Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в доу

Содержание:

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Автор: Каримова Гульназ Равилевна

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.

Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам – у 32%, к шести годам – у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.

Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.

Крайне неблагоприятно на состояние стоп оказывает ношение плохо подобранной, некачественной обуви. Важно соблюдать правильный гигиенический уход за стопами и правильно подобрать обувь.

Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.

Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм).

Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах.

Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.

— Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).

— Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).

— Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.

— Регулярное применение природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке.

— При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.

— Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.

— Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.

— Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.

Упражнения проводятся в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например: повороты стопы вправо, влево.

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы рыбок нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики, веревки разной толщины, перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по дорожке — массажеру.

На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов.

К таким упражнениям относятся:

— общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

— корригирующие упражнения с применением приспособлений универсального типа;

— упражнения из раздела ЛФК;

— упражнения на массажерах;

— игры, игровые упражнения.

Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности используются различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей. Привлечение к данной проблеме родителей позволяет скоординировать усилия и повторять упражнения в домашних условиях.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений может помочь избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте.

Схема «Профилактическая работа в режиме дня» на каждый день:

Разные виды ходьбы, упражнения на равновесие, ходьба по дорожкам

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Автор-составитель: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск, Новосибирская обл.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

(Памятка для родителей)

Развивается плоскостопие на фоне слабости связочно-мышечного аппарата. Наиболее частыми причинами его является перегрузка стоп при продолжительной работе стоя, недостаточное развитие мышц нижних конечностей, нерациональная обувь (неправильная колодка, отсутствие каблука, недостаточно гибкая подошва).

В целях профилактики и лечения плоскостопия, детям надо ограничивать статическую нагрузку на ноги (длительное стояние). Ходьба и бег, упражнения динамические, меньше утомляют стопу, поэтому не противопоказаны.

  1. Летом детям полезно бегать босиком, особенно по песку или скошенной траве. Это повышает тонус мышц свода стопы, улучшает кровообращение. Вредно перегревать ноги, т.к. это приводит к расслаблению связочно-мышечного аппарата.

Из видов спорта наиболее показано плавание, причём стилем «кроль», так как в последнем, при правильном исполнении, стопы устанавливаются внутрь. Плавание выгодно и тем, что доступно даже дошкольникам, не говоря уже о его гигиеническом значении.

Показаны также ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры с мячом (элементы волейбола, баскетбола). Спортивные упражнения дополняют методы лечения.

Если деформация стоп сопровождается болью, а также при резком снижении силы мышц (особенно у детей младшего возраста) показан массаж преимущественно внутренней и наружной поверхности голени и подошвенной поверхности стопы. Применяют – поглаживание, глубокое растирание, поколачивание. Массаж проводится курсами 1,5-2 месяца.

Большое значение имеет правильная ходьба с неширокой постановкой ног, без излишнего разведения носков. Стопы ставятся почти параллельно. Отдых для ног достигается стоянием на наружных краях стоп и сидением со скрещенными голенями.

Обувь должна быть по размеру, устойчивой, плотной, охватывать стопу и обязательно иметь каблук.

Правильный подбор обуви

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка. Тесная обувь, как и чрезмерно свободная, вредна и может быть даже причиной некоторых заболеваний стоп.

Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти пол­ностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение.

Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего нарушается походка, возможны подвы­вихи в голеностопном суставе.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, при нагрузке он увеличивает­ся, как в длину, так и в ширину. Измеряйте размер стопы только у стоящего ребенка.

Поставьте малыша на лист бумаги, очерчивают стопы пер­пендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, за­тем по наружному контуру до той же точки (рис. 7.1).

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Дли­на измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки об­веденной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Смотрите так же:  Отёки ног с минеральной водой

Есть более простой, но менее точный способ определения соответ­ствия обуви стопе ребенка. Расшнуруйте или расстегните ботинок или туфельку и установите ножку малыша наверх обуви, погружая в нее только пятку. При этом пятка должна соприкасаться с задником обуви (рис. 7.2). Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала.

Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в один сантиметр (рис. 7.3).

При покупке новой обуви обратите внимание на задник, он должен быть достаточно жестким (рис.7.4). Особенно это важно для малышей, часто болеющих, ослабленных, детей с признаками рахита, с искривле­нием ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки, которые надеж­но фиксируют голеностопные суставы.

Подошва — это тоже важно — должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Обувь лучше покупать кожаную, с широкими и умеренно высокими носками, твердыми задни­ками, стабилизирующими заднюю часть стопы и широким, низким каб­луком. Не забывайте, что нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь.

Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.

Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. «Полная энциклопедия лечебной гимнастики». – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 512с.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Транскрипт

1 Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении. Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопия является одной из причин нарушения осанки. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии. Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорнодвигательной системы организма. В возрасте 3-7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы, и закрепить правильный свод стопы. Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы стоп, противодействие развитию деформации стопы и коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения направленные на развитие силы и эластичности мышц голени, стопы, и связок аппарата голеностопного сустава.

2 Для предупреждения плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры: 1. Рациональное питание, которое является залогом оптимального формирования опорно-двигательного аппарата. В ежедневном питании ребёнка должно быть достаточное количество белка, в том числе животного происхождения, а также углеводов, минеральных солей (кальций, фосфор, магний) и витаминов «А», «В», «С». Детям показаны молочные и кисло-молочные продукты (молоко, творог, сыр, сметана, сливочное масло), овощи (зелёный горошек, лук, морковь, фасоль), крупы, яйца, морепродукты, фрукты и ягоды. 2. Правильно подобранная обувь. Обувь для ребенка должна быть с небольшим каблучком (пол сантиметра), мягким супинатором и жестким задником. Нельзя носить слишком тесную обувь и обувь на плоской подошве. Ребенку не следует донашивать чужую обувь. 3. Двигательная активность. Необходимо вести активный образ жизни, выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы) 4. Профилактические упражнения. Необходимо регулярно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы и голени, а также тонизировать мышцы стопы ходьбой босиком по песку, траве, гальке, прочим неровностям или по специальному коврику. Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке.

3 Диагностика плоскостопия. О степени уплощения стопы можно судить по её отпечатку. След ноги должен иметь значительную выемку с внутренней стороны. Чем эта выемка меньше, тем больше уплощение стопы. При диагностике плоскостопия у детей нужно учитывать их возрастные особенности. С рождения у ребенка своды стоп заполнены подкожным жиром. К трем-четырём годам кости, мышцы и сам внешний вид стопы приобретают очертания взрослой стопы. Чем старше ребенок, тем лучше виден просвет свода стопы. Для диагностики возьмите чистый лист бумаги и положите его на пол. Затем намажьте ступни ребенка каким-нибудь жирным кремом и поставьте его на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. За тем, перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Для проведения занятий по профилактике и коррекции плоскостопия желательно использовать массажные коврики; массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп.

5 Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, которые можно выполнять в домашних условиях Упражнения в ходьбе: на носках на пятках на наружной стороне стопы с согнутыми пальцами ног одна нога на пятке, другая на носке ходьба «гусиным шагом» ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь ходьба по набивным мячам Упражнения в положении стоя: стоя, стопы параллельно, руки на поясе: подниматься вместе и попеременно на носки приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки, вместе и попеременно перекат с пяток на носки и обратно сведение и разведение пяток сокращение стоп с продвижением вперед из положения ноги вместе в положение ноги врозь разводя поочередно носки и пятки врозь и обратно полуприседания и приседания присед, стоя на гимнастической палке балансировка, стоя на набивном мяче Упражнения в положении сидя: поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п. согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения по максимальной окружности в обе стороны, поворот стоп подошвами внутрь приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

6 Упражнения и игры с предметами: «Каток» — ребенок, сидя на стульчике, катает вперед-назад мяч, валик или палку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой. «Разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой. «Сборщик» — ребенок собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске. «Художник» — карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. «Носильщик» — ребенок сидит на полу и поднимает кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, кладет на пол. Затем кубик перенести в левую сторону. «Медуза» — ребенок сидит на стульчике, на одной стопе лежит платочек. Ребенок подбрасывает платочек вверх и ловит его стопой. Сначала выполняет одной ногой, потом другой. Также можно ходить босиком по гимнастической палке, по ободу обруча, по мешочкам с различным наполнителем (пуговицы, бусины, фасоль, песок, керамзит и т.д.), по самодельным массажным коврикам, ползать по веревочной лестнице. Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Мой детский сад

Информационный портал для родителей и воспитателей

Упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

В каждом дошкольном учреждении проводятся занятия по физической подготовке детей: развитие в них выносливости, силы, скорости, реакции. В столь юном возрасте ребенок еще только растет и крепнет, а потому ему очень важно иметь полноценный опорно-двигательный аппарат, за счет которого происходят абсолютно все движения. Большим благородным делом для педагога является профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения по ней проводятся или группами, или индивидуально с малышами, имеющими серьезные проблемы.

