Запястье болит гитара

Запястье болит гитара

Ребят, прошу помочь!

Учусь играть, играю 3-5 часов в день. Играю все подряд (в данный момент разучиваю Iron Maiden — The Trooper), а именно — их соло. После какого-то времени начинает болеть запястье левой руки (на грифе). Сижу на мягкой поверхности, гитара на левом колене, стараюсь держать гриф под наклоном вверх.

Собственно, вопрос: болеть должно? Может там какие мышцы привыкают иль чего? Но болит, на мой взгляд, в суставе запястья 🙁

Вывод напрашивается сам собой, конечно, но может посоветуете что? Я читал пару гайдов о правильной позиции. Вроде все делаю так, только под левую ногу не ставлю предмета никакого. Вот на ночь глядя стало страшно за руку :cry2:

ЗЫ: The Trooper классня композиция для новичков вроде меня — там и соло с бендами, слайдами и ПО/ХО, и квинты и чего там только нет. Ну и сам факт того, что сможете играть тему Iron Maiden’a :smoke:

А после игры на 5-6 струне через некоторое время страшно болят подушки пальцев. Как быть? Раньше подушки были твердыми. А теперь мягкие как кожа младенца))) Как быть??

играть дальше, пока опять не затвердеют)

А после игры на 5-6 струне через некоторое время страшно болят подушки пальцев. Как быть? Раньше подушки были твердыми. А теперь мягкие как кожа младенца))) Как быть??

Когда долго не играешь — то мозоли с подушечек сходят и надо заново их набивать.

у меня была дикая идея натянуть на обычную деревяшку пару струн и носить с собой везде, тренировать подушечки. Купил такую (http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CD4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fbaza.farpost.ru%2F4420907.html&ei=KPefT-2vLsiDtgf0lojdBA&usg=AFQjCNH1McvVKVMEavfeFbMjEi2BDQbeiQ&sig2=dOYN1G9_sKbLPONbxgeMfQ) штуку в итоге, там под резиновой накладкой имитация струн. И руку качаешь и пальцы остаются в тонусе.

ЗЫ: второй раз уже рекламирую эту штуку, просто до сих пор под впечатлением)

у меня была дикая идея натянуть на обычную деревяшку пару струн и носить с собой везде, тренировать подушечки. Купил такую (http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CD4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fbaza.farpost.ru%2F4420907.html&ei=KPefT-2vLsiDtgf0lojdBA&usg=AFQjCNH1McvVKVMEavfeFbMjEi2BDQbeiQ&sig2=dOYN1G9_sKbLPONbxgeMfQ) штуку в итоге, там под резиновой накладкой имитация струн. И руку качаешь и пальцы остаются в тонусе.

ЗЫ: второй раз уже рекламирую эту штуку, просто до сих пор под впечатлением)
Понятное дело, пальцы просто еще не привыкли. У меня тоже так было. Лучшее лекарство — это время

Ребят, прошу помочь!
гитара на левом колене, стараюсь держать гриф под наклоном вверх.

А тебе самому удобно так сидеть?
Просто я пробовал так сидеть, но из-за физиологических особенностей я не могу так держать гитару, и запястье как раз очень сильно устаёт!

А тебе самому удобно так сидеть?
Просто я пробовал так сидеть, но из-за физиологических особенностей я не могу так держать гитару, и запястье как раз очень сильно устаёт!

человек явно имел в виду классическую посадку. Какие ж у вас, уважаемый, «физиологические ососбенности», что вы при классической посадке испытываете дискомфорт? О о

Бывает, утомляется запястье. Делай перерывы небольшие, помассируй пальцы, потяни мышцы предплечья.
Посмотри John Petrucci — Rock Discipline, там он касается темы разминки в перерывах между игрой)

Спасибо за видео, очень внятно!

человек явно имел в виду классическую посадку. Какие ж у вас, уважаемый, «физиологические ососбенности», что вы при классической посадке испытываете дискомфорт? О о

По моему проблемы а ля «болит рука» обычно возникают как раз у тех кто старательно держит руки как написано в учебнике :wish:

человек явно имел в виду классическую посадку. Какие ж у вас, уважаемый, «физиологические ососбенности», что вы при классической посадке испытываете дискомфорт? О о

Ну скажем так, в ногах неудобно держится. Меня Джеймс Хетфилд поддержит, у него такое же телосложение, как у меня. Если найдёшь его с класс. посадкой, я попробую как-нибудь выпендриться, и поиграть в класс. постановке.

Спасибо за видео, очень внятно!

Да не за что) Мне тоже нравится, толково все разъясняет и даже с моим английским абсолютно все понятно)

Ну скажем так, в ногах неудобно держится. Меня Джеймс Хетфилд поддержит, у него такое же телосложение, как у меня. Если найдёшь его с класс. посадкой, я попробую как-нибудь выпендриться, и поиграть в класс. постановке.

http://www.youtube.com/watch?v=u_C2vSge6Bs&feature=related :guitpl:вперед и с песТней;) Дык что у Хэтфилда с телосложением все гут. На видео вроде ему ниче ниде не жмет))) Осваивайте, батенька, классическую посадку-играть легше будет намного, нежели например в фламенковой или свободной.

