свинца, висмута и др.), попадающих с табачным дымом, приводит к генетическим поражениям плода, которые сопровождаются патологическими изменениями жизненно важных систем.

    Было обнаружено, что если беременная женщина курит, масса её новорождённого на 150-200г. меньше нормы. Задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши у курящих женщин встречаются значительно чаще, чем у некурящих. Никотин проникает и в грудное молоко: курение в период кормления грудью снижает качество молока и уменьшает его количество. Новорождённый ребёнок, вскармливаемый грудью курящей матери, плохо развивается, у него очень вероятно возникновение малокровия. Такие дети чаще страдают от бронхита, пневмонии и других респираторных заболеваний.

    Ученик (сообщение, слайд): Употребление наркотиков.

    Молодой организм имеет более интенсивный обмен веществ, повышенную проницаемость тканей, ускоренный кровоток. Всё это способствует быстрому всасыванию и распространению наркотических ядов в жизненно важные участки организма и, прежде всего, в головной мозг. У беременной женщины это всё влияет на саму её и, прежде всего на ребёнка, которого она носит. Рожденные от потребляющих наркотики, дети уже от рождения являются наркоманами.

    Ученик (сообщение, слайд): Употребление алкоголя.

    Каждая капля принятого родителями алкоголя,
    предвещает каплю тупости у новорождённого
    потомства.

    У женщин одним из характерных последствий алкоголизма является неспособность вскармливать детей грудью. По наблюдениям специалистов, этот недостаток встречается у 30-40% женщин, регулярно потреблявших алкоголь. На всех этапах развития плода, употребление алкоголя его матерью опасен своими физическими и психическими последствиями, причём риск уродства и заболевания тем выше, чем больше степень воздействия алкоголя на живой организм. Конкретные формы поражения определяются также тем, на каком этапе развития происходит алкогольная интоксикация.

    Выяснено, что действие алкоголя на этапе внутриутробного развития приводит к недоразвитию плода или отдельных его органов (уродства), повышенной смертности новорождённых. Алкоголь, попадающий в детский организм с молоком матери, вызывает нервные расстройства (в том числе нарушения психики, умственную отсталость), заболевания органов пищеварения (главным образом печени), сердечнососудистой системы и т.д.

    Природа запрограммировала жизнь на абсолютно трезвое существование и отступление от этого закона чревато серьёзными последствиями. Природа не включает алкоголь в обменные процессы человека, а значит, и не создала против него естественных противоядий.

    Алкоголь – одна из самых частых причин бесплодия или бездетных браков. У злоупотребляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение, лишая этих людей возможности стать родителями. Нарушенные мужские и женские клетки часто несут явно патологическую информацию зародышу, плоду, будущему ребёнку. А нередко сперматозоид и яйцеклетка вообще теряют способность к слиянию. Но если даже и произошло оплодотворение, нарушенная алкоголем яйцеклетка и зародыш довольно благополучно прикрепился к стенке матки, то это ещё не означает, что он будет нормально развиваться.

    Если беременность пусть изредка, пусть в небольших дозах употреблять самые лёгкие вина, то всё равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции в ответ на действие алкоголя. В организме и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называется алкогольным синдромом плода.

    Организм плода и ребёнка нельзя назвать совсем беззащитным от проникнувшего в него яда. Он активно борется, но механические защиты не всесильны, особенно слабы они на разных стадиях развития плода. Установлено, что активность антиалкогольных ферментов у плода в десятки раз слабее, чем у взрослых. К тому же у плода вообще отсутствует ряд ферментов, дезактивирующих алкоголь.

    В 1968 году мир впервые узнал о АСП – алкогольный синдром плода, а спустя 20 лет АСП занял первое место среди всех причин врождённой умственной отсталости у детей. Сейчас от 3 до 9 детей на 1000 рождается с АСП (слайд).