Плоскостопие у детей в теории

Термин «плоскостопие» уже содержит в себе визуальную интерпретацию данного понятия. Человек, у которого наблюдается плоскостопие, имеет нарушения функций стопы, при котором опускается свод: или продольный, или поперечный. Отсюда и различаются виды этого недуга, которые могут возникать отдельно или в комплексе. Кроме того, типы плоскостопия врачи различают по причине возникновения – от врожденного (диагностируется не раньше 5 лет) до статического.

Причинами плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть следующие:

  • Наследственность. В этом случае профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой направлены на недопущение его возникновения, может оказаться недостаточной.
  • Лишний вес. Особенно актуален при продольном плоскостопии: чем больше у ребенка вес, тем выше нагрузка на стопу, и тем явнее проблема.
  • Полученные травмы. Например, перелом лодыжки или кости пятки.
  • Паралич подошвенных мышц. Чаще диагностируется как последствие полиомиелита.
  • Рахит.
  • Слабые мышцы стоп. Такая причина актуальна тогда, когда ребенок получает недостаточно нагрузки на ноги, ведет не активный образ жизни. Излишние нагрузки без отдыха тоже могут спровоцировать плоскостопие.
  • Ношение неудобной обуви.
  • Слишком рано сделанные первые шаги ребенка.
Смотрите так же:  Лист брусники при подагре

Помимо проведения упражнений для профилактики плоскостопия, в случае начинающейся проблемы у ребенка дошкольного возраста, необходимо дать ряд рекомендаций родителям. В первую очередь, это визит к специальному врачу. Второе – ношение не просто удобной обуви, а ортопедической обуви: от сандалий до зимних ботинок. В наше время во многих магазинах продаются отдельно ортопедические стельки, которыми можно снабдить любую понравившуюся пару обуви.

Важная рекомендация – естественный массаж ног. Массаж сам по себе очень полезен для ребенка, но в случае с нарушением функции стоп он крайне необходим. Можно ходить босиком по камешкам, песку, траве, палкам.

Еще один важный момент касается упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения выделяются традиционные и те, что носят игровой характер. Порекомендуйте родителям уделять занятиям время дома.

При желании можно купить или соорудить своими руками массажный коврик.

Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. Многие из них максимально просты и могут быть интересны ребятам дошкольного возраста.

В положении лежа на спине:

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.

В положении сидя на стуле:

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.

В положении стоя:

  • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
  • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
  • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, канаты, обручи, простынки, полусферы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

Игровые упражнения ради профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычной физкультуре, или во время пробуждающей гимнастики после сна, или во время лечебной физкультуры. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

Профилактика плоскостопия у детей

Илья Нахаев
Профилактика плоскостопия у детей

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

Плоскостопие — это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза.

В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста. В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию.

Профилактика плоскостопия в детском саду должна включать определенные меры предосторожности. Необходимо обязательно рассказать о правилах подбора обуви на родительском собрании. Предотвратить многие неприятности со здоровьем (в том числе и плоскостопие) могут специально разработанные физические занятия, гимнастика, в которой подвижный детский организм очень нуждается.

Упражнения для профилактики

Упражнения при плоскостопии, как правило, начинают с разминки, так как важно подготовить мышцы ребенка к дальнейшей работе. Выполняют упражнения без обуви, в носочках, на ровной нескользкой поверхности.

Ходьба по кругу

Сначала необходимо ходить на высоких носочках, после этого – на пяточках, затем – на внутренней поверхности стопы, потом нужно согнуть ноги в коленях и продолжать ходьбу, а закончить упражнение надо ходьбой на внешней поверхности свода стопы.

Можно ходить по наклонной и неровной поверхности.

Работать желательно, включив веселую музыку, которая понравится малышу: это поможет создать хорошее настроение, и, соответственно, результат будет лучше.

В детском саду меры по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста должны иметь своей целью укрепление и поддержку связок и всего опорно-двигательного аппарата. В этом случае нагрузка будет распределена равномерно, исключая деформацию ступней. В ДОУ физические упражнения, как правило, составляют с учетом необходимости профилактики данного заболевания.

Информация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Плоскостопие — это заболевание опорно-двигательного аппарата.

Консультация для родителей «Профилактика и коррекция плоскостопия» В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» с использованием ИКТ Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка радостным, веселым и самое главное –здоровым. Одна из причин,заставляющих родителей волноваться.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, а.