По моему проблемы а ля «болит рука» обычно возникают как раз у тех кто старательно держит руки как написано в учебнике :wish:

Ну, добуквенно следовать учебнику не стоит, право. Руки, телосложение то у всех разные. Оптимальный вариант -учебник+ преподаватель — тот хотя бы руки правильно поставит. Ну а ежели нет препода — самостоятельно можно отыскать позицию, при которой ничего болеть не будет.

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

Болезни суставов у музыкантов

музыковедьма 04 Август 2007 — 11:39

Исраэль 04 Август 2007 — 12:50

музыковедьма (Aug 4 2007, 08:39) писал:

Много лет я тоже страдал от болей в спине во время занятий, последние 8 лет я пользуюсь подставкой, которая крепится к гитаре и упирается на колено. Это даёт возможность опереться о спинку стула. Боли прошли сразу!

Toothpick 09 Август 2007 — 22:38

drakysha 09 Август 2007 — 23:42

slavka 10 Август 2007 — 15:57

Bugoff 10 Август 2007 — 16:08

Lolll 12 Август 2007 — 06:01

Leks 08 Ноябрь 2008 — 15:46

Dimitil1 08 Ноябрь 2008 — 17:21

Leks (Nov 8 2008, 15:46) писал:

Dima_Gretsch 08 Ноябрь 2008 — 21:23

sergeim 08 Ноябрь 2008 — 21:37

Dima_Gretsch (Nov 8 2008, 21:23) писал:

kamgor21 08 Ноябрь 2008 — 21:45

Astor 08 Ноябрь 2008 — 22:45

2Leks: срочно меняй постановку рук на клаве! тоже программер, и играю достаточно давно, в прошлом году начались очень серьезные проблемы. причем виноват именно комп: уехав в Севилью, через две недели почти забыл о болях, а уж там играть приходилось много, и на занятиях гоняли сильно. вернулся — те же две недели, и знакомые боли в запястье. в результате соорудил себе что-то вроде подставки для рук. суть в том, что руки лежат не на подлокотниках (не могу я печатать «правильно», болят пальцы, если кисти свешиваются), а на столе с подставкой высотой сантиметров 5, опора все равно в запястье, но изгиб не обратный, а естественный, как в той самой «правильной» посадке. стало ощутимо лучше, так что дело имхо именно в этом изгибе.
а лечить это бессмысленно и бесполезно, если не устранить источник нарушения.

————————————————-
насчет баррэ: в первую очередь посмотрите, где находится на грифе большой палец. часто при смене позиции на более высокую он «отстает», это недопустимо. пока руки здоровые — то вроде все ок, но при малейшем нарушении неверное распределение нагрузки сразу даст о себе знать. если есть какое-то неудобство в аккорде или движении, нужно обязательно найти способ его убрать — руки не прощают такой невнимательности..
Сообщение отредактировал Astor: 08 Ноябрь 2008 — 22:46

Ar 10 Ноябрь 2008 — 20:51

Dimitil1 (Nov 8 2008, 17:21) писал:

Dimitil1 10 Ноябрь 2008 — 21:30

Ar (Nov 10 2008, 20:51) писал:

Dimitil1 (Nov 8 2008, 17:21) писал:

PANTEL23 10 Ноябрь 2008 — 22:33

Ar (Nov 10 2008, 20:51) писал:

Dimitil1 (Nov 8 2008, 17:21) писал:

Вот я тут писал свою историю по поводу болей в запястье, почитай — там было пару мест. Съездил я по этим рекомендациям в институт Пирогова. Не знаю, правильно ли я понял тех, кто мне писал, но на деле там есть — институт Пирогова, тобишь больница, в которую так просто не попасть, а есть поликлиника Пирогова, где посещение ревматолога стоит 1500 руб. Ну там мне сказали примерно то же самое, что и до этого в институте ревматологии, что, мол, или играй с этими болями или вообще не играй. Ещё так же попросили достать большим пальцем до запястья — если типа можешь достать, то значит у тебя гипертрофированные суставы (так мне сказали) и из-за этого возникают эти боли во время игры. Ещё так же посоветовали носить фиксатор и подтягиваться, но этого этого никакой пользы. Так что не знаю, т.к. я очень далеко не профессионал, то смысла играть с болями не вижу. Играю так изредка минут 15-20 в день. Но попробуй туда съездить, и ваще чё у тя за проблема, похожа на мою? В-общем если чё узнаешь, пиши))

Смотрите так же:  Ночная боль в руках

kamgor21 11 Ноябрь 2008 — 00:22

Ar (Nov 10 2008, 20:51) писал:

Dimitil1 (Nov 8 2008, 17:21) писал:

Dimuz 11 Ноябрь 2008 — 03:03

kamgor21 (Nov 11 2008, 00:22) писал:

kamgor21 11 Ноябрь 2008 — 03:35

Dimuz (Nov 11 2008, 03:03) писал:

kamgor21 (Nov 11 2008, 00:22) писал:

Хорошо — своими словами, чтоб не запутать..