    Учитель: К настоящему времени накоплен значительный опыт, свидетельствующий о том, что многие лекарственные препараты могут оказывать неблагоприятное воздействие на развивающийся плод и новорождённого. Соотношение степени риска с потенциальной пользой от назначения препаратов является основной проблемой фармакотерапии при беременности.

    Ученик (сообщение ,слайд): Большинство препаратов проникают к плоду достаточно быстро. В конце гестационного периода у плода начинают функционировать основные биологические системы, и лекарственное средство может вызвать свойственный ему фармакологический эффект.

    Эмбриотоксическое действие заключается в отрицательном влиянии вещества на зиготу и бластоцисту, находящихся в просвете фаллопиевых труб или в полости матки. Чаще всего результатом является формирование грубых пороков развития, что приводит к прерыванию беременности. И.И. Иванов и О.С. Севостьянова отмечают, что тератогенное (teratos – урод) действие препаратов представляют наибольшую опасность, так как приводят к развитию врождённых аномалий у плода. Установлено, что при беременности существует ряд особенностей обмена, касающихся как матери, так и плода и способных влиять на фармакокинетику препаратов. Концентрация препаратов в единице объёма уменьшается, и снижается полезный эффект, а увеличение дозы принимаемых препаратов повышает риск возникновения патологий плода. Г.Ф. Султанова, а также О.И. Карпов и А.А. Зайцев указывают, что во время беременности происходит замедление всасываемости препаратов. Выведение лекарственных веществ во время беременности увеличивается в связи с повышением почечного кровотока и гломерулярной фильтрации, а вначале родов все показатели деятельности почек матери снижаются, уменьшается обратный трансплацентарный ток веществ, что ведёт к их накоплению в теле ребёнка.

    Учитель: на всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума. В результате абортов только в России сейчас погибает 13 тыс. младенцев в день.

    Ученик: Необъявленная война (слайд).

    Мнение врачей:

    К сожалению, аборты процедура неискоренимая. На протяжении многих лет женщины во вред своему здоровью, применяли искусственное прерывание беременности не зависимо от возраста, обеспеченности и запретов.

    Например, только в 2002 году абортов было сделано1017.

    Социальное положение женщин играет какую-то роль?

    Больше проблем с молодыми девушками, которые боятся, что об их “интересном положении” узнают родители и общественность. Есть и такие, кто вообще не задумывается о последствиях.

    Ю. А. Маркин акушер-гинеколог

    Мнение социального работника:

    Лучше бы женщины рожали, а не вредили своему здоровью. Если ребёнка не хочется, то стоит вспомнить о контрацептивах. Вот над чем и правительству бы стоило подумать. Эти средства не всем по карману, надо бы что-то сделать более доступным, а что-то и вообще бесплатным, тогда социально неблагополучная категория людей, возможно, и перестала бы плодить нищету. Детское пособие сегодня составляет всего 80 рублей, а оплата детского садика 500-600 в месяц. При таких “расценках” понятно, почему женщины не хотят иметь детей…

    Мнение служителей церкви:

    Ребёнок – это чудо, Божий величайший дар, которым Бог может наградить человека. Как же преступно порой мы отвергаем дары Божии, как легко расправляемся с самым бесценным – жизнью, которая вверена нам. Бог как бы говорит нам: “Возьмите эту жизнь, выносите её, потерпите тяготы рождения, будьте соучастниками Моего творения, взрастите новую жизнь”. Сегодня на одного родившегося младенца приходится трое убитых посредством абортов. В масштабе России это 13000 человек ежедневно. ЕЖЕДНЕВНО. Такое массовое истребление не снилось даже фашистам. С древнейших времён Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. Священник Свято-Никольского храма отец Валерий.

    7.Ученик. НИ УБИЙ! (слайд)

    Учитель: Но также жизнь маленького человечка может оборваться.

    Тема о вреде аборта актуальна. Аборт убивает жизнь, которая уже началась! Материнство – священный долг женщины. Отрицать материнство – отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, которые тянет ручонки к своей маме. Своим появлением на свет мы обязаны нашим ласковым, терпеливым, строгим и чутким мамам. Мы благодарны, что они дали нам жизнь. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни всегда безнравственно, греховно.

