Вращение больших пальцев рук

Тренируем пальцы рук

Значение пальцев рук в нашей повседневной жизни трудно переоценить. Практически все, что мы делаем руками, мы можем делать благодаря нашим пальцам.

Очень большое значение пальцы рук имеют при занятиях практически любым видом спорта: волейболом, гандболом – все технические действия с мячом; теннисом, бадминтоном – удержание и технические действия с ракеткой; единоборствами – удары, захваты, блоки; гимнастикой – висы, хваты и т.д.

Но если мы посмотрим на пальцы, мы увидим, что это одна из самых маленьких частей нашего тела, они окружены небольшим количеством мышц и, следовательно, плохо развиты. Для предотвращения травм пальцев в повседневной деятельности, во время занятий спортом, мышцы пальцев рук необходимо держать в тонусе.

Для этой цели существуют следующие упражнения:

  1. Выполнение падений на стену. Исходная позиция – стоя параллельно стене на расстоянии 1-1,5 метра. Падать в сторону стенки в положение, аналогичное упору лежа на пальцах.
  2. Сжимание мяча. Максимально надавливать на мячик для тенниса кончиками пальцев, избегая касания ладонью.
  3. 2-3 небольших мячика (например, для настольного тенниса) перемещать в пальцах в свободной манере.
  4. Выполнение отжиманий на кончиках пальцев. Упражнение выполняется очень аккуратно. Обязательно предварительно устроить разминку. Пальцы складывать таким образом, чтобы они образовывали широкую чашу. По мере освоения упражнения его можно усложнять несколькими вариантами: использовать в качестве опоры одну, а не две руки, уменьшать количество опорных пальцев или поднимать ноги на опору.
  5. Подбрасывание набивного мяча. Мяч удерживать верхним захватом. Вес мяча постепенно увеличивается.
  6. Выполнение виса на пальцах. Можно начинать с виса на низкой перекладине. Постепенно переходить на высокую перекладину с полным висом или уменьшать количество опорных пальцев.
  7. Упражнение с эспандером. Тренажер, а также количество сетов и повторений подбирается индивидуально.
  8. Вращательные движения с гимнастической палкой. В качестве тренажера используется гимнастическая или любая другая палка. Выполнять вращения палки пальцами рук с увеличением амплитуды и скорости вращения.
  9. Разведение пальцев в стороны веером. Нужно стараться прилагать максимальные усилия и отводить пальцы как можно шире. Заключительное положение фиксировать от 3 до 5 секунд.
  10. Согнуть пальцы в кулак таким образом, чтобы он не был полностью закрыт, затем максимально напрячь мышцы. Заключительное положение фиксировать от 3 до 5 секунд.
  11. Надавливать ладонями друг на друга с максимально возможным усилием.
  12. Зацеплять поочередно по одному пальцы одной руки с пальцами другой в замок, начиная с больших, и пытаться это сцепление разорвать.
  13. Поочередно упираться пальцами одной руки в ладонь другой.
  14. Поочередно сжимать каждый палец руки с большим пальцем, складывая в положение.
  15. Сцепите между собой 2 одинаковых пальца разных рук (большой с большим, указательный с указательным и т.п.). Теперь в течение нескольких секунд пробуйте разорвать получившуюся сцепку. Повторяйте с каждым из пальцев.

Указанные упражнения просты в выполнении и не требуют специализированного инвентаря. Выполняйте 3-4 упражнения по 10-15 раз каждый день или через день.

Материал подготовлен Самаренко Р.А., методистом ГМЦ ДОгМ

Словарь жестов

Однажды американский президент Ричард Никсон попал в неприятную историю. Выступая с речью в Бразилии, он по привычке вскинул вверх руку с соединенными кольцом большим и указательным пальцами. Для него, как и для любого американца, этот жест означал «о`кей». А для бразильцев — как скоро выяснилось — сексуальное оскорбление.