Травматический артрит(воспаление сустава(ов)) .
Основные, о которых речь — травма, ну с этим понятно — в результате травмирования суставной сумки туда попадает инфекция и начинается воспаление, острое или в длительной хронической форме.Если не вылечить быстро — может вызвать необратимые изменения в суставной сумке.
Но если вовремя — всё прекрасно лечится.

Ревматоидный артрит.
Аутоимунное заболевание — проще говоря, аллергия организма самого на себя, плюс присоединяется инфекция. Связана с неполадками имунной системы человека, артрит- это всего лишь внешнее проявление. Это общая болезнь соединительной ткани — поражается и сердечно-сосудистая система.Формы бывают различные — обычно многолетнтнее вялотекущее развитие.Причины — инфекция и скорей всего что-то в геноме не в порядке. Наследственная предрасположенность прослеживается..
Сообщение отредактировал kamgor21: 11 Ноябрь 2008 — 03:41

Боль в запястьях — guitar.talk — GuitarPlayer.Ru — Форумы для гитаристов

Последние несколько месяцев после 30-40 минут игры на гитаре начинают болеть, хрустеть запястья. На следующий день они еще продолжают ныть. Вообще не знаю что с этим делать, я переживаю
Сдал все анализы, сделал рентген суставов/пальцев. Ревматолог сказал нет никаких осложнений и просто играть с эластичным бинтом, но это не есть хорошо.
Могут ли это ныть связки? На запястья кроме гитары нет никаких нагрузок, спортом я не занимаюсь.

Может быть у кого-нибудь было нечто подобное и можете посоветовать что делать, к кому обратиться? Не хотелось бы из-за незнания себе навредить.

Мне вроде как врач сказал, что хруст без болевых ощущений ничего страшного. При вращении тоже постоянно хрустят и это напрягает

6 советов гитаристу, как избежать травм и боли в запястье

Дельные советы от одного из лучших гитаристов в Индии.

Профессиональные гитаристы подвергаются рискам нескольких видов физической боли. Наиболее распространенной проблемой является боль в спине, возникающая из-за неправильного положения сидя, боли в запястьях, локтях и пальцах.

Учтите тот факт, что гитарист проводит тысячи часов за своим инструментом, чрезмерно, по сравнению с другими людьми, тренируя свои мышцы. Из-за чего любая неправильная привычка может привести к травме.

Итак, давайте выясним, почему у гитаристов так происходит.

В моем случае появилась боль в запястье. Я без перерыва играю на гитаре в течение 4 часов. Потом отдыхаю и снова продолжаю. При этом я никогда не использовал ремень для гитары или что-нибудь подобное.

Любой слишком много практикующий гитарист может пострадать от боли в запястьях. В основном это происходит с рукой, которая прижимает аккорды на грифе гитары.

Качественное исполнение требует сильных мышц и сухожилия. Деформация в основном происходит, когда вы:

— Применяете слишком много усилий, прижимая струны для воспроизведения ультра-четких нот.

— Сгибаете запястье вокруг грифа и слишком быстро перебираете пальцами.

— Делаете слишком широкую растяжку с мизинцем, что дает дополнительную нагрузку на сухожилие.

— Повторяете одни и те же движения, что дает дополнительную нагрузку на сухожилия.

С целью профилактики риска боли и травм запястья я подготовил для вас 6 советов:

Всегда делайте простое разминочное упражнение: возьмите резиновый шар и сжимайте его несколько раз в течение минуты. Но обратите внимание, что данное упражнение можно использовать только с целью профилактики, но никак не лечения. Если вы уже получили травму — упражнение сделает только хуже.

— Укрепляйте мышцы запястья с помощью простого упражнения с легкими гантелями в каждой руке. Перемещайте запястье вперед-назад по 8-10 раз. Потом делайте небольшой перерыв и повторите снова. Нужно сделать 3-4 таких захода в течение нескольких минут.

— Отдохните в перерыве между игрой. Встряхните руки, чтобы сбросить напряжение. Измените свои движения, расслабьтесь, ходите, говорите, танцуйте, пейте и так далее. То есть, просто меняйте монотонные движения ваших рук.

— Совершенствуйте свои навыки постепенно. Не спешите с трудными упражнениями. Идите к высокому уровню исполнения шаг за шагом.

— Не сжимайте гриф слишком сильно.

— Используйте ремень, чтобы держать гриф гитары по диагонали, а не по горизонтали. Игра без ремня добавляет запястьям нежелаемого напряжения. К тому же, его использование делает вашу игру более гладкой и контролируемой.

Так что, знаете, друзья, если мы будем заботиться о наших руках, они будут играть намного лучшую музыку 😉

ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАПУЛЬСНИКИ ДЛЯ ГИТАРИСТОВ?