    Конечно, дети должны быть желанными. Но цивилизованный человек может и обязан регулировать свое воспроизводство. Известно много эффективных средств и методов предупреждения беременности.

    Онтогенез кисти руки

    Кисть человека – это центр активности верхней конечности. Она является не просто средством для манипулирования объектами, а чрезвычайно сложным инструментом межчеловеческого общения и получения информации об окружающем мире [12, 49]. Наличие у человека такого уникального и высокоспециализированного органа идентифицируется с его физической полноценностью и социальной адаптацией [47].

    Изучение особенностей индивидуального развития человека связано с выраженной и нарастающей социальной потребностью в индивидуализации подходов к решению практических проблем оздоровления, повышения жизнеспособности каждого человека и общества в целом, совершенствования физических качеств спортсменов, развитие интеллектуальных способностей студентов, обучения и физического воспитания детей [32]. Изучение изменчивости как общебиологическое явления не теряет своей актуальности и заслуживает внимания многих ученых [15], позволяя судить о взаимодействии генотипа с факторами среды в процессе онтогенеза. Осуществление многогранных функций кисти обеспечивается уникальностью её скелета, комплексом мышц и сухожилий [24].

    Смотрите так же:  Ночью немеют пальцы левой руки мизинец и безымянный

    В скелете кисти выделяют три отдела: запястье (carpus), пястье (metacarpus) и кости пальцев – фаланги (ossa digitorum – phalanges). Запястье представлено совокупностью восьми губчатых костей, расположенных в два ряда: проксимальный ряд – ладьевидная (os scaphoideum), полулунная (os lunatum), трехгранная (os triguetrum) и гороховидная (os pisiforme) кости; дистальный – кость-трапеция (os trapezium), трапециевидная (os trapezoideum), головчатая (oscapitatum), крючковидная (os hamatum). Костную основу пястья образуют пять коротких трубчатых пясных костей (ossa metacarpaliaI-V). Скелетом пальцев являются фаланги, которые представляют собой короткие трубчатые кости. В составе всех пальцев, кроме первого, различают три фаланги: проксимальную (phalanx proximalis I-V), среднюю (phalanx media II-V) идистальную (phalanx distalis I-V). У каждой фаланги выделяют основание (basis), тело (corpus) и головку (caput). На основании проксимальных фаланг II–V пальцев имеется одиночная суставная ямка для сочленения с головками пястных костей, а на основании средних и дистальных фаланг – по две плоские ямки, разделенные гребешком, для соединения с блоком (trochlea) соответствующих им проксимальных и средних фаланг. Тело проксимальных и средних фаланг выпуклое с тыльной стороны и несколько вогнуто с ладонной стороны. Дистальный эпифиз дистальной фаланги уплощен и образует бугристость дистальной фаланги (tuberositas phalangis distalis).

    Эволюция кисти тесно связана с процессом становления человека и изучение встречающихся вариантов развития и аномалий в строении этого органа представляет несомненный интерес [10, 25].

    Скелет кисти – это часть костной системы человека, поддающаяся наиболее точным измерениям [18]. Костная система достаточно хорошо отражает половую и возрастную дифференцировку организма, что позволяет наиболее достоверно представить его морфологический облик [1]. В связи с чем, все исследования должны вестись с обязательным учетом возрастно-половых особенностей [17]. Для формирования целостного представления о строении органа необходимо знать не только его среднюю анатомическую норму, но и весь спектр изменчивости [44, 45]. Вопросы детального изучения индивидуальной, возрастной и половой изменчивости параметров фаланг пальцев кисти взрослых людей, методом прямой остеометрии достаточно широко представлены в литературе [14, 34, 37]. Установлен ряд общих закономерностей старения, проявления и механизм инволютивных изменений, выяснены многие условия, изменяющие темп и характер эволюции костной системы, тем не менее, практическое определение возраста при судебно-медицинских экспертизах костных останков трупов до настоящего времени остается одной из труднейших задач [13, 33].