Лишь очень немногие жесты имеют универсальное значение. В основном это непроизвольные жесты, которые отражают наши эмоции и не только являются общими для всех людей, но и объединяют нас с приматами. Например, гориллы, как и люди, закрывают лицо руками, когда расстраиваются, бьют себя в грудь, чтобы продемонстрировать свою уверенность, и всплескивают руками, когда сильно волнуются. Практически во всех культурах человек, который пожимает плечами, демонстрирует неуверенность, безразличие или пренебрежение, а тот, кто зажимает нос рукой, сообщает о неприятном запахе. Поклон (головой или корпусом) является универсальным для всех культур выражением почтения. Однако наряду с универсальными жестами, безошибочно прочитываемыми представителями большинства культур, существует множество жестов, которые в разных культурах имеют совершенно различный (иногда — прямо противоположный) смысл. А сходные значения, наоборот, передаются разными жестами.
Трудности понимания языка жестов хорошо иллюстрирует один детский анекдот. Встречаются ковбой и индеец. Индеец тычет в лицо ковбоя указательным пальцем, а тот в него — двумя. На что индеец складывает руки домиком, а ковбой в ответ рисует в воздухе рукой волнистую линию. Вернувшись домой, оба пересказывают состоявшийся диалог. Ковбой: «Я только что встретил очень воинственного индейца. Он говорит: ‘Я тебе глаз выколю’. А я ему отвечаю: ‘А я тебе — оба’. Он мне: ‘Я тебя закопаю’. А я ему: ‘Я тебя утоплю'». А индеец пересказывает диалог следующим образом: «Я только что встретил сумасшедшего ковбоя. Я его спрашиваю: ‘Ты кто?’ Он отвечает: ‘Козел’. Я спрашиваю: ‘Горный?’ А он отвечает: ‘Нет, водоплавающий'».
Неправильное понимание жестов, свойственных представителям других культур, часто приводит к недоразумениям, обидам и даже конфликтам. Вот как в одних и тех же случаях жестикулируют разные народы.

Первый осмысленный жест, которому обучается младенец, еще не умеющий ни ходить, ни говорить,— это указание. Вытягивая руку в направлении заинтересовавшего его предмета, он сообщает взрослому: «Хочу это». А взрослый, прочитывая смысл жеста, протягивает ему игрушку или бутылочку с едой. Указательный жест встречается практически во всех культурах, но у многих народов, как и у русских, показывать пальцем считается неприличным. В большинстве западных культур указать на человека пальцем — значит проявить неуважение и продемонстрировать собственное превосходство. Индусы указывают пальцем только на нижестоящих, а для указания на человека, который стоит выше их на социальной лестнице, используют движение подбородка. Нейтральный указательный жест у индусов производится всей ладонью и напоминает позу Ленина на многочисленных памятниках: «Правильной дорогой идете, товарищи!»
В Индонезии для указания используется не указательный палец, а большой, а филиппинцы указывают на объект глазами и вытянутыми губами. Такой необычный для нас указательный жест довольно широко распространен также среди американских индейцев и некоторых африканских народов.

Привычный для нас «манящий» жест, когда рука поднята на уровень груди, пальцы направлены вверх и совершают покачивающие движения к себе, может быть прочитан некоторыми народами, например арабами, в прямо противоположном смысле — как требование уйти. Чтобы подозвать кого-то, арабы (и перенявшие у них этот жест испанцы и латиноамериканцы) переворачивают руку ладонью вниз и двигают пальцами, как будто роют землю. Точно так же подзывают людей в Японии, Китае и Гонконге. Правда, там можно увидеть и человека, который манит кого-то указательным пальцем. Но можно быть уверенным, что человек на такой призыв никогда не откликнется, поскольку этот жест предназначен только для животных.
Для того чтобы подозвать официанта, в разных странах тоже существуют специфические жесты. Например, англичане и американцы, подзывая официанта, изображают в воздухе целую пантомиму двумя руками, как будто они подписывают счет. А во Франции достаточно откинуть голову назад и сказать: «Месье!» В Колумбии и других латиноамериканских странах иногда, чтобы подозвать официанта, хлопают руками над головой, но этот жест считается проявлением недовольства.