Опубликовано: 2013-12-22 / Автор: Сергей Хмарук

День добрый всем зашедшим на блог Твоя Гитара! Рассмотрим мы сегодня очень интересный вопрос касающийся того, зачем нужны напульсники для гитаристов. Скажу сразу, что вещь очень полезная и должна быть в арсенале, по крайней мере, у каждого гитариста, в том числе начинающего. Ну а теперь более подробно поговорим о наших напульсниках.

Впервые, когда я увидел напульсники, мне они казались просто атрибутикой в имидже музыкантов, и я не понимал их основного назначения, да мне и было тогда лет 11-12. Смотря на Джеймса Хетфилда (Metallica) я очень часто обращал внимание на этот элемент на его руках. Мне это нравилось, т.к. смотрелось очень круто. И лишь спустя несколько лет, когда я начал сам обучаться игре на гитаре, я наконец-то понял, зачем нужны эти напульсники.

Чтобы помочь вам с этим разобраться, я выделил несколько основных пунктов, касающихся использования напульсников. Итак:

  • снижение риска переигрывания рук и предотвращение травм запястий;
  • согревание мышц запястий для более комфортной игры;
  • фиксация кисти в лучезапястном суставе (чаще всего этот сустав перегибается в левой руке);
  • удобство при игре правой рукой (за счет мягкости напульсника корпус гитары уже не так сильно будет давить на запястье);
  • вытирание пота (например, с лица);
  • внешний вид (для красоты и крутости);
  • использование в качестве чехла (к примеру, в напульсник левой руки можно спрятать пару медиаторов);
  • чистота (на деке гитары не остается пот и грязь от вашей правой руки).

А вот что мне сказал по этому поводу мой знакомый:

«У меня за концерт на правой руке появляется раздражение – рука потная, трется постоянно о край деки. В итоге, появляется красное пятно и запястье болит. Напульсник спасает. Только очень часто я вспоминаю о нем уже после концерта».

Ну а теперь более подробно разберемся, что же собой представляет напульсник.

Напульсник – чаще всего, это трикотажная шерстяная повязка (материалы изготовления могут быть и другими), которая, как правило, одевается на руку в зоне запястья и предназначена для фиксации кисти.

Существует огромное разнообразие этих аксессуаров на любой вкус и цвет: длинные и короткие, дорогие и дешевые, менее тугие и более тугие. Купить напульсники можно в любом спортивном магазине или же заказать в интернете. Не обязательно покупать особо дорогие, достаточно купить за 100 руб. и вам их хватит с головой. А вообще, пробуйте различные варианты, т.к. вам никто лучше не подскажет, чем ваши личные ощущения.

Если вы играете на гитаре довольно часто и много часов проводите разбирая различные упражнения и гаммы, то соответственно, нагрузка на ваши руки все время увеличивается, поэтому в этом случае рекомендуется надевать напульсники, чтобы немного облегчить работу ваших рук.

Какие выбрать напульсники?

Это уже решать вам, попробуйте во время покупки примерять различные варианты и остановиться на тех, которые будут вам наиболее удобны. Но вот однозначно я бы вам не советовал брать кожаные напульсники, потому что они плохо согревают мышцы рук. А еще напульсники не должны слишком сильно давить на руку, т.к. это может зажимать мышцы и приводить к быстрому утомлению рук.

Зимой их можно носить практически все время для того, чтобы руки были всегда в тепле, ну а мышцы в тонусе. Также старайтесь регулярно стирать напульсники, а также менять их, когда почувствуете, что они стали растянутыми и уже начали болтаться на руке.

Надеюсь, что эта небольшая статья о том, зачем нужны напульсники для гитаристов, была вам полезна. Жду ваших комментариев и до новых встреч друзья!

Запястье болит гитара

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Пой, мой друг. Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другова,
Молодая, красивая дрянь.

Смотрите так же:  Туннельный синдром кисти рук

Ах, постой. Я ее не ругаю.
Ах, постой. Я ее не кляну.
Дай тебе про себя я сыграю
Под басовую эту струну.

Льется дней моих розовый купол.
В сердце снов золотых сума.
Много девушек я перещупал,
Много женщин в углу прижимал.

Да! есть горькая правда земли,
Подсмотрел я ребяческим оком:
Лижут в очередь кобели
Истекающую суку соком.

Так чего ж мне ее ревновать.
Так чего ж мне болеть такому.
Наша жизнь — простыня да кровать.
Наша жизнь — поцелуй да в омут.

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на хер.
Не умру я, мой друг, никогда.

Сергей Есенин: пой же, пой. На проклятой гитаре.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Писчий спазм и другие формы профессиональных дискинезий

Авторы: Косарев В.В. Бабанов С.А. (ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара)

Для цитирования: Косарев В.В., Бабанов С.А. Писчий спазм и другие формы профессиональных дискинезий // РМЖ. Медицинское обозрение. 2014. №27. С. 1974

Профессиональные дискинезии – координаторные неврозы (писчий спазм) – профессиональное заболевание, встречающееся преимущественно у обладателей профессий, осуществляющих высококоординированные движения кистью, рукой в целом, со значительным превышением количества стереотипных движений за смену по сравнению с нормальными показателями (программисты, музыканты, машинистки и др.) [1–7].