    В ряду перспективных направлений современной морфологии важное место занимает математический анализ структуры морфологических объектов [2], а также изучение корреляционной структуры признаков, описывающих особенности размеров и формы тела в прикладной антропологии, для разработки антропометрических стандартов, учитывающих как индивидуальные, так и групповые особенности человека. В литературе описаны исследования, посвященные изучению корреляций: длин проксимальных фаланг 2–5 пальцев между собой [38] и с параметрами средних и дистальных фаланг [16]; параметров оснований проксимальных фаланг 2–5 пальцев кисти с линейными размерами фаланг одноименных пальцев [11]; морфометрических показателей фаланг кисти с типом кожных узоров дистальных фаланг [46]; пальцевых указателей с длиной тела и возрастом индивида [43]; параметров фаланг пальцев кисти с возрастом и полом [35]; признаков старения кисти и пропорциями тела, развитием жировой ткани и мышечной системы у мужчин и женщин [19]; длины пальцев и уровнем агрессии, жизнестойкостью студентов в возрасте 17–18 лет [20, 21]; морфофункциональных показателей кисти и роста [30]. Лежащие в основе морфогенеза всех структур пальцев закономерности обеспечивают единые принципы их морфологической изменчивости и воплощаются в становлении определенных морфогенетических и функциональных корреляций, имеющих вполне конкретное количественное выражение [48].

    Важным является изучение влияния длительного воздействия ряда внешних факторов, таких как труд и спорт, а также условий жизни (географические зоны: арктические или жаркие области, на разных высотах) на организм человека [17]. Влияние различных видов спорта на строение кисти спортсменов проводилось методом рентгеноостеометрии костей скелета верхней конечности. Кисть человека является наиболее доступным для рентгенографического исследования объектом [41]. Продолжающееся после рождения человека развитие его скелета рентгенологически характеризуется нарастанием размеров изображения костей, появлениям на снимках еще представленных хрящевой тканью, первичных и вторичных точек окостенения, и наступающим формированием в единое целое, тех костей, которые до определенного времени представляются состоящими из отдельных частей, в связи с этим материалом исследования большинства работ послужили рентгенограммы кистей детей. Так, в литературе представлены результаты изучения: возрастной динамики длины коротких трубчатых костей кисти жителей г. Ленинграда в возрасте от 4 до 21 года [41], у жителей республики Карелия [40], у абхазских школьников [9], а также степени наследственных и внешне средовых влияний на прирост размера костей кисти у детей-близнецов [36].

    Занятия спортом требует большой напряженности со стороны всех систем организма и особенно опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов, что должно обеспечить гармоничное развитие организма в период роста и длительное сохранение работоспособности в пожилом возрасте [4]. Описаны морфологические особенности костей нагружаемых отделов скелета верхних конечностейюных спортсменовзанимающихся лыжными гонками [3], волейболом [26], а также скелета кисти пловцов [42], гимнастов [6, 23], каратистов и боксеров, а для контроля – футболистов, чьи верхние конечности не испытывают ударных воздействий [5, 7, 22].

    В течение жизни организм человека находится в постоянном процессе перестройки всех его тканей, органов, и систем. В них происходят сложные изменения, которые определяются возрастом, полом, наследственностью, а также находятся под влиянием и других многочисленных факторов внешней среды. Важную роль в функциональной перестройке скелета играет не только спорт, но и труд, профессия человека накладывают индивидуальный отпечаток как на строение скелета в целом, так и на структуру отдельных костей. Влияние профессии на изменения скелета кисти людей различных профессий (грузчиков, изолировщиц, слесарей-монтажников, скрипачей и пианистов) детально изучал И.К. Машкара [27–29] и выявил различную степень выраженности гипертрофии их скелета.