Консультация для родителей «Советы Гантелькина». Коррекция и профилактика плоскостопия у детей с ОВЗ Советы Гантелькина. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с ОВЗ.» В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных.

Профилактика плоскостопия. Общие вопросы Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии.

Профилактика плоскостопия в ДОУ. Из опыта работы инструктора по ФИЗО. Родители мечтают видеть своего ребенка здоровым и жизнерадостным. Но, к сожалению, отмечено, что в последние годы состояние здоровья детей.

Профилактика плоскостопия у детей старшей и подготовительной к школе группы Упражнения для профилактики плоскостопия у детей старшей и подготовительной к школе группы. Формирование стопы начинается с самых первых.

Материал на тему:
ПЛОСКОСТОПИЕ. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПЛОСКОСТОПИЕ – это заболевание опорно – двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространённых у детей.

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПЛОСКОСТОПИЕ – это заболевание опоно – двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространённых у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении её свода, вследствие чего при ходьбе вся поверхность стопы ребёнка касается пола. Чаще всего у детей бывает продольное плоскостопие. Оно может быть как врождённым, так и приобретённым. Врождённая форма редко встречается, и её определяют ещё в роддоме и начинают лечение.

Точно сказать, что у ребёнка плоскостопие, можно только в возрасте 5 – 6 лет. Так как детский костный аппарат стопы до определённого возраста ещё не окреп, и отчасти представляет собой хрящевую структуру. Связки и мышцы ещё слабы и повержены растяжению. К тому же, стопы могут казаться плоскими, так как выемка с внутренней стороны стопы заполнена жировой мягкой тканью, прячущей костную основу. Так что до 5 – 6 лет диагноз «плоскостопие» ещё ставить нельзя, можно говорить только о предрасположенности к плоскостопию, которое появится, если не заниматься его профилактикой. Если опорно – двигательный аппарат развивается нормально, то к 5 – 6 годам свод стопы приобретает правильную форму. Но есть случаи, при которых происходит отклонение в развитии, что может способствовать развитию плоскостопия.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ:

  • наследственность (нужно регулярно посещать с ребёнком врача – ортопеда и заниматься профилактикой плоскостопия);
  • «неправильная» обувь (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкая или широкая);
  • чрезмерные нагрузки на ноги (к примеру, при поднимании тяжестей или при избыточной массе тела);
  • чрезмерная гибкость суставов;
  • рахит;
  • паралич мышц стопы и голени (из – за перенесённого полиомиелита или ДЦП);
  • травм стопы.

Ребёнку в возрасте 3 лет уже можно провести начальную диагностику плоскостопия:

1.Можете намочить ножку ребёнка водой, либо смазать её маслом. Поставьте её на бумагу, чтобы получить отпечаток. При этом ребёнок должен стоять прямо, а ноги держать вместе. Отпечаток внешней стороны стопы должен быть непрерывным, в внутренний иметь изгиб, то есть носок и пятка на отпечатке соединяется лишь узенькой полоской. Если эта полоска толще половины ширины отпечатка, то это говорит о плоскостопии.

2.Ещё одним признаком плоскостопия может служить то, что ребёнок быстро устаёт от ходьбы и просится на руки или в коляску.

ЧЕМ ОПАСНО ПЛОСКОСТОПИЕ?

Иногда родители недооценивают серьёзность этого заболевания. Ведь со стороны его можно не замечать, особенно поначалу. Некоторым родителям может даже казаться, что, оно не оказывает особого негативного влияния на ребёнка. Однако это не так. И подобное отношение к данному заболеванию может привести к весьма негативным последствиям. Ведь плоскостопие нарушает некоторые очень важные функции стопы, например, амортизация, почти не происходит, и при ходьбе весь «удар» достаётся голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому обязательно нужно заниматься профилактикой плоскостопия и лечить его.

Смотрите так же:  Отчего сводит судорогой пальцы на ногах

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 2 ЛЕТ:

1.Не желательно, чтобы дома ребёнок ходил босиком, так как поверхность пола обычно ровная и гладкая. Лучше чтобы малыш ходил в тапочках.

2. Выбирайте для малыша только удобную, хорошую обувь.

3. Летом очень хорошо походить босиком по песку, мелким камушкам или травке.