Термин «писчий спазм» используют для описания неврологического синдрома, характеризующегося своеобразным избирательным расстройством моторики руки, при котором нарушается преимущественно акт письма и часто затруднено выполнение других тонких движений пальцами. Писчий спазм принято считать фокальной формой дистонии руки (focal hand dystonia), его определяют как безболезненное расстройство движения, связанное с выполнением определенного действия.

К фокальным дистониям кисти, нарушающим выполнение определенных действий, помимо писчего спазма, относят профессиональный спазм кисти, спазм машинисток, спазмы музыкантов, игроков в гольф и др. Сегодня фокальная дистония рассматривается как неврологическое заболевание, возникающее в результате нарушений процессов торможения и возбуждения, циркуляции или интеграции, вовлекающих базальные ганглии, сенсорный таламус, соматосенсорную или сенсомоторную кору. Пациенты с фокальными дистониями кисти испытывают неловкость, нарушение координации в пальцах рук при выполнении определенных заданий («пальцы не слушаются»), напряжение мышц или непроизвольное скручивание кисти при попытке инициировать действие [6, 7].
Клинические проявления фокальных дистоний: тоническое напряжение в сгибателях 1–3 пальцев, в пронаторах кисти, повышение утомляемости руки, неточность движений пальцев, размашистость в написании букв, изменение почерка.

Не вызывает сомнений существование следующих разновидностей профессиональных дискинезий:
1) дискинезии при письме, а также при черчении – заболевание лиц, занятых конторским и умственным трудом («писчая судорога», «писчий спазм»);
2) дискинезии при работе на клавиатуре. Эта разновидность наблюдается у пианистов, машинисток пишущих машин, линотипистов, перфораторщиков;
3) дискинезия скрипачей и других музыкантов, играющих на струнных инструментах;
4) дискинезия «клопферистов» – телеграфистов и радистов, работающих на аппарате системы Морзе («клопфере»).
Наконец, не подлежит сомнению существование своеобразной дискинезии губ у музыкантов, играющих на духовых инструментах. При этом надо заметить, что у представителей некоторых профессий могут отмечаться 2 разновидности профессиональной дискинезии. В таком положении находятся, например, телеграфисты, которые при передаче работают на аппарате той или иной системы, а при приеме вынуждены писать с большой быстротой. Поэтому у телеграфиста может наблюдаться не специальная «дискинезия телеграфиста», а шаблонная «писчая судорога». В таком же положении находятся стенографистки, которые, расшифровывая свои стенограммы, обычно печатают их на машинке. У них также могут возникнуть «писчая судорога» и «дискинезия машинистки». Нарушения тонких движений кистью, которые возникают при ежедневном монотонном выполнении определенных действий (в данном случае печатании), могут проявляться симптомами фокальной дистонии кисти – спазма машинисток (keyboarder’s cramp, typists syndrome), или синдромом перетруживания (overuse syndrome), или профессиональными спазмами кисти (occupational hand cramp), или туннельными нейропатиями (синдром карпального или кубитального канала).

Наиболее типичный симптом профессиональной дискинезии рук – специфичность поражения, заключающаяся в нарушении только одной функции, лежащей в основе профессиональной деятельности: письма у конторских работников, игры на музыкальном инструменте у музыкантов, операторов компьютерной техники. В основе развития дискинезии лежит нарушение функционального состояния ЦНС [8].
Чаще координаторные неврозы развиваются в результате длительной монотонной работы на фоне эмоционального напряжения. Развитию дискинезии также способствуют определенные преморбидные черты: неполноценность опорно-двигательного аппарата (недостаточное развитие мышц плечевого пояса, сколиоз грудного отдела позвоночника), личностные особенности, возрастные изменения и другие дополнительные факторы, отрицательно влияющие на функциональное состояние нервной системы (психические травмы, инфекции и др.).
В классификации Govers выделяются следующие клинические формы: судорожная, паретическая, дрожательная и невральная.
Для судорожной формы характерно повышение тонуса в мелких мышцах кисти при выполнении строго дифференцированных профессиональных движений. При этом появляется чувство неловкости и тяжести в рабочей руке, изменяется почерк у лиц, работа которых связана с письмом.
При паретической форме во время работы наступает резкая слабость в мышцах кисти, при письме выпадает из рук карандаш или ручка. Дрожательная форма координаторного невроза проявляется тремором в рабочей руке, который возникает только при выполнении профессиональных операций. При невральной форме боль в мышцах рабочей руки возникает только во время работы. Боли имеют тянущий, ломящий характер, в процессе трудовой деятельности резко усиливаются, что нередко делает невозможным продолжение работы. Локализуются они в мышцах кисти, предплечья, реже – плеча. Мышцы при пальпации нормальной консистенции, без болезненных уплотнений.