    Как рабочий орган кисть человека чаще других частей тела подвергается различного рода повреждениям. Нарушение ее функции неминуемо затрагивает все сферы жизни человека: работу, спорт, отдых и творческую деятельность и зачастую приводит к серьезным социальным и эмоциональным последствиям [38]. В настоящее время стремительное развитие медицинских технологий требует от фундаментальной науки метрической точности, детализации исследований, выявления закономерностей изменчивости в аспекте территориальных, возрастных и билатеральных особенностей [8, 31].

    Таким образом, исследования морфологии кисти несут прикладную направленность. Детальные сведения как о кисти в целом, так и обо всем спектре изменчивости и взаимосвязей структур составляющих ее отдельных анатомических элементов, являются необходимыми для нового отношения к хирургии кисти в организационном, научном, образовательном и социальном планах.

    Физиологические особенности детского организма Периоды онтогенеза человека

    Выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

    1.Герминальный или зародышевый период. Первая неделя после зачатия.

    2.Эмбриональный период. Вторая — пятая неделя беременности.

    3.Фетальный период.32 недели.

    1.Неонатальный или период новорожденности. 1-10 дни.

    2.Грудной возраст. 10 дней — 1 год.

    3.Раннее детство. 1-3 года.

    4.Первое детство. 4-7 лет.

    5.Второе детство. 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет девочек.

    6.Подростковый возраст. 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет девочек.

    7.Юношеский возраст. 17-21 год для юношей, 16-20 лет девушек.

    I период: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины.

    II период: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины.

    9.Пожилой возраст. Мужчины 61-74 года, женщины 56-74 года.

    10.Старческий возраст. 75-90 лет.

    12.Период долгожительства. Свыше 90 лет.

    Герминальный период это момент от начала зачатия до формирования зародыша. Эмбриональный период делится на 2 фазы: фазу гистотрофного питания и фазу желточного кровообращения. В фетальном периоде происходит переход от желточного к гемо-амниотрофному питанию. В неонатальном периоде ребенок питается молозивным молоком. В период грудного вскармливания зрелым, а затем к материнскому молоку подключается прикорм и реализуется сенсомоторная схема стояния. В период раннего детства происходит освоение навыков ходьбы и речи. В первое детство возрастает словарный запас и протекает первая фаза формирования мышления. Во втором детстве усложняется аналитико-синтетическая деятельность мозга и формируется 2-я фаза мышления. В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем м протекает 3-я фаза организации мышления. Период юношества или адолесцентный является переломным, когда происходит завершение формирования личности и полового созревания. Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций. В период пожилого возраста начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза. В последующие периоды они активизируются.

    Развитие нервно-мышечной системы детей.

    У новорожденных анатомически имеются все скелетные мышцы. Количество мышечных волокон с возрастом в них не увеличивается. Рост мышечной массы происходит за счет увеличения размеров миофибрилл. Они оттесняют ядра на периферию. Количество ядер уменьшается, а их размеры возрастают. Одновременно утолщается сарколемма. Размеры мышечных волокон стабилизируются к 20 годам. Мышцы детей эластичнее, чем взрослых, т.е. сильнее укорачиваются при сокращении и удлиняются в момент растяжения. В 4-5 лет быстрее развиваются мышцы предплечья. Усиленное развитие мышц кисти происходит в 6-7 лет. При этом скорость развития сгибателей превышает созревание разгибателей. В раннем детском возрасте повышен тонус мышц сгибателей кистей рук и разгибателей бедра. В дальнейшем распределение тонуса нормализуется. У новорожденных меньше активность натрий-калиевого насоса, поэтому в скелетных миоцитах больше натрия и меньше калия. Поэтому меньше мембранный потенциал. Становление ионных градиентов и мембранного потенциала происходит ко второму году. У новорожденных амплитуда потенциалов действия меньше, а длительность больше, чем в зрелом возрасте. Возбудимость мышц также возрастает.