4. Если нет возможности погулять босиком на улице, можете сделать дома следующее: расстелить клеёнку, насыпать на неё крупы и застелить тканью. И поводить по ней ребёнка. Можно для этих же целей в большой тазик насыпать песок (но будьте готовы к тому, что ребёнок захочет с ним поиграть и может разбросать по комнате).

5. Делайте малышу массаж стопы (чтобы ему не было щекотно, массаж делайте после тёплой ванны).

6. Массируйте стопы ребёнка массажным мячиком (но такой массаж перед сном лучше не делать).

7. Дайте малышу попрыгать на батуте или диване.

ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ:

Положите на пол скалку или небольшой мяч и ребёнок, стоя на одной ноге, должен второй ногой катать их по полу.

Положите на пол салфетку и предложите ребёнку смять её при помощи стопы.

Предложите малышу собирать пальчиками ног или перекладывать с места на место разбросанные по полу предметы.

Выполните круговые движения ступнями в одну и во вторую сторону.

Поочерёдно походить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

Способы профилактики плоскостопия у детей

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека. При развитии плоскостопия отмечается нарушение опорной функции в нижних конечностях, что способствует ухудшению процессов кровообращения, появлению болей, а иногда даже судорог в области ног.

При этом стопа холодная и синюшная, а ее уплощение оказывает влияние на осанку ребенка, положение позвоночного столба и тазовых костей. При плоскостопии изменяется походка. Она становится неуклюжей и напряженной. При передвижении дети громко топают и выполняют хаотичные движения руками, подгибая ноги в коленях.

В дошкольном возрасте стопа интенсивно формируется, поэтому так важна профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, помогающая избежать различных по своей тяжести функциональных нарушений. В этот период времени организм ребенка наиболее пластичен, и вполне возможно остановить развивающееся плоскостопие, а также исправить неправильное формирование стоп при помощи укрепления связок и мышц стоп.

Анатомические особенности стопы

Состояние стопы влияет на легкость при ходьбе, плавность передвижения и количество энергозатрат. Строение стопы позволяет сохранить опору и амортизацию во время ходьбы. Основную часть стопы составляет костная ткань, которая соединена суставами, мышцами и связками.

Стопы ребенка значительно отличаются от взрослого. В течение первых лет жизни малыша большую часть стопы составляет хрящевая ткань, связочный аппарат более эластичен и растяжим, а мышцы не обладают достаточной силой.

Помимо этого, нагрузка на опорную часть стоп намного больше, в сравнении с взрослым человеком, за счет увеличения массы тела к размеру ноги. Если сравнивать стопу ребенка и взрослого человека, то у детей она кажется более неуклюжей, тяжелой и плоской. Однако до трехлетнего возраста это вполне естественно, потому, что выемки свода стоп у детей этого возраста заполнены жировой мягкой подушечкой, маскирующей анатомически правильную основу кости.

В том случае, когда в одном из сводов стоп наблюдается спад из-за мышечного ослабления, нагрузка распределяется по другим точкам. При этом они испытывают усиленное давление, ведущее к деформированию стоп и развитию определенной стадии заболевания.

Причины неправильного формирования стопы

Перед тем как выработать методику для лечения и профилактики плоскостопия у детей, важно знать причину его возникновения. Как правило, врожденные изменения стоп наблюдаются крайне редко. Такие последствия являются результатом перенесенного рахита и ранними перегрузками организма.

Главными причинами развития плоскостопия у детей являются:

  • избыточный вес ребенка;
  • раннее начало ходьбы и становление ребенка на ноги;
  • наследственная предрасположенность;
  • травмы различного характера;
  • длительное хождение без обуви по гладкой и твердой поверхности;
  • неправильная обувь;
  • осложнения после полиомиелита и рахит;
  • усиленные физические нагрузки, не соответствующие возрасту малыша.

Одной из наиболее важных причин развития плоскостопия у детей в дошкольном возрасте является неправильно выбранная обувь (слишком тесная или, наоборот, свободная). Особенно опасно покупать детскую обувь «на вырост», позволять ребенку носить теплую обувь в помещении и т. д. Кроме того, обувь обязательно должна быть с фиксирующим задником, для поддержки стопы и выработки правильной осанки.

Профилактика плоскостопия

Для успешного выполнения профилактики плоскостопия рекомендуется задействовать весь комплекс мероприятий, включая физические упражнения, природные условия и гигиенические процедуры.

Природно-оздоровительные профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия включают в себя хождение детей без обуви (босиком) по естественной поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и функциональную способность стоп.