Рукопожатие стало традиционным приветствием во многих регионах мира. В США и во многих странах Западной Европы этим жестом в равной мере пользуются и мужчины, и женщины. Однако в странах, где эмансипация не зашла еще слишком далеко (например, в Латинской Америке), не принято, чтобы мужчина первым протягивал руку женщине. В Китае и Японии рукопожатие принято только среди равных по социальному статусу партнеров, а вышестоящих чаще приветствуют вежливым поклоном. А в некоторых районах Мексики распространен обычай, пожимая друг другу руки, хватать партнера за большой палец.
У экзальтированных жителей Южной Европы (итальянцев, французов, бельгийцев) в качестве приветствия используется троекратный поцелуй. При этом многие из них почему-то уверены, что такое же приветствие принято и у русских. Иностранцы бывают очень удивлены, когда им объясняют, что у русских троекратный поцелуй имеет религиозный смысл и исполняется раз в год — на Пасху.
В Индии по-прежнему распространен традиционный приветственный жест — сложенные вместе руки пальцами вверх (как в молитве). На Филиппинах люди приветствуют друг друга легким поднятием бровей. А уроженец Тибета, встретив незнакомого, показывает ему язык. Этим знаком он хочет сказать: «У меня на уме нет ничего дурного».

Если для выражения восхищения вы привыкли использовать поднятый вверх большой палец, то во многих странах вы рискуете быть неправильно понятым. На Ближнем Востоке (например, в Иране) этот жест считается непристойным.
В Испании, Мексике и Колумбии, чтобы выразить восхищение, зажимают двумя пальцами мочку уха. Этот жест обычно используется для похвалы хозяйке за вкусную еду. Для выражения крайней степени восторга бразильцы могут даже закинуть руку за голову и дотянуться до противоположного уха.
Когда француз хочет о чем-то сказать, что это — верх изысканности и утонченности, он, соединив кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает воздушный поцелуй. А китайцы, выражая удовлетворение, просто подносят ладонь к губам.
Уникальный жест одобрения существует у турок: они поднимают руку вверх и медленно складывают пальцы в кулак, как будто что-то сжимают.
К жестам одобрения можно отнести и знаменитый американский жест «о`кей» (кольцо, образованное большим и указательным пальцем), который означает «все в порядке, все хорошо». В других культурах он может иметь совершенно иное значение. Во Франции он означает «ноль», «ничего не вышло», в Японии символизирует деньги и используется в ситуации купли-продажи (например, как просьба кассиру дать вам сдачу монетками). В Испании, Греции и Южной Америке этот жест носит сексуально-оскорбительный оттенок, примером чего может служить приведенная выше история с Ричардом Никсоном.

На Цейлоне благодарность часто выражается простой улыбкой, но если улыбаться слишком часто, это может быть понято как сексуальное заигрывание. Китайский жест, означающий «спасибо»,— это поднятые на уровень головы руки, сложенные в рукопожатие (у нас похожий жест означает «дружба» или «договорились!»).
В разных областях Китая существуют разные жесты, означающие благодарность за хорошее обслуживание в ресторане. В Северном Китае «спасибо» обозначается сложенными в кольцо большим и указательным пальцами (в отличие от жеста «о`кей» рука при этом не поднята вверх, а опирается на стол). В Южном Китае в знак благодарности постукивают пальцами по столу, что напоминает европейский непроизвольный жест нервозности и волнения.
Смысл этого жеста восходит к временам императора Цянь Луня из династии Цин. Однажды император путешествовал инкогнито по Южному Китаю со своими придворными. Чтобы не быть узнанным, император был одет в простое платье и прислуживал своим придворным за чаем. А те, чтобы втайне от окружающих выразить императору почтение и благодарность, изобрели жест, изображающий пальцами бесконечные поклоны.