При профессиональной дискинезии органических изменений в ЦНС не наблюдается. Все другие двигательные акты при участии тех же самых мышечных групп больные выполняют свободно. Особенностью профессиональной дискинезии является нарушение только одной функции, лежащей в основе профессиональной деятельности. Этот характерный признак выступает особенно отчетливо в начальных стадиях заболевания.
Например, больные, испытывающие значительное затруднение при письме, продолжают с успехом играть на рояле, гитаре, шить. По мере прогрессирования заболевания указанная специфичность утрачивается, начинают страдать другие двигательные функции, особенно сложные, требующие высокого уровня координации движений, причем нарушения часто носят смешанный характер: судорожная форма может сочетаться с невральной, паретическая – с дрожательной.

О.А. Шавловской, О.Р. Орловой, В.Л. Голубевым (2005) при наблюдении больных с писчим спазмом отмечены феномен парадоксальных кинезий и его разновидности, оказывающие положительное влияние на выраженность проявлений дистонии. При этом наиболее часто среди профессиональных кинезий встречались письмо крупными печатными буквами (100%), письмо при вовлечении проксимальных групп мышц руки (82,5%), письмо при помощи индивидуально подобранного писчего инструмента (67,5–80%), письмо необычными способами (67,5–75%), имитация акта письма предметом, не похожим на ручку (70%), письмо на размеченной бумаге (52,5%).
Доказано, что пациенты с фокальными дистониями кисти испытывают неловкость, нарушение координации в пальцах рук при выполнении определенных заданий, напряжение мышц или непроизвольное скручивание кисти при попытке инициировать действие. Одна из основных характеристик писчего спазма – этапность развития, когда первые симптомы кажутся не столь очевидными, а зачастую попросту игнорируются.
Дифференциальная диагностика проводится с локальной формой кинезигенного гиперкинеза («дистонии действия»), который рассматривается как локальная форма дистонии при центральном поражении экстрапирамидной системы. Иногда в определение гиперкинеза включается слово «безболевой», что имеет значение при дифференциальной диагностике. При предварительном медицинском осмотре необходимо предупреждать действие факторов риска при профвредностях. Для диагностики мышечных изменений, как изолированных, так и при сочетанной, в т. ч. и вертеброгенной патологии, используют электромиографию (ЭМГ).
ЭМГ определяет биоэлектрическую активность мышц в покое, при произвольных сокращениях, синергиях и позволяет определить степень двигательных расстройств и уровень поражения.
Глобальная миография позволяет выявить уровень поражения: супрасегментарный, сегментарный, субсегментарный.

При начальной стадии патологии периферической нервной системы от физических перегрузок, проявляющейся повышением порогов поверхностных видов чувствительности, оживлением сухожильных рефлексов, происходит усиление биоэлектрической активности. Для лиц с постоянным физическим напряжением плечевого пояса, верхних конечностей характерными являются изменения биоэлектрической активности в мышцах предплечий с отчетливой асимметрией и локальностью изменений. У людей, занятых на работах со значительными физическими нагрузками и имеющих клинические и субклинические изменения в мышечном аппарате, на ЭМГ отмечается усиление биоэлектрической активности мышц в покое, в то время как при произвольных движениях выявляется снижение амплитуд, особенно в сгибателях кистей, возникают извращенные соотношения между антагонистами и агонистами. Такие изменения связаны с отсутствием полного расслабления мышц в покое и быстрой их истощаемостью при напряжении. При этом нарушается структура электромиограммы, и изменяются координационные отношения. У лиц с выполнением в процессе труда высокодифференцированных мелких стереотипных движений руками изменения биоэлектрической активности отмечаются преимущественно в мелких мышцах кистей и выражаются прежде всего в нарушении структуры электромиограммы без существенной разницы между правой и левой руками.
При болевом синдроме изменяется ритм колебаний потенциала, при синергии появляются редкие и более длительные импульсы, чередующиеся «залпами». При произвольных сокращениях эти изменения сменяются частыми, беспорядочными колебаниями биопотенциалов мышц.

Стимуляционной ЭМГ изучается скорость проведения импульса с 2-х сторон в дистальных и проксимальных сегментах, в т. ч. по латенции F-волны – состояние корешкового проведения. При этом оцениваются форма, амплитуда и латентный период М- и F-волн. Анализируется период молчания в мышцах кисти в ответ на раздражение одиночным импульсом прямоугольной формы эфферентных волокон периферических нервов при произвольном напряжении мышц. Оцениваются амплитуда максимального и минимального М-ответов, количество двигательных единиц, длительность М-ответа, т. е. показатели, характеризующие степень выраженности аксональной дегенерации и демиелинизации.

Смотрите так же:  Шишки на пальцах рук у детей

Скорость проведения возбуждения и вызванных потенциалов действия нерва и мышцы следует определять при исследовании как двигательных, так и чувствительных волокон. Скорость проведения отражает функцию только быстропроводящих волокон нерва. Для определения скорости проведения вначале измеряется время наступления потенциала действия мышцы (в мс), при стимуляции двигательного нерва – возле самой мышцы (латентное время ответа в дистальной точке) и на некотором расстоянии в проксимальной точке. Из разницы латентного времени между двумя точками стимуляции вычисляется скорость проведения. Для большинства нервов скорость проведения в норме составляет 45–60 м/с. При аксональных дегенерациях скорость проведения снижается незначительно, хотя амплитуда потенциалов действия нервов и мышц прогрессивно уменьшается по мере того, как одно за другим полностью поражаются волокна. При сегментарной демиелинизации скорость проведения снижается в гораздо большей степени – до 60% и более от нормы.