Гигиенические мероприятия предусматривают правильный выбор обуви для обеспечения анатомического положения стоп. Следует выбирать обувь только из натуральных материалов, чтобы обеспечить хороший воздухообмен. Внутри обязательно должен быть супинатор, приподнимающий стопу с внутренней стороны, а подошва должна быть максимально гибкой. Необходимо выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область от ушиба при ходьбе. Размер обуви должен соответствовать размеру стопы ребенка.

Основная роль в профилактике принадлежит специальным упражнениям, которые позволяют эффективно корректировать первые признаки плоскостопия. Гимнастические упражнения должны разрабатываться детским ортопедом, но выполнять их можно как в детских садах, так и самостоятельно.

Примерный гимнастический комплекс упражнений

Профилактика плоскостопия может выполняться в соответствии со следующим комплексом упражнений, каждое из которых следует выполнять не менее 10 раз и обязательно в игровой форме:

  1. «Качели». Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. При специальном отсчете в игровой форме, ребенок подтягивает носочки к себе, а потом опускает их в начальное положение.
  2. «Хлопки». Исходное положение ребенка – на гимнастической скамье. Ноги поставлены на пол, а носки разводятся в разные стороны. По команде носки соединяются, выполняя своеобразный хлопок, и отводятся обратно.
  3. «Барабанщик». Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного воспитателем.
  4. «Балет». Ребенок должен сесть на гимнастическую скамью, упираясь в нее обеими руками, вытянув обе ноги. Постепенно он подтягивает ноги, одновременно опираясь на пальчики ног. Затем необходимо принять исходное положение, максимально повернув носки внутрь.
  5. «Паучок». Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.
  6. «Художник» . Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.
  7. «Веселый ежик». Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.
  8. «Улитка». Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.
  9. «Маляр». Исходное положение – лежа на спине. При этом ребенок водит одной ногой по другой, меняя их.

Игровые элементы позволяют превратить серьезную процедуру в веселое занятие. При этом ребенок запоминает стихи, которые произносит воспитатель детского сада или родители и в дальнейшем может выполнять гимнастику самостоятельно.

Вспомогательные способы

Для предупреждения развития плоскостопия требуются усилия и терпение со стороны взрослых людей. Физические нагрузки должны сочетаться с правильным питанием. Кроме того, следует выполнять рекомендации лечащего врача и придерживаться режима сна и отдыха.

Существуют дополнительные способы борьбы с плоскостопием в детском возрасте.
К ним относятся:

Ванна для ног с морской солью

Подготовка к процедуре не занимает много времени. Для приготовления ванны необходимо налить воду (до щиколотки ребенка), растворить в ней немного морской соли, оставив кристаллики на дне ванны, для хождения ребенка по ним до полного растворения. Такой своеобразный массаж является хорошей профилактикой плоскостопия.

Увеличить список необходимых манипуляций для получения максимальной эффективности позволит консультация с высококвалифицированным ортопедом. Кроме того, хорошо сочетать эту процедуру с контрастными обливаниями ног, что усиливает кровообращение в нижних конечностях и улучшает общее состояние ребенка.

Массажный коврик

Хорошо помогают справиться с плоскостопием различные виды массажа. Лучше всего, конечно, довериться профессионалу, но выполнить массаж можно и самостоятельно.

В первую очередь рекомендуется разогреть тело при помощи гимнастических занятий или с помощью контрастного душа. Массаж следует выполнять с верхней части бедра, переходя на икры, а затем на ахиллово сухожилие. Далее массируют внешнюю и внутреннюю стороны стоп с постепенным переходом на подошвы. Длительность массажа составляет 20–25 минут. Помимо массажа, можно изготовить специальную массажную дорожку, пришив и наклеив на ее поверхность различные предметы (пуговицы разного размера, тыквенные семечки, бусины и другие материалы). Малыш с удовольствием «путешествует» по сказочной дорожке, при этом массируя стопы.

В настоящее время плоскостопие является одной из наиболее распространенных проблем детского возраста. Не придавать значения этой проблеме – глубокое заблуждение, потому что болезнь в запущенных формах опасна возможностью развития проблем с позвоночником, особенно в школьном возрасте. Это, в свою очередь, ведет к болям в области спины, шее и суставов. Поэтому предупреждение плоскостопия в детском возрасте имеет огромное значение. Профилактикой должны заниматься не только дошкольные заведения, но и непосредственно родители. Только при комплексном подходе можно избежать нежелательных последствий в будущем для уже взрослого человека.