Смотрите так же:  Боли в суставах пальцев рук при нагрузке

Жесты, означающие восхищение женской красотой, во всех культурах считаются нескромными. Но если в Европе женщины вполне благосклонно терпят всякого рода присвистывание, подмигивание, щелкание пальцами и посылаемые им воздушные поцелуи, то в азиатских странах за подобные восторги можно схлопотать по физиономии. Барышням также полезно уметь отличать простое заигрывание от грязных сексуальных намеков. Во Франции грубым сексуальным жестом является щелканье пальцами одновременно обеих рук и похлопывание ладонью одной руки по сжатому кулаку другой. В Греции сексуальные домогательства выражает постукивание пальцем по подбородку, подмигивание, свист и воздушные поцелуи. В Аргентине мужчина делает женщине непристойное предложение, постукивая по внутренней стороне бедра, а в Египте — постукивая друг о друга кончиками указательных пальцев.

Пьяный. Чтобы предупредить о том, что человек пьян, французы соединяют большой и указательный пальцы в кольцо и «надевают» это кольцо себе на нос. Голландцы в аналогичной ситуации постукивают указательным пальцем по носу.
Болтун. Чтобы показать, что им надоела чья-то бессмысленная болтовня, французы делают жест, имитирующий игру на воображаемой флейте. В Латинской Америке и на Ближнем Востоке для передачи смысла «болтун», «трепло» используются движения кистью, изображающие открывание рта.
Жадина. Чтобы показать, что человек жадный, в Колумбии ударяют пальцами одной руки по внутренней стороне локтя другой.
Лгун. Специфический жест для изображения вранья существует в Израиле. Когда израильтянин стучит указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой, он говорит: «Скорее трава вырастет на моей ладони, чем я поверю твоим словам». Во Франции указательный палец у нижнего века означает «ложь» или «меня считают лжецом».
Гомосексуалист. На Ближнем Востоке о нестандартной сексуальной ориентации человека сообщают следующим образом: облизывают мизинец и причесывают им бровь. У итальянцев аналогичный смысл передается пощипыванием мочки уха. В Испании существует оскорбительный жест со сходным смыслом, означающий также «девчонка» или «сосунок»: голова склонена набок, щека покоится на ладони (подражание позе засыпающего ребенка).

Жесты, изображающие ум и глупость, часто имеют противоположный смысл в разных культурах. Например, когда француз, немец или итальянец считает какую-либо идею глупой, он выразительно стучит себя по голове. Немецкий шлепок по лбу открытой ладонью — эквивалент восклицания: «Да ты с ума сошел!» А когда британец или испанец стучит себя по лбу, он, наоборот, доволен собой. Несмотря на то что в этом жесте присутствует доля самоиронии, человек все-таки хвалит себя за сообразительность: «Вот это ум!»
Немцы, американцы, французы и итальянцы имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает «сумасшедшая идея. »
Жест «палец у виска» у немцев и австрийцев означает «псих!», а в целом ряде африканских культур этот жест значит, что человек глубоко задумался. Во Франции палец у виска означает, что человек просто дурак, а в Голландии — наоборот, что он умный или сказал умную вещь.
Особенно запутанным является обозначение интеллектуального уровня собеседника в современном Израиле. На «официальном», общепринятом в стране языке жестов приложить палец к виску — значит похвалить кого-то за умную мысль. При этом многие этнические группы, населяющие Израиль, воспринимают этот жест по-другому. Для марокканских евреев, как и для французов, он означает «глупость», для американских евреев — «ты сошел с ума», а для выходцев из Румынии — «я думаю» или «подумай».