С электрофизиологической точки зрения демиелинизация характеризуется другими особенностями: десинхронизацией (дисперсией) вызванных потенциалов действия мышцы, непропорциональным увеличением латентного времени ответа в дистальной точке, замедлением F-ответов (потенциалов действия, направляющихся к спинному мозгу и возвращающихся назад к мышце) и блокадой проводимости. Блокада проводимости определяется по внезапному резкому падению амплитуды вызванного потенциала действия мышцы при стимуляции в точках на все большем отведении (в проксимальном направлении) от регистрирующего электрода.
При отведении игольчатым электродом в здоровой мышце в состоянии покоя электрическая активность не регистрируется, а в случаях миотонических заболеваний, когда больной совершает произвольное мышечное сокращение, регистрируется возрастающее число двигательных единиц.

При первичных заболеваниях мышц амплитуда двигательных единиц снижена, при миопатии возникает диссоциация между низкой силой мышечного сокращения при произвольном сокращении и выраженной электрической активностью на электромиограмме. При патологии периферического нерва и задних корешков снижается амплитуда сенсорных потенциалов действия. Сенсорный потенциал действия при отведении поверхностными электродами несет информацию о состоянии толстых миелинизированных волокон. В случае денервации при произвольном сокращении число потенциалов двигательных единиц уменьшено, а амплитуда нормальная; в результате спонтанных разрядов отдельных мышечных волокон в покое возникают потенциалы фибрилляции. Возникновение спонтанной активности двигательных единиц в покое (фасцикуляций) является показателем поражения клеток передних рогов. При радикулоишемии поясничного уровня при электронейромиографии наблюдаются снижение скорости проведения по корешку (более 50% от нормы) и признаки пирамидного синдрома с усилением интернейрональных тормозных механизмов.

Лечение
Заболевшему писчим спазмом прежде всего необходимы строгое соблюдение режима, укрепление нервной системы и в первую очередь хороший сон. Врач назначает курсы общеукрепляющей терапии. В комплексном лечении используются специальная гимнастика, рефлексотерапия, тепловые процедуры. Специалисты зачастую рекомендуют больным научиться писать другой – здоровой рукой или советуют обучиться работать на компьютере. Во всех этих случаях происходит изменение стереотипа, при котором возникло заболевание. Помогает преодолеть писчий спазм некоторым больным тренировка в письме. В медленном, размеренном темпе пишут сначала черточки с интервалами, затем кружочки и, наконец, буквы. Одновременно врач может назначить препараты, расслабляющие мышечный тонус.
Больной должен помнить, что усложнять упражнения, убыстрять их темп необходимо с осторожностью, постепенно. В преодолении писчего спазма требуются упорство, последовательность. Очень важно обрести уверенность в своих силах, поверить в возможность выздоровления.

Наиболее прогрессивной является двигательная терапия, основанная на системной модели двигательного контроля. Для анализа выполнения специфического действия (задания) важно определить, какие движения остаются сохраненными, почти такими же, как в норме. Сохраненные (даже единичные) движения могут послужить стартовым моментом для восстановления контроля избирательных тонких движений.
Описаны моторные стратегии для пациентов с писчим спазмом – с успешным применением термопластических ортезов, которые имеют индивидуальную для каждого пациента конструкцию и снабжены общим механизмом для удержания ручки. Ортез позволяет «закрепить» пальцы в положении флексии, а запястье – в положении экстензии. В таком положении кисти при помощи ортеза пациенты обучаются писать. Как оказалось, все использовавшие это приспособление могли писать без какого-либо дискомфорта, при этом письмо становилось разборчивым. Длительность непрерывного написания могла достигать 1 ч (тогда как без этого приспособления длительность письма составляла не-сколько минут).

Немаловажное значение имеет то, чем (и в каком темпе) пишет пациент. Облегчение больным приносит такой писчий инструмент, который в момент письма почти не вызывает напряжения мышц кисти: письмо карандашом, фломастером или кистью, письмо в замедленном темпе (65–80%). Использование таких писчих инструментов не требует нажима и сжатия для воспроизведения текста – достаточно прикоснуться ими к листу бумаги.
Нередко больным приносит облегчение письмо на бумаге в клетку или крупную полоску. Пациенты отмечают, что разметка бумаги упорядочивает написание букв – надо «вписать» их в определенное пространство.
Также возможно использование компенсаторных поз, которые вырабатываются у каждого пациента индивидуально и способствуют уменьшению напряжения, боли или дрожания в руке, увеличению темпа письма. Благодаря им пациент долгие годы сохраняет трудоспособность, разборчивость почерка, компенсирует скорость письма.

Базовые принципы терапии фокальной дистонии у музыкантов базируются на следующем: необходимо определить палец с наиболее выраженными проявлениями дистонии, при этом не ограничивать движения в этом пальце. Следует определить те пальцы, которые не вовлечены в дистонию, и те, которые ограничивают самостоятельную двигательную активность дистонического пальца. Здоровые пальцы необходимо зафиксировать в положении, сходном с тем, в котором они согнуты в состоянии покоя, для того чтобы подобрать упражнения, выполняемые только дистоническим пальцем. Цель метода – увеличить по нарастающей скорость движения дистоническим пальцем при игре на инструменте до уровня, сопоставимого со скоростью движения других (здоровых) пальцев, а затем прогрессивно уменьшить скорость игры (при этом повышенные требования к точности исполнения исключаются). Методика иммобилизации оказалась актуальной с учетом идеи нейропластичности и получила положительный отклик при восстановлении функции кисти в случае фокальной дистонии.
Также при дистонии музыкантов используется техника повторных движений пальцами дистонической кисти в условиях иммобилизации одного или нескольких здоровых, не вовлеченных в дистонию пальцев. После терапии управление движениями дистонических пальцев существенно улучшается, а в ряде случаев достигает нормального стереотипа движений. Наряду с улучшением моторного поведения восстанавливается топография соматосенсорного представительства пальцев.

Немаловажное значение имеют профилактика и лечение профессиональных дискинезий, связанных с работой на компьютере (клавиатуре). Необходимы следующие мероприятия для ранней профилактики дискинезий и их своевременной коррекции:
1) использовать специальные вспомогательные приспособления для работы на компьютере (коврик для компьютерной мыши с гелевой подушкой; гелевая подушка под запястье для клавиатуры); мягкие гелевые валики приподнимают область сгиба запястного сустава над поверхностью стола и нивелируют влияние дополнительных провоцирующих факторов, способствующих изменению мышечного тонуса в заинтересованной области;
2) менять моторный стереотип (вид деятельности) в течение рабочего дня – каждые 30–40 мин делать короткие (3–5 мин) перерывы в работе за компьютером; необходимо вставать со своего рабочего места и совершать в свободном ритме вращающие движения и наклоны тела, чтобы снять нагрузку с поясничного отдела позвоночника, позволять глазам немного передохнуть, также в течение рабочего дня проводить самомассаж пальцев и использовать ладонный массажер – шарик с шипами для массажа ладонной поверхности кисти и эластичное пружинное колечко для массажа пальцев;
3) соблюдать здоровьесберегающий режим – «моторные каникулы» для рук в выходные дни: минимизировать нагрузку на кисть и пальцы (исключить, по возможности, рукоделие, игру на музыкальном инструменте), особенно в период повышенной нагрузки на работе; избегать ношения тяжелых сумок; надевать теплые перчатки и варежки в холодное время года;
4) правильно организовать рабочее пространство (эргономика – минимизация затрат): ставить клавиатуру на край стола прямо под экраном монитора; набирая текст, сгибать локти под прямым углом, держать руки параллельно друг другу; использовать коврик с оптимальной степенью скольжения; отрегулировать глубину установки, высоту и наклон монитора;
5) контролировать рабочую позу при выполнении заданий (положение головы, туловища, бедер, голеней, ступней, плеч, локтей, предплечий, кистей); сохранять правильную осанку; отрегулировать наклон спинки кресла и высоту сидения.

Добившись успеха, следует не допускать новых срывов, для чего нужно по-прежнему строго чередовать труд и отдых, правильно держать ручку, удобно сидеть во время работы и, главное, не писать очень быстро. Комплексная терапия помогает ликвидировать проявления координаторного невроза, однако полностью навыки письма восстанавливаются не у всех. Другие виды деятельности таким людям доступны.

Литература
1. Артамонова В.Г., Мухин Н.А. Профессиональные болезни. М.: Медицина, 2004. 432 с.
2. Вейн А.М., Голубев В.Л., Орлова О.Р., Шавловская О.А. Писчий спазм (клиника, диагностика, лечение). Пособие для врачей. МЗ РФ, 2003. 39 с.
3. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников. Самара: Офорт, 2009. 232 с.
4. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. Руководство для врачей. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 422 с.
5. Шустов В.Я., Королев В.В., Ольховская А.Г. Профессиональные болезни. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. 205 с.
6. Шавловская О.А., Орлова О.Р., Голубев В.Л. Феномен парадоксальных кинезий при фокальной форме дистонии – писчем спазме // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2005. № 9. С. 10–13.
7. Шавловская О.А. Пластичность корковых структур в условиях неврологического дефицита, сопровождающегося расстройством движения в руке. Современные подходы в реабилитации // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 6. С. 119–126.
8. Мухин Н.А., Косарев В.В., Бабанов С.А., Фомин В.В. Профессиональные болезни. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 496 с.

В последние годы все большее число наших соотечественников отправляются на отдых в дальние.