Утверждение и отрицание

Тех, кто привык понимать движение головой сверху вниз как «да», а из стороны в сторону как «нет», ждет много трудностей на Ближнем Востоке. В Саудовской Аравии «да» — это вращение головой из стороны в сторону (как у нас «нет»), а «нет» — это откидывание головы назад и прищелкивание языком. В Ливане и Иране, чтобы сказать «нет», достаточно резко поднять и запрокинуть голову, а чтобы сказать «да», наоборот, слегка наклонить ее вперед и вниз. В Турции отрицание выражается так: нужно откинуть голову слегка назад и прикрыть глаза. Утверждение у турок — наклон головы вниз и немного в сторону.
Злые языки утверждают, что именно кокетливая привычка принцессы Дианы слегка наклонять голову набок и вниз повлияла на ее благотворительную карьеру. Всякий раз, когда она посещала с гуманитарной мисией какую-нибудь из ближневосточных стран и выслушаивала там многочисленные просьбы о помощи, этот ее жест принимали за согласие помочь и рассыпались в благодарностях. Принцессе ничего не оставалось, как действительно выполнять просьбы всех страждущих.
В Индии и Малайзии в знак согласия покачивают головой от одного плеча к другому (этот жест в России означает осуждение).
В Германии «нет» часто обозначается помахиванием рукой из стороны в сторону (излюбленный жест советских руководителей на трибуне Мавзолея).
Болгары, как известно, в знак согласия мотают головой из стороны в сторону, а в знак отрицания — кивают. Легенда гласит, что эти жесты ведут свое происхождение от поступка одного народного героя. Турки-завоеватели склоняли его к отречению от веры отцов и к принятию ислама. Под угрозой смерти ему пришлось на словах соглашаться с ними, однако параллельным жестом он одновременно выражал отрицание. С той поры кивок в Болгарии означает «нет».

Привлечение внимания
Чтобы привлечь внимание к своим словам, бразильцы щелкают пальцами, одновременно резко отбрасывая руку в сторону. В Португалии, чтобы вас услышали, нужно вытянуть руку вперед ладонью вниз и покачать пальцами, как будто вы гладите кого-то по голове. Жест, который часто используется западными ораторами для привлечения внимания аудитории (вытянутая вперед ладонь с растопыренными пальцами), у греков означает грубое оскорбление.

Когда испанец или латиноамериканец дотрагивается указательным пальцем до нижнего века и слегка оттягивает его вниз, это означает: «Будь осторожен, смотри в оба!» Если француз или голландец потирает указательным пальцем нос, он предупреждает: «Здесь что-то нечисто», «Осторожней», «Этим людям нельзя доверять». Этот жест очень близок итальянскому постукиванию указательным пальцем по носу, что означает: «Берегись, опасность».

Сомнение, недоумение
Когда португалец стучит указательным пальцем по подбородку, этот жест означает: «Я не знаю!» А если постучать по подбородку большим пальцем, этот жест будет иметь совсем другое значение: кто-то умер. В Парагвае, чтобы сказать «Я не знаю», захватывают подбородок двумя пальцами, в Японии — покачивают рукой из стороны в сторону. Пуэрториканцы, покачивая пальцами кончик носа, спрашивают: «Что здесь происходит?»

Извинение
Если индус дотрагивается пальцами до вашего плеча, а потом — до своего лба, это означает, что он приносит вам свои извинения. А если он хватается за мочки своих ушей, то он глубоко раскаивается в содеянном и клянется в своей преданности. Этот жест является традиционным жестом слуги, которого распекает хозяин.

Пожелание удачи
Австрийцы, чтобы пожелать человеку удачи, складывают вместе два кулака и делают движение вниз, как будто бьют ими по столу. В США «на счастье» скрещивают средний и указательный пальцы. Тот же самый жест в России среди детей означает, что человек собирается сказать неправду. В Китае пожелание удачи — это пальцы, сцепленные в замок и прижатые к груди. Другой вариант китайского жеста — сцепленные между собой мизинцы. Это означает достижение неформального соглашения и надежду на то, что оно будет долгим. Наши дети используют тот же жест как символизирующий примирение, а в Латинской Америке и на Ближнем Востоке сцепленные мизинцы, наоборот, следует интерпретировать так: «Все. Мы поссорились».
АННА ФЕНЬКО

Популярный семиязычный разговорник

Взгляды и жесты. Невербалика

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Смотрите так же:  Кисть руки с маникюром

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза». К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Смотрите так же:  Мазь от боли в запястье